Чарли и шоколадная фабрика»




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет

Промышленных технологий и дизайна»

 

 

Институт графического дизайна

 

 

Курсовой проект по дисциплине

«Основы этики современного дизайна»

 

Тема: «Объективизация образа афроамериканцев в США»

 

Выполнил: Парамонова А.Р.

Группа: 1-ГДА-4

Проверил: ______________

Ст. пр. Никульшина Л.В.

 

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 2

1 Возникновение понятия «афроамериканец». 5

2 Расовая сегрегация в США.. 6

3 «Black Face». 7

4 Изображение афроамериканцев в детской литературе мультфильмах 8

4.1 «Чарли и шоколадная фабрика». 8

4.2 «Том и Джерри». 9

4.3 «Приключения Астерикса». 10

4.4 «Мэри Поппинс с Вишневой улицы». 11

5 Популярные афроамериканские персонажи. 12

6 Реклама и мультимедиа. 14

7 Барак Обама: перелом в национальном сознании. 18

8 Борьба с расизмом. 20

9 Политкорректность. 21

10 Положение афроамериканского населения в XXI веке. 23

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 27

Приложение. 29

 

Введение

Соединённые Штаты Америки – одно из самых развитых государств мира. Считается, что это страна свободы, с равными правами и возможностями для каждого её гражданина. Всячески декларируется равенство белого и чернокожего населения. Но создаётся лишь видимость благополучия и решения давней исторической проблемы. Меры по «ликвидации дискриминации» носят практически исключительно информационно-пропагандистский характер.

Миллионы афроамериканцев проживают в тотальной бедности и для того, чтобы вытащить их из этого состояния американскими властями не предпринимается никаких шагов. Есть тысячи фильмов с положительным чернокожим героем, специальные курсы толерантности - но в отсутствие реальных мер по ликвидации безработицы, повышению уровня образования, увеличению заработных плат все эти пропагандистские шаги оборачиваются лишь пустым сотрясанием воздуха. Образ чернокожих людей частотен в рекламе, в печатной продукции, театре и кино, но выступает с подтекстом расизма и с опорой на стереотипы. В данной работе будет рассмотрен и выявлен объективный образ афроамериканца в культуре США на момент 2017-2018 годов.

В современном мире всё ещё существует расизм и дискриминация, в Соединённых Штатах Америки эта проблема наиболее актуальна, но о ней предпочитают не говорить, игнорируя сам факт глубочайших социальных и экономических проблем, которые связаны с положением афроамериканского населения страны. Подобного исследования в рамках 2017-2018-х гг. ещё не проводилось, поэтому данная курсовая работа будет актуальна.

Целью работы стало изучение образа афроамериканца в США и выявление объективного взгляда среднестатистического гражданина Соединённых Штатов под давлением современной культуры и исторических фактов. Тем самым внимание общественности будет обращено на существующие проблемы чернокожих людей.

Для этого в данной работе: будут изучены исторические предпосылки, которые могли стать причиной некорректного образа афроамериканцев в культуре; будет показано, как люди боролись с данной проблемой, выявив действенные методы и решения; составлен целостный образ чернокожих в США на момент 2017-2018 годов и предложены новые решения проблемы некорректного и необъективного образа. Вышеперечисленное и стало задачами данной работы.

 

 

1 Возникновение понятия «афроамериканец»

Социальный эвфемизм African American, дословно переведённый на русский как афроамериканец, касается вопросов интеграции и двойственной самоидентификации чернокожего населения в США. Под этим понятием подразумеваются жители США и имеющие полное или частичное происхождение от африканцев, принадлежавших к негроидной расе. После того как в официальных кругах страны стало преобладать мнение о некорректности названия негры (исп. Negro - чёрный), слово вошло в английский язык. Также распространено нейтральное обозначение Black (с англ. - «чёрный»). Под «афроамериканцами» подразумеваются выходцы из Африки (потомки рабов XVII-XIX вв.), в течение ряда поколений живущие в США.

В эпоху рабства Бюро цензов США в переписях использовало обычно термины «рабы» и «свободные цветные». После ликвидации рабства в последней трети XIX века употреблялись термины «цветной», «негр» и «мулат». В 1920-х годах негры США обычно называли себя «цветными», в 1960-х - «чёрными», позже - афроамериканцами. С 1977 года существовало законодательство с новой официальной категоризацией: «чёрный или афроамериканец» - человек, «происходящий от любой чёрной расовой группы Африки».

В 2000 году Бюро цензов США добавило в графу «раса» видоизменённый пункт «Black or African American», понятие внесли в свободную графу к нигерийцам, кенийцам или гаитянам. Негритянские деятели конца XIX - начала XX века употребляли термины «раса», «цветной народ», «нация», «национальность», подтверждающие осознание себя как особой группы. Эвфемизм афроамериканцы также получил распространение в некоторых трудах российских исследователей по новейшей истории. Так, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Эдуард Нитобург, использовал эвфемизм в своих научных работах начиная с 1980-х годов.

В 2005 году в новейшей Большой российской энциклопедии появилась статья «Афроамериканцы» с уточнением в скобках «негры США».

 

2 Расовая сегрегация в США

С 1865 года белое населения отделялось США от иных этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев) через различные социальные преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые - сидят впереди) в общественном транспорте и так далее. Официально расовая сегрегация существовала с принятия 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки - отдельные школы (для белых и негров), отдельный общественный транспорт (существовал до 1970-х гг.), запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных» и черных, в области услуг, негритянские воинские подразделения и тому подобное. В 1954 году Верховный суд США признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах в штатах. В 1919 году в Чикаго был убит чёрный подросток. По тем временам - проступок негра серьёзный: он заплыл в озере на сторону «для белых». Последовали массовые беспорядки в Чикаго с серьёзными жертвами.

В 1961 году в Олбани (штат Джорджия) местные жители провели кампанию за десегрегацию общественных мест. На помощь им прибыл сам Мартин Лютер Кинг. Последовали мирные демонстрации протеста. В ответ власти города провели массовые аресты, были закрыты парки и библиотеки. Масштабы борьбы были таковы, что около 5 % афроамериканцев было арестовано. «Чёрная» кампания в Олбани оказалась проиграна. Волнения и массовые вооруженные выступления на юге США происходили и в 1970-80-е гг. Расовая сегрегация не уходит из учебных заведений и сейчас. В докладе Проекта по гражданским правам Гарвардского университета 2006 года профессор Гэри Орфилд говорит: «Уровень сегрегации в стране поднялся до уровня конца 1960-х годов. Мы растеряли почти весь прогресс, достигнутый в ходе отмены сегрегации в городских сообществах».

 

3 «Black Face»

Это разновидность театрального грима, который использовался комиками для своих шоу и водевилей и представлял собой изображение лица чернокожего человека. В те времена этот грим использовали в пьесах, единственная цель которых была посмеяться над тупостью, неловкостью и ограниченностью темнокожих людей. Одним словом, дегуманизировать группу людей. Все это сопровождалось несправедливым неравноправным отношением к темнокожим в Америке. И эти банды менестрелей были, с одной стороны, порождением расистского общества, а с другой, поддерживали его, культивируя расистские стереотипы. Одним из самых заметных элементов в этих иллюстрациях являются красные губы.

Именно благодаря «блэкфейсам» в английском языке закрепились такие этнофолизмы, как «беззаботный негритос на плантации» (англ. happy-go-lucky darky on the plantation) и «черномазый денди» (англ. dandified coon). Гротескные выступления «блэкфейсов» не теряли популярности вплоть до 1960-х годов, когда стало набирать силу Движение за гражданские права чернокожих в США.

Для создания макияжа в ранние периоды артисты использовали жжёную пробку, а позднее - гуталин. Этими материалами чернили лицо, а область вокруг рта при этом оставалась нетронутой. Помимо этого зачастую для завершения образа надевались курчавые парики, перчатки, фраки или наоборот – лохмотья (Приложение, рис. 1, 2). Примечательно то, что и чернокожие артисты иногда примеряли на себя образы «блэкфейсов». Белый актёр Льюис Хэллэм-младший способствовал популяризации раннего «блэкфейса» после того, как 29 мая 1769 года в нью-йоркском Театре на Джон-стрит исполнил роль Мунго (нетрезвого моряка-негра) в спектакле «Замо́к» (англ. Padlock). Его игра привлекла к себе внимание многих артистов, и вскоре его стиль начали копировать. Образ «блэкфейса» сыграл огромную роль в укреплении стереотипов о характере и поведении афроамериканцев. По мнению некоторых исследователей, такой вид шоу позволял белым людям справляться со своим страхом перед чем-то непохожим, а также самоутверждаться в собственном превосходстве перед чернокожими. Использование такого грима являлось социально приемлемым, но в то же время очевидным способом унизить чёрную расу и утвердить главенство белого народа.

 

4 Изображение афроамериканцев в детской литературе мультфильмах

Расизм был и остается частью нашего общества, и поэтому он закономерно есть и в детской литературе. Во времена, когда эти книги и мультфильмы появились, унижение людей по признаку расы было нормальным явлением. Но сегодня мы должны подходить к любым произведениям культуры с точки зрения нынешней морали. Потому что в новом обществе нет места устаревшим предрассудкам.

 

Чарли и шоколадная фабрика»

В первой редакции книги Роальда Даля на шоколадной фабрике Вилли Вонки работали пигмеи «из самых далеких частей Африки, где никто из белых людей никогда не бывал». Так что это было прямой отсылкой к порабощению темнокожих людей (Приложение, рис. 3). Позже после продолжительной общественной дискуссии пигмеи были заменены в книге на выдуманный народец «умпа-лумпа» с лицами «нежно-розового цвета» и длинными золотисто-коричневыми волосами. Если вспомнить сюжет книги, получается, что капиталист из Англии обманул первобытное племя, заставив его бесплатно (буквально, за еду) работать на своей фабрике без права покинуть ее пределы (чтобы ни один из секретов шоколада не просочился наружу).

Для испаноязычной редакции книги в 2014 году художница Джулия Сарда (Julia Sarda) нарисовала совершенно возмутительную иллюстрацию. Художница, видимо, решила проигнорировать новую и ставшую канонической редакцию книги, и изобразила умпа-лумп темнокожими. Сами иллюстрации отсылают нас к одному из самых расистских и оскорбительных явлений - блэкфейсу.

 

Том и Джерри»

В разных сериях «Тома и Джерри» встречается огромное количество блэкфейсов (Приложение, рис. 4). В самой ранней версии мультфильма Хозяйка Тома - это темнокожая женщина, которая представляет известный расистский стереотипный персонаж - Мамми (Mammy). Мамми - это необразованная, говорящая на диалекте толстая женщина, которая находится в рабстве (позже - в услужении) у белых людей - ведет хозяйство и следит за детьми. Мамми является частым персонажем в расистских театральных представлениях, фильмах и мультфильмах, где использовался блэкфейс. Позже создатели внесли изменения в мультфильм - Мамми переозвучили так, чтобы она перестала говорить на унизительном диалекте. А еще позднее хозяевами Тома стали белые люди.

В серии «Том и Джерри в лесу» герои оказываются в джунглях, где живет первобытное племя. Юмор строится вокруг стереотипов - каннибализма племени, их замысловатых причесок. Традиция высмеивать волосы и прически темнокожих людей такая же старая, как сама история притеснения (Приложение, рис. 5). Вероятно, непохожесть волос белых и темнокожих людей подчеркивалась, чтобы еще раз показать, что последние «не вполне люди».

Мультфильм про Тома и Джерри берет свое начало в 1940 году, так что нет ничего удивительного в том, что он полон расистских моментов. На данный момент в Америке это вопрос решенный. Amazon сопроводил диск с мультфильмами дисклеймером о том, что он содержит множество оскорбительных стереотипов.

 

Приключения Астерикса»

Популярная серия комиксов Рене Госсини и Альбера Удерзо рассказывает о приключениях галлов Астерикса и Обеликса. В этих комиксах встречаются представители многих европейских и не только стран, в том числе там есть и темнокожие герои. Большая часть из них не имеет ни имен, ни хоть каких-то законченных сюжетных линий. Единственный постоянный темнокожий персонаж, - матрос на пиратском корабле по имени Баба. Несмотря на то, что все герои комикса изображены в карикатурной манере, отличия в телосложении и прорисовке темнокожих персонажей очевидны. Пират мало похож на человека - его фигура больше напоминает фигуру гориллы - большие сутулые плечи, слишком длинные руки. У героя маленький лоб и полуоткрытый рот. Сами по себе эти черты внешности, конечно, ничего не означают, но в культуре они прочно закрепились как маркеры глупости, граничащей с умственными нарушениями.

Темнокожие герои, которые появляются в комиксе эпизодически, одеты в некое подобие национальных костюмов африканских народов. Чаще всего это что-то отдаленно напоминающее костюм зулусов. Но, конечно, автор не ставил перед собой задачи показать национальную принадлежность героев. Их одежда (в отличие от одежды героев европейских стран) призвана показать их принадлежность к некому усредненному «дикому африканскому племени». Все темнокожие герои, кроме пирата, выступают исключительно в роли рабов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: