Функционирование региональной системы ранней помощи.




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@gmail.com

Порядок деятельности службы ранней помощи

(методические рекомендации для руководителей и специалистов)

Екатеринбург

Услуги ранней помощи.

Служба ранней помощи: методические рекомендации для руководителей и специалистов.

Часть 2. Порядок деятельности службы ранней помощи.

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Калинина Светлана Витальевна


Функционирование региональной системы ранней помощи.

 

Для успешного функционирования региональной системы ранней помощи в субъекте РФ создается единый межведомственный Координационный Совет, который осуществляет общее руководство деятельностью этой системы. В состав Координационного Совета входят представители различных ведомств: образования, социальной защиты, образования, некоммерческих организаций и других. Ниже на рисунке представлены функции Координационного Совета:

Первой и наиболее важной функцией работы Координационного Совета в субъекте РФ является разработка Региональной программы развития ранней помощи, которая последовательно реализуется на основе слаженной работы разных ведомств.

Следующая схема иллюстрирует это.

 


 


Как видно на схеме каждое ведомство кроме своих основных законодательно закрепленных функций, начинает выполнять функции, способствующие развитию и функционированию Региональной системы ранней помощи.

Новые функции ведомства здравоохранения в целях реализации Региональной программы ранней помощи:

- выявление детей, потенциально нуждающихся в услугах ранней помощи,

- быстрое направление выявленных детей целевой группы в организации, предоставляющие услуги ранней помощи.

В существующей мировой практике здравоохранение выявляет более 80% детей целевой группы в раннем возрасте.

Существующие ведомственные услуги здравоохранения, необходимые для реализации Региональной программы ранней помощи, реализуемые в рамках межведомственного взаимодействия, и не являющиеся услугами ранней помощи:

- ранняя диагностика нарушений структуры и функций организма;

- организация социально-психологической поддержки и консультирования родителей детей с выявленными нарушениями структуры и функций организма, генетическими нарушениями и пр. с привлечением специалистов других ведомств, специалистов ранней помощи;

- профилактика отказов от новорожденных;

- медицинское сопровождение детей целевой группы;

- направление детей, имеющих ограничения жизнедеятельности в бюро медико-социальной экспертизы.

Новые функции ведомства образования в целях реализации Региональной программы ранней помощи:

- выявление детей, нуждающихся в ранней помощи с использованием психолого-педагогического скрининга в организациях системы образования, с последующим направлением в организации, предоставляющие услуги ранней помощи.

Существующие ведомственные услуги в сфере образования, необходимые для реализации Региональной программы ранней помощи, реализуемые в рамках межведомственного взаимодействия, и не являющиеся услугами ранней помощи:

- обеспечение психолого-педагогической и коррекционной помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- услуги лекотек, групп кратковременного пребывания в ДОУ и прочие ведомственные услуги для детей раннего и дошкольного возраста;

- сопровождение перехода в систему образования, взаимодействие с ПМПК при определении специальных образовательных условий в соответствии с возможностями ребенка и с учетом выбора родителями образовательной организации.

Деятельность реализуется в образовательных организациях.

Новые функции ведомства социальной защиты в целях реализации Региональной программы ранней помощи:

- выявление детей целевой группы в организациях стационарного социального обслуживания, а также из воспитывающих их семей с последующим направлением в организации, предоставляющие услуги ранней помощи.

Существующие ведомственные услуги в сфере социального обслуживания, необходимые для реализации Региональной программы ранней помощи, реализуемые в рамках межведомственного взаимодействия, и не являющиеся услугами ранней помощи:

- обеспечение доступной среды жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, включая их обеспечение техническими средствами реабилитации, игровыми средствами, коммуникативными устройствами;

- преодоление социальной исключенности детей целевой группы из организаций стационарного социального обслуживания, а также из воспитывающих их семей по причинам социальной уязвимости, связанным с трудной жизненной ситуацией;

- диагностика социального окружения ребенка и семьи, прояснение запросов семьи, трудностей и ресурсов семьи, потребностей семьи, для планирования работы по сопровождению семьи, предоставления социальных услуг, включая организацию досуга и отдыха;

- обеспечение временного присмотра и ухода за детьми-инвалидами;

- оказание помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в трудоустройстве, в том числе на условиях неполной занятости, дистанционных и надомных форм занятости; создание условий для сочетания родителями выполнения трудовых функций и воспитания ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

Деятельность реализуется в организациях социального обслуживания населения, социально-психологических службах и вариативных формах временного присмотра и ухода за детьми в условиях учреждений социальной защиты и на дому (режим «передышка»).

 

Благодаря слаженной работе трех ведомств выстраивается работа по своевременному выявлению детей целевой группы и оперативному направлению семей в систему ранней помощи.

 


В соответствии с Региональной программой ранней помощи в одном или нескольких ведомствах создаются Структурные подразделения ранней помощи. Подразделения (службы) ранней помощи могут быть созданы в организации (учреждении) всех трех ведомств (образование, социальная защита, здравоохранение), в некоммерческой организации, при этом независимо от ведомственной принадлежности Подразделения ранней помощи оказывают детям и семьям аналогичные услуги, основанные на одних принципах и подходах.

Объектом услуг ранней помощи являются ребенок и семья.

Услуги ранней помощи детям целевой группы и их семьям реализуются, преимущественно, в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС), на междисциплинарной основе, и направлены на:

- улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);

- повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;

- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;

- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи

Количество Подразделений ранней помощи, создаваемых в субъекте РФ, должны быть определено на основе статистических данных, в среднем 1 Подразделение на 10000 детей раннего возраста. Ниже на схеме показано, что Подразделения могут различаться по величине, количеству штатных единиц, набору специалистов в зависимости от населенного пункта, в котором Подразделение работает.

 



Для того чтобы все структурные подразделения ранней помощи оказывали качественные и аналогичные услуги ранней помощи важно организовать систему профессионального сопровождения как собственно структурных подразделений, так и специалистов, работающих в них. Подобную профессиональную поддержку и ряд других функций должен выполнять Региональный ресурсно-методический центр по ранней помощи.

 

Организационная – организация и обеспечение механизмов взаимодействия ведомств здравоохранения, образования и социальной защиты в ходе разработки и реализации Региональной программы ранней помощи.

Координационная – обеспечение сетевого взаимодействия всех поставщиков услуг ранней помощи в субъекте по вопросам выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, предоставления услуг ранней помощи; организация межрегионального сотрудничества с учреждениями и организациями, предоставляющими услуги ранней помощи.

Аналитико-статистическая – сбор, обработка, анализ статистической и иной информации о деятельности служб ранней помощи, подготовка отчетов и рекомендаций, ведение единых информационных баз, с последующим направлением данных в Межведомственную рабочую группу по ранней помощи, с целью улучшения функционирования региональной системы РП.

Информационно-методическая – содействие методическим обеспечением поставщиков услуг ранней помощи в виде оценочных, диагностических, развивающих и др. программ и методик; справочно-информационными материалами; разработка методических руководств для специалистов и руководителей; организация мероприятий по обмену опытом между специалистами; информационная поддержка специалистов и руководителей; обобщение лучшей практики в сфере оказания ранней помощи.

Образовательная – содействие повышению квалификации специалистов организаций-поставщиков услуг ранней помощи, проведение общих супервизий, организация и проведение мероприятий и кратковременных семинаров; формирование кадрового ресурса.

Экспертная – содействие аттестации специалистов, работающих в подразделениях ранней помощи (участие в работе аттестационной комиссии); регистрация и ведение реестра организаций и специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи.

Инновационная – исследование современных технологий ранней помощи, внедрение и распространение современных технологий, обобщенного и систематизированного опыта по ранней помощи; подготовка и публикация учебных, методических пособий и рекомендаций по вопросам ранней помощи; реализация социально значимых проектов, направленных на развитие региональной системы РП.

 

Региональный ресурсно-методический центр по ранней помощи может быть создан на базе организации любой ведомственной принадлежности, включая негосударственные организации, по выбору региона.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: