Производственно – техническая база предприятий автомобильного транспорта (ПТБ)




Практическая работа № 2

Производственно-техническая база предприятий автомобильного транспорта

Цель занятия: изучение общих вопросов развития производственно-технической базы автомобильного транспорта, ее создания и организации функционирования.

Знания, умения, формируемые компетенции: Формирование способностей к самообразованию и использованию в практической деятельности новых знаний и умений; формирование знаний и умений системного подхода к анализу состояния и перспектив развития наземных транспортно-технологических средств, их технологического оборудования и комплексов на их базе; формирование способностей анализировать состояние и перспективы развития технологий и оборудования для технического обслуживания, диагностирования и ремонта наземных транспортно-технологических средств.

Материальное обеспечение: методические указания, калькуляторы, оргпринадлежности для оформления графиков.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Производственно – техническая база предприятий автомобильного транспорта (ПТБ)

Для поддержания парка автомобилей в технически исправном состоянии предприятия автомобильного транспорта имеют ПТБ.

Производственно – техническая база автомобильного транспорта представляет собой совокупность зданий, сооружений, обо­рудования, оснастки и инструмента, предназначенных для диагностики, ТО, TP и хранения подвижного состава, а также для создания необходимых условий для работы персонала.

Основное требование к ПТБ — обеспе­чение требуемого уровня технической готовности подвижного соста­ва для выполнения перевозок при наименьших трудовых и матери­альных затратах.

Уровень развития ПТБ оказывает существенное влияние на по­казатели работы автопредприятия. По данным Научно-исследовательского ин­ститута автомобильного транспорта (НИИАТ), при повышении сто­имости (оснащенности) ПТБ на 1 т суммарной грузоподъемности подвижного состава затраты на его ТО и TP сокращаются в 1,5 раза при существенном росте коэффициента технической готовности и прибыли.

Специалистами НИИАТ установлено, что для нормальной дея­тельности автопредприятий (АТП) основные производственные фонды автомобильно­го транспорта, приходящиеся на подвижной состав, должны состав­лять 40... 50 %, а на ПТБ — 50... 60 %. Опережающий рост парка ав­томобилей привел к тому, что обеспеченность предприятий произ­водственными площадями для ТО и TP составляет 50...65 %, а уро­вень механизации — 25... 30 % от нормативных.

В то же время анализ показывает, что, несмотря на отставание ПТБ, степень ее использования невысока из-за недостатков в орга­низации и технологии производства. В ряде АТП, особенно мелких, потери рабочего времени вследствие низкого уровня механизации и нерациональной технологии производства составляют до 40 %.

Уровень развития ПТБ во многом определяется размерами и фор­мами организации производственной деятельности АТП.

 

1.2. Виды предприятий автомобильного транспорта

В зависимости от назначения, функций, характера и видов пере­возок и организации производственной деятельности различают сле­дующие предприятия автомобильного транспорта:

• автотранспортные;

• автообслуживающие;

• авторемонтные


Автотранспортные предприятия. По характеру перевозок и типу подвижного состава различают следующие АТП:

1) пассажирские: легковые (таксомоторные и по обслуживанию учреждений и организаций); автобусные;

2) грузовые;

3) смешанные (выполняют грузовые и пассажирские перевозки);

4) специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.).

По целевому назначению, характеру производственно-хозяй­ственной деятельности и подчиненности различают следующие ос­новные АТП: комплексные и кооперированные.

К комплексным АТП относятся предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и TP подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и марок подвижного состава. Установившийся размер комплексных АТП имеет широкий диапазон: для грузовых — 50—-300 и более единиц подвижного состава, для автобусных — 50—500 ед. подвижного соста­влю легковых таксомоторных — 50—300 ед. подвижного состава.

К кооперированным АТП относятся предприятия, входящие в состав производственного автотранспортного объединения. Деятельностъ этих предприятий осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также полной или частичной централизации производства работ по ТО и TP подвижного состава. Производственное автотранспортное объединение организуется путем объединения в городе или районе предприятий одинакового назначения. Обычно они состоят из базового наиболее передового и хорошо оснащенного предприятия и подчиненных ему предприятий — филиалов объединения.

К автообслуживающим преприятиям относятся:

- БЦТО;

- СТО;

- АЗС;

- стоянки автомобилей;

- пассажирские автостанции и автовокзалы;

- грузовые автостанции и автоплощадки;

- мотели и кемпинги.

Авторемонтные предприятия. К авторемонтным предпри­ятиям относятся:

• авторемонтные заводы;

• мастерские по ремонту автомобилей;

• авторемонтные производства, специализирующиеся на ремон­те определенных агрегатов автомобилей.

 

На транс­порте общего пользования получили развитие преимущественно комплексные АТП, средний размер которых составляет 150—250 ав­томобилей.

Значительная доля смешанных АТП (до 50 %), включают в себя подвижной состав различного типа (грузовые автомобили, автобусы, автомобили-такси), а также большая разномарочность подвижного состава затрудняют организацию ПТБ и выполнение ТО и ТР.

Развитие ПТБ предприятий автомобильного транспорта нераз­рывно связано со строительством новых, расширением, реконструк­цией и техническим перевооружением действующих предприятий. При отнесении предприятий автомобильного транспорта к тому или иному виду строительства руководствуются следующим.

1) Новым строительством считается создание предприятия на новой площадке по первоначально утвержденному в установленном порядке проекту.

2) Расширение действующего предприятия — это строительство филиала названного предприятия, строительство нового и расшире­ние существующего здания или сооружения для ТО и TP подвижно­го состава, открытой или закрытой стоянки для его хранения, а также пристройка помещения к существующему зданию.

3) Реконструкция действующего предприятия включает в себя: пе­реоборудование или строительство здания или сооружения основно­го производства, вызываемое ликвидацией существующего здания или сооружения из-за ветхости или износа; строительство взамен устаревшей открытой или закры­той стоянки, здания или сооружения для ТО и TP, контрольно-пропускного пункта, диагностического комплекса, устройства для подо­грева в зимнее время двигателей автомобилей на открытой стоянке. Реконструкция обеспечивает возможность наращивания мощно­стей в более короткие сроки и с меньшими затратами капитальных вложений, чем при новом строительстве. При этом как строительство новых предпри­ятий, так и реконструкция действующих должны осуществляться с учетом требований научно-технического прогресса на автомобиль­ном транспорте и в экономическом комплексе страны.

4) Техническое перевооружение действующего предприятия связано с установкой технологического обору­дования новых типов (моечных машин, подъемников, стендов и дру­гого более производительного оборудования) без расширения про­изводственных площадей; внедрением диагностического оборудова­ния, новых технологических процессов; с отдельными мероприятиями по охране природы, улучшению состояния вспомогательных служб (включая объекты, обеспечивающие улучшение условий и организа­ции труда), инженерных сетей и складского хозяйства.

Расширение, реконструкция и техническое перевооружение дей­ствующих, а также строительство новых предприятий при соблюде­нии максимальной эффективности капитальных вложений требует знания проблем, связанных с проектированием предприятий авто­мобильного транспорта.

В основе проектирования АТП и СТО лежат проектные решения по технологии и организации производства ТО и TP, разрабатывае­мые при технологическом проектировании предприятия.

 

1.3. Инвестиции на развитие производственно-технической базы

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные и интеллектуальные права, вкладываемые в объекты с целью получения прибыли или достижения иного положительного эффекта.

Инвестиции в зависимости от объекта инвестирования бывают:

- реальными (реальными инвестициями называют инвестиции на приобретение, покупку реального капитала, составляющего активы предприятия или отрасли);

- финансовыми;

- спекулятивными.

Реальные инвестиции могут быть реализованы в форме материальных активов: основных производственных фондов, земли, транспортных средств, передаточных и перегрузочных устройств, машин, механизмов, агрегатов и пр., оплаты строительства или реконструкции объектов недвижимости производственного назначения; производства капитального ремонта основных фондов разного вида; вложений в нематериальные активы: НИОКР, патенты, лицензии, права пользования, авторские права, базы данных, программы и программное обеспечение, товарные знаки и бренды, ноу-хау и инновации, технологии и открытия; вложений в развитие человеческого интеллектуального капитала трудовых ресурсов отрасли и предприятия: образование, научные исследования, подготовка и переподготовка кадров, формирование кадрового резерва.

Финансовыми инвестициями называют инвестиции, направленные на приобретение ценных бумаг и других финансовых активов.

Финансовые инвестиции рассматривают как косвенную покупку капитала через увеличение финансовых активов. Основными формами финансовых инвестиций являются: приобретение ценных бумаг (в основном через финансовые биржи или свободный взаимозачет и оборот между предприятиями); кредиты банков или других финансовых учреждений; заключение лизинговых сделок; аренда имущества; смешанные инвестиции (одновременное использование нескольких способов инвестирования на договорных условиях между контрагентами инвестиционного проекта).

Спекулятивными инвестициями называют приобретение активов для дальнейшей их перепродажи в связи с возможным изменением цены и получением дополнительной прибыли.

Формы спекулятивных инвестиций: приобретение валюты разных стран или "игра на разнице курсов валют"; приобретение драгоценных металлов в виде открытия специальных форм обезличенных металлических счетов, на которых формируется величина финансовых ресурсов, равная стоимости определенного объема драгоценного металла; покупка всех видов ценных бумаг (акции, облигации, векселя, сертификаты институтов совместного инвестирования и др.).

В соответствии с целью инвестирования также выделяют несколько типов инвестиций:

прямые – вложения в материальное производство и сбыт с целью получения доли для участия в управлении предприятием, в которое направлены инвестиции, и получения дохода от них. Прямые инвестиции часто составляют крупную долю в капитале предприятия или контрольный пакет акций, которые обеспечивают силу власти владельца в управлении предприятием, влияния. В международной практике прямыми считают инвестиции, составляющие более 10% уставного капитала. В мире нарастает тенденция к увеличению объема прямых инвестиций и свертыванию объема портфельных инвестиций;

портфельными называют инвестиции в ценные бумаги, которые формируют "портфель" – набор бумаг разной доходности, и снижение прибыли от одних видов бумаг компенсируется стабильностью или ростом прибыли от других. Главной целью портфельных инвестиций является получение прибыли от владения портфелем;

реальные инвестиции (см. выше) связаны с необходимостью развивать или модернизировать какое-либо производство;

нефинансовые инвестиции – внесение в качестве вклада в инвестиционный проект или его обеспечение лицензий, патентов, прав на другие объекты, имеющих стоимостную оценку;

интеллектуальные инвестиции на развитие, обучение, переподготовку персонала разных уровней рассматриваются как вложение денег, имеющее долгосрочную высокоэффективную отдачу.

Поскольку все виды инвестиций связаны не только с объектами инвестирования и целями, немаловажным для их разделения является фактор времени отдачи (получения эффекта от инвестирования). С этих позиций выделяют краткосрочные инвестиции на период до 1 года; среднесрочные – с периодом окупаемости от 1 до 3 лет; долгосрочные – более 5 лет; стратегические – имеющие определенную цель и период инвестирования более 10 лет.

Вид инвестиций зависит и от формы собственности на инвестиционные ресурсы.

Частные инвестиции принадлежат частному лицу или группе лиц и направляются на использование по их усмотрению.

Государственные инвестиции выделяются из бюджетов различных уровней и направляются на неотложные государственные и стратегические цели как территориального, так и национального характера.

Инвестиционные вложения иностранных вкладчиков в развитие отраслей и предприятий в других странах называют иностранными.

Инвестиции из нескольких разных источников – от частных вкладчиков, от государства и иностранных фирм в разных долях – называют смешанными.

 

Задание

2.1. Дайте определение производственно – технической базы (ПТБ) предприятий АТ.

2.2. Приведите виды предприятий автомобильного транспорта.

2.3. Приведите характеристики методов развития производственно - технической базы предприятий автомобильного транспорта.

2.4. Какие виды инвестиций используются для развития ПТБ предприятий автомобильного транспорта?

2.6. Сделать выводы и оформить работу.

 

Вопросы для обсуждения

1. Для чего служит ПТБ предприятий АТ?

2. Какие методы развития ПТБ наиболее эффективны?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: