Глава III. Современное значение концепции «одномерного человека» Г. Маркузе для политико-коммуникативных исследований




Развитая индустриальная цивилизация — это царство комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы, свидетельствующей о техническом прогрессе. В самом деле, что может быть более рациональным, чем подавление индивидуальности в процессе социально необходимых, хотя и причиняющих страдания видов деятельности, или слияние индивидуальных предприятий в более эффективные и производительные корпорации, или регулирование свободной конкуренции между технически по-разному вооруженными экономическими субъектами, или урезывание прерогатив и национальных суверенных прав, препятствующих международной организации ресурсов. И хотя то, что этот технологический порядок ведет также к политическому и интеллектуальному координированию, может вызывать сожаление, такое развитие нельзя не признать перспективным. Права и свободы, игравшие роль жизненно важных факторов на ранних этапах индустриального общества, утрачивают свое традиционное рациональное основание и содержание, и при переходе этого общества на более высокую ступень сдают свои позиции. Свобода мысли, слова и совести - как и свободное предпринимательство, защите и развитию которого они служили, - первоначально выступали как критические по своему существу идеи, предназначенные для вытеснения устаревшей материальной и интеллектуальной культуры более продуктивной и рациональной. Но, претерпев институционализацию, они разделили судьбу общества и стали его составной частью. Результат уничтожил предпосылки. Транспортные средства и средства массовой коммуникации, предметы домашнего обихода, пища и одежда, неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей посредством доставляемого им большего или меньшего удовольствия к производителям и через этих последних - к целому. Продукты обладают внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они оказывают, перестает быть просто рекламой; оно превращается в образ жизни. И это вовсе не плохой образ жизни - он гораздо лучше прежнего, - но именно поэтому он становится на пути качественных перемен. Как следствие, возникает модель одномерного мышления и поведения, в которой идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, вписываются в рациональность данной системы и ее количественных измерений (its quantitative extension). Одномерное мышление систематически насаждается изготовителями политики и их наместниками в средствах массовой информации. Универсум их дискурса внедряется посредством самодвижущихся гипотез, которые, непрерывно и планомерно повторяясь, превращаются в гипнотически действующие формулы и предписания. К примеру, "свободными" являются те институты, которые действуют (и приводятся в действие) в Свободном Мире; остальные трансцендентные формы свободы по определению записываются в разряд анархизма, коммунизма или пропаганды. Подобным образом всякие посягательства на частное предпринимательство, которые исходят не от него самого (или правительственных решений), такие как система всеобщего и всеохватывающего здравоохранения, или защита природы от чересчур активной коммерциализации, или учреждение общественных услуг, чреватых ущербом для частных прибылей, являются "социалистическими". Подобная тоталитарная логика свершившихся фактов имеет свое соответствие на Востоке. Там свобода провозглашена образом жизни, установленным коммунистическим режимом, в то время как все остальные трансцендентные формы свободы объявляются либо капиталистическими, либо ревизионистскими, либо левым сектантством. И в том, и в другом лагере неоперационалистские идеи воспринимаются как подрывные и изгоняются из образа жизни, а всякое движение мысли упирается в барьеры, провозглашаемые границами самого Разума.[23]

 

Заключение

«Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества» — книга фрейдомарксистского теоретика Герберта Маркузе, отобразившая результат его длительного исследования современного ему общества[24]. Является продолжением «Критической теории общества», разрабатывавшейся Франкфуртской философской школой, к числу представителей которой принадлежал и сам Маркузе.

Впервые книга вышла в 1964 году в США и в 1967 году была издана также в ФРГ. Книга серьёзно повлияла на идейно-политические установки движения «новых левых». По мнению исследователя Маркузе Дугласа Келлнера, «Одномерный человек» — один из крупнейших трудов 1960-х годов[25].

 

Если марксизм идет от рассмотрения общества к пониманию отдельного человека, а фрейдизм, наоборот, переходит от анализа влечений индивида к трактовке общественных тенденций, то Маркузе стремится совместить обе линии рассуждений. Репрессивное общество порождает одномерного человека, а подавляемый человек воспроизводит отношения принуждения.

 

Библиография

Источники на русском языке:

1) Дмитриев А. Н., Гловели Г. Д. — Неомарксизм;

2) Кавасила Н. — Нанонаука;

3) Большая российская энциклопедия;

4) Давыдов Ю.Н. — Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы М., 1997;

5) Под ред. Соколовского А. П. — «Неомарксизм» и проблемы социологии и культуры., 1980;

6) C. H. Земляной — Неомарксизм;

7) Новая философская энциклопедия: в 4 т.;

8) Давыдов Ю.Н. — Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы М., 1997;

9) Под. общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко — Фрейдизм // Большой психологический словарь;

10) Под ред. Прохоров А. М. — Маркс Карл // Большая советская энциклопедия 3-е изд.: Советская энциклопедия, 1969;

11) Гардарики М. — Философия: Энциклопедический словарь;

12) Маркс К. — Критика Готской программы

13) Фромм Э. — Человек для самого себя /пер. Жуковой Е.А. //Психоанализ и этика — М.: Республика, 1993

14) Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.Е — Маркузеанская критика западной цивилизации.

15) Г. Маркузе — «Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества»

 

 

Источники на иностранных языках:

1) Rose Louis The Freudian calling: early Viennese psychoanalysis and the pursuit of cultural science. — Wayne State University Press, 1998;

2) The Columbia Encyclopedia, Fifth Edition (1994);

3) Hall Stuart (1986) “The Problem of Ideology — Marxism without Guarantees”. Journal of Communication Inquiry;

4) Kellner D. «Introduction to the Second Edition» in H. Marcuse One-dimensional Man: studies in ideology of advanced industrial society. — London: Routledge, 1991.

Интернет – источники:

1) Herbert Marcuse. One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society, 1964. Герберт Маркузе. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. Перевод на русский язык: А. Юдин. — М., 2003. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5440 (дата обращения 11.12.18)

2) https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=43028


[1] Неомарксизм / Дмитриев А. Н., Гловели Г. Д. // Нанонаука — Николай Кавасила. — М.: Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 425—427. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.

[2] Ю. Н. Давыдов Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы М., 1997

[3] Согласно Хоркхаймера, среди сотрудников института «господствует единство по теоретическим вопросам… в высшей степени редко существующее в университетах» (Th. W. AdornozumGedachtnis. Eine Sammlung. Herausgegenen von Hermann Schweppenhauser. Frankfurt am Main, 1971, S. 19)

[4] «Неомарксизм» и проблемы социологии и культуры. Под ред. А. П.Соколовского М., 1980

[5] Неомарксизм / C. H. Земляной // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. — 2816 с.

[6] Ю. Н. Давыдов Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы М., 1997

[7] Фрейдизм // Большой психологический словарь / Под. общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М: АСТ. — 816 с. — (Biblio). — 3 000 экз. — ISBN 978-5-17-059582-2.

[8] Rose, Louis. The Freudian calling: early Viennese psychoanalysis and the pursuit of cultural science. — Wayne State University Press, 1998. — P. 177. — ISBN 9780814326213

[9] Маркс Карл // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969

[10] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[11] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[12] Илюшечкин, 1996, с. 98.

[13] Илюшечкин, 1996, с. 100

[14] Маркс К. Критика Готской программы

[15] Неомарксизм / Дмитриев А. Н., Гловели Г. Д. // Нанонаука — Николай Кавасила. — М.: Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 425—427. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.

[16] The Columbia Encyclopedia, Fifth Edition. (1994), p. 1215.

[17] Bullock, Trombley, 1999, pp. 387–88.

[18] Hall, Stuart (1986). “The Problem of Ideology — Marxism without Guarantees” (PDF). Journal of Communication Inquiry. 10 (2): 28—44.

[19] Фромм Э. Человек для самого себя /пер. Жуковой Е.А. //Психоанализ и этика — М.: Республика, 1993

[20] Антропология — Хинтибидзе Ц. Ч., Горозия В. Е. Маркузеанская критика западной цивилизации.

[21] Г.Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества»

 

[22] Г.Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества» с.338;

[23] Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=43028

[24] Мир словарей. Одномерный Человек. Исследование Идеологии Развитого Индустриального Общества

[25] Kellner, D. «Introduction to the Second Edition» in H. Marcuse One-dimensional Man: studies in ideology of advanced industrial society. — London: Routledge, 1991.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: