Требование об уплате налога и порядок его обжалования




Или, если налоговая служба ваши пояснения никак не восприняла, или, может, они сами еще что-то такое нашли в течение этого месяца, что было у вас неправильно, то второй вариант – это требование на уплату недоимки (п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть разговор короткий: либо да, мы с вами согласны, либо вот вам недоимка, давайте ее погасите. Требование выставляется в общеустановленном порядке (ст. 69 НК РФ отвечает за этот вопрос), и если в требовании не указан иной срок, то оно должно быть погашено в течение восьми рабочих дней с момента получения (п. 4 ст. 69 НК РФ). В противном случае по НК РФ будут списаны с соответствующей суммы, если они у вас на счете есть (п.п. 1, 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ). То есть видите, как здесь все интересно происходит: декларацию не подаешь, камеральной проверки нет, но тем не менее деньги жестоко и быстро оказываются в бюджете, и противостоять этому мы практически никак не можем, потому что вот требование, вот списание, и все. Даже если вы не захотели сами погасить это требование, то деньги уйдут безакцептно.

Потом, если вы все равно не согласны, то есть вы считаете, что вас ограбили, насильно деньги отобрали, а на самом деле вы были правы, пожалуйста, у нас есть механизм обжалования ненормативных актов налоговых органов, стандартный механизм (ст. 138 НК РФ). Сначала в управление по региону жалобу, потом – суд, если там вас тоже не поняли. Здесь механизм обычный, такой же, как вы применяете, когда хотите оспорить решение налогового органа, например, по результатам налоговой проверки.

Вот это такой как бы «повседневный» момент, то есть как мы будем проживать каждый год, вот в таком ключе. Но ведь это еще не все.

Сообщение об объектах

Допустим, вы получаете требование, а там не все объекты. Это весьма вероятно, потому что учет имущества у нашего государства не на самом высшем уровне построен, к сожалению, и вы можете владеть объектами, которые отсутствуют в каких-то реестрах, или, наоборот, уже давно не владеете, а в реестрах эти объекты все еще есть. В общем, здесь вот эти ножницы вполне вероятны.

Так вот, в том случае, когда вы увидели, что в пришедшем вам сообщении – помните, мы обсуждали сообщения о начисленном налоге по данным налоговой службы, я вам сказала, что в сообщении есть перечень всех объектов обложения, как их видит налоговая служба. Вот вы пробежали этот перечень в таблице номер один в этих сообщениях, и там какого-то объекта вы не нашли: какого-то земельного участка или какого-то транспортного средства. Но про себя вы знаете, что это объект обложения, и по каким-то причинам он на глаза налоговой не попался. Повод ли это обрадоваться и не заплатить налог? Конечно, нет. Вы не можете со спокойной душой утверждать, что раз налоговая не знает, значит, мы ничего не должны. Конечно, вы должны. В том случае, если это объект обложения, то не важно, знает ли проверяющий. Ваше дело – заплатить налог. Но ваше дело еще и сообщить государству о наличии у вас вот этих несметных богатств. Причем здесь есть такая особенность, которую нельзя упустить. Мы, все время, говоря на эту тему, ссылались на различные статьи НК РФ, но эти статьи принадлежат у нас гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» и гл. 31 НК РФ «Земельный налог». А вот здесь уже хочу сослаться на ст. 23 НК РФ – это ч. 1 НК РФ. Не заблудитесь, видите, надо подключить сюда и положения ч. 1 НК РФ. Итак, ст. 23 НК РФ – это обязанности налогоплательщика – пополнилась с 1 января 2021 года новым пунктом. П. 2.2 ст. 23 НК РФ предполагает, что, если вы, прочитав сообщение о транспортном или земельном налогах, не нашли каких-то объектов налогообложения, вы обязаны до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом, передать сообщение об объектах налогообложения в любой налоговый орган по своему выбору. Сделать это можно по любому каналу связи, кроме личного кабинета налогоплательщика, потому что личный кабинет налогоплательщика для этих целей не предназначен. Все остальное – пожалуйста, подойдет. ТКС, отнести сообщение лично, отправить по почте – вот это подходит (Приказ ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@). Только не через личный кабинет налогоплательщика, пожалуйста.

Итак, допустим, вам приходит это сообщение с рассчитанным налоговой службой налогом. Например, за 2020 год летом 2021 года вы это сообщение получили. Вы там не обнаружили какой-нибудь земельный участок или какой-нибудь летательный аппарат, который у вас есть и облагается транспортным налогом. Когда вы должны передать сообщение о том, что у вас есть такое счастье, как это имущество? До 31 декабря 2021 года. То есть до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом. Однократно такое сообщение передается. Если в будущем году налоговая наступает на те же грабли, то есть опять этот же объект забывает включить в сообщение, вы уже имеете право их не уведомлять, потому что это однократное сообщение (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Если такая же история случится с другим объектом – тоже однократно нужно будет о нем сообщить, будь то 2027 год – когда угодно. Когда случится событие – что вы сообщение получили за прошлый год, а там объекта нет – извольте в следующем году до конца года передать информацию о наличии у вас соответствующего имущества в любой налоговый орган по вашему выбору.

Форма сообщения есть, она утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@. И отмечу, что есть штраф за то, что ты это сообщение не передаешь. Штраф предусмотрен ч. 3 ст. 129.1 НК РФ – это 20% от суммы не уплаченного за этот объект налога. Таким образом мы видим, что, если вы налог заплатили (по данным налоговой у вас числится переплата, потому что они этого объекта не видят), но сообщение не передали, штрафа не будет. В противном случае штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога.

Я исхожу из того, что налог вы платите как законопослушный налогоплательщик и не пытаетесь сыграть на неосведомленности налоговиков о наличии у вас объектов обложения.

Далее. Что касается ситуации с передачей этого сообщения. Вы не обязаны передать вышеозначенное сообщение в том случае, если у вас сумма льготы полностью покрывает сумму налога, если какое-то имущество не является объектом налогообложения или вы уже в отношении этого объекта подавали заявление на льготу (п. 5 Приказа ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@, п. 2.2 ст. 23 НК РФ). То есть в любом из этих случаев получается, что либо у вас нет налоговых обязательств, либо налоговая всяко знает об этом объекте, тогда это информирование уже не имело бы никакого смысла.

Льготы

Еще один очень важный вопрос с транспортным и земельным налогами. Начиная с налогового периода 2020 года для юридических лиц введен заявительный порядок пользования льготами (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, п. 8 Приложения к Письму ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@, Письмо ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@). Опять это объясняется бездекларацонным режимом, ведь раньше я в декларации указывала соответствующий код льготы (федеральный или региональный), и было понятно, что вот у меня льготный объект и вот как это сказалось на уплате налога. Теперь декларации нет. Каким образом я должна донести до налогового органа информацию о том, что такой-то земельный участок, такое-то транспортное средство у меня налогом не облагаются? Через заявление. Еще раз: этот порядок действует с налогового периода 2020 года, форма заявления утверждена, заявление предоставляется каждый налоговый период. Обратите внимание, оно не является бессрочным. Если вы посмотрите форму соответствующего заявления (а она утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@), вы увидите, что один из реквизитов этого заявления – это срок, на который вы запрашиваете эту льготу, с какого по какое число. То есть вы указываете некий налоговый период или часть налогового периода, в течение которого вы этой льготой, по вашему мнению, имеете право воспользоваться. И получается, что раз вы этот период обозначили (с … по), и заявлением надо по окончании этого периода опять на новый период запрашивать льготу. Значит, оно не бессрочное.

А дальше начинаются особенности, связанные с тем, что в НК РФ про эти заявления на льготу все очень лаконично сказано. Кстати, вы смотрите на ст. 361.1 НК РФ в части транспортного налога и ст. 396 НК РФ в части налога на землю. Так вот, просто написано: нужно подать заявление на льготу. Есть бланк заявления, хорошо. У меня вопрос: когда подавать это заявление? В начале налогового периода, по окончании налогового периода, а когда мне скажут: «Ой, уже поздно»? Вдруг так случится? А вот авансовые платежи если у нас есть по этим налогам, а я когда должна с заявлением бежать? До уплаты авансовых платежей, после? Не вынесут ли мне общественное порицание за то, что я льготой злоупотребила? Как это все работает? На эту тему ничего в НК РФ и не сказано.

Но бедой большой это не является благодаря тому, что у нас есть два весьма содержательных письма ФНС по поводу того, как правильно надо отработать историю на тему этих льгот. Одно Письмо ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@, другое Письмо ФНС России от 03.12.2019 N БС-4-21/24690@. Обязательно с ними ознакомьтесь. Главные выжимки из этих писем такие. Срок подачи заявления законом не установлен, но подавать его следует после окончания налогового периода, за который вы просите льготу, что объясняется тем, что налоговый орган хочет оборачиваться назад и смотреть, что да, вот такой-то период прошел, и действительно в течение этого периода у вас были вот такие-то основания для пользования льготой. Логично, если я попрошу льготу форвардно, то как мне ее могут предоставить? Никто же не знает, как фишка ляжет, поэтому в данном случае просить льготу на будущее бесполезно. Заявление-то у вас примут, потому что нет возможности не принять, но рассматривать начнут только после того, как год все-таки закончится.

Поэтому не торопитесь с подачей этого заявления. Подать нужно после окончания налогового периода или, например, после того как у вас прекратился объект обложения. Тут уже тоже можно встрепенуться, потому что точка в жизни такого-то объекта в вашей реальности поставлена.

Теперь что касается того, какие еще есть возможности. Можно подать заявление на льготу как ответ на сообщение о рассчитанной налоговиками сумме налога? Можно (п. 6 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Вот вы заплатили налог, в течение шести месяцев от них расчет получили, увидели, что там льгота не показана, и в ответ в составе пояснений подаете заявление: «А вот у нас такая-то льгота имеется». Это не поздно. Несмотря на то, что по окончании налогового периода уже прошло больше полугода и уже налог заплачен, ничего страшного. Никаких санкций за то, что вы самовольно воспользовались льготой, в данном случае не будет.

Точно так же в этих письмах (письма ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@, от 03.12.2019 N БС-4-21/24690@) поясняется, что вы имеете право спокойно пользоваться льготами в отношении авансовых платежей, а уже постфактум проинформировать о своих правах налоговые органы. Здесь тоже никаких претензий не будет.

И обращаю внимание на еще два письма (одно – Письмо ФНС России от 16.01.2020 N БС-4-21/392, другое – Письмо Минфина России от 01.10.2018 N 03-05-04-01/70113) по поводу того, что, если в отношении вашего объекта имеется не освобождение от уплаты налога, а применяется по тем или иным причинам пониженная ставка налога, это не льгота, и вот на пониженную ставку заявление подавать излишне. Это не требуется. Конечно, если подадите, это не наказуемо никак, но потребности такой нет. То есть это не считается льготой.

Зачет переплаты
и уточненные декларации за прошлые периоды

И последний момент, который нам тут очень важен. Вот допустим, у вас образовалась переплата по транспортному или земельному налогам. Общий порядок работы в этой ситуации установлен ст. 78 НК РФ: подаете заявление по любому налогу, кроме вот этих двух, потом ваше заявление рассматривается после того, как текущий период откамералит налоговая по декларации. Почему такой порядок действует уже с конца 2019 года? Потому что мало ли когда у вас там была переплата два года назад. Сейчас-то может быть недоимка. Поэтому сначала отчитались за текущий период, прошла камералка, переплату посмотрели, не надо ли в счет недоимки зачесть, и только потом уже, пожалуйста, оставшейся суммой можете распорядиться (п. 8.1 ст. 78 НК РФ). Но по этим-то налогам – и по транспортному, и по земельному – декларации нет, как же тогда с зачетом переплаты?

И вот здесь установлен с 2021 года новый порядок, предусмотренный п. 5.1 ст. 78 НК РФ. Вы можете подать заявление на зачет переплаты по этим налогам в любой момент, когда вам заблагорассудится. Рассматриваться она будет после того, как налоговая сформирует сообщение со своей версией, сколько налога нужно было заплатить. Вот после этого оно будет рассматриваться. То есть по сути получается, что вы могли подать заявление, а рассматриваться оно будет через полгода, через год, через девять месяцев и так далее – в зависимости от того, когда вы, собственно, обратились в налоговую, и когда это сообщение для вас налоговая служба сформировала и вам непосредственно направила. Интервал между моментом подачи заявления и моментом его рассмотрения может быть весьма впечатляющим, как видите, и обвинить налоговый орган в том, что они задержали принятие решения, нам в данном случае не удастся. Все в рамках действующего законодательства.

Перед тем как закончить наш разговор, отмечу, что, если у вас возникла необходимость подать уточненные декларации за годы, предшествующие 2020 году, пожалуйста, это сделать можно (Информация ФНС России «С 2021 года для организаций отменяется обязанность представления деклараций по транспортному и земельному налогам»). Бездекларационный режим введен в отношении налогового периода начиная с 2020 года, следовательно, за предыдущие годы в случае необходимости уточненки у вас налоговый орган примет.

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: