Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:
· составление моделей туристских услуг;
· разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;
· установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;
· определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;
· утверждение документов на проектируемые туристские услуги.
При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы:
· вид туристской услуги;
· основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);
· маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);
· перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);
· метод обслуживания туристов;
· перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).
Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.
Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:
· соответствие назначению;
· безопасность;
· точность и своевременность исполнения;
· эргономичность;
· комфортность;
· эстетичность;
· информативность;
· доступность.
Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.
Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:
· категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;
· количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;
· обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.
Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.
Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов.
Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам.
Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.
Анализ проводится с целью подтверждения:
· соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;
· соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;
· эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.
Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).
Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги.
Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком.
Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.
Проектирование туристских услуг на предприятии ООО «VICTORIOUS» предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую:
· разработку маршрута путешествия;
· формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.);
· установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;
· формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;
· разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;
· определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;
· установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);
· определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;
· определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;
· разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.
При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно составляется перечень соисполнителей - зарубежных туроператоров с указанием их возможностей по приему и обслуживанию российских туристов.
Компания ООО «VICTORIOUS» при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Примеры схем приведены в таблице 4.
Таблица 4
Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги
Соисполнитель (поставщик туристских услуг) | Возможные схемы взаимодействия |
Авиакомпании | · Реализация билетов на регулярные рейсы. · Организация чартерного рейса. · Организация чартерных программ. · Участие в чартерных программах. |
Гостиницы и другие средства размещения | · Аренда средства размещения. · Приобретение (покупка) блока мест на условиях комитмента. · Приобретение (покупка) блока мест на условиях элотмента. · Безотзывное бронирование. · Приоритетное бронирование. · Сотрудничество на условиях повышенной комиссии. · Сотрудничество на условиях стандартной комиссии по разовым заявкам. |
Предприятия (компании) железнодорожного транспорта | · Реализация железнодорожных билетов. · Формирование туристских поездов. · Формирование прицепных вагонов. |
Предприятия, осуществляющие морские и речные перевозки | · Фрахт водного судна |
Автотранспортные предприятия (компании) | · Аренда автобуса (автомобиля) |
Экскурсионные организации (бюро и др.) | · Организация индивидуальных/групповых экскурсий. · Организация экскурсий на собственном транспорте или транспорте экскурсионной организации |