Мэри Поппинс с Вишневой улицы»




Книга Памелы Трэверс «Мэри Поппинс с Вишневой улицы», как и «Чарли и шоколадная фабрика» пережила редакционные изменения. В главе «Черный вторник» Мэри с детьми путешествуют по миру и встречают эскимосов, индейцев, китайца и жителей африканского племени. Первоначальная редакция была полна возмутительных стереотипов. Причем темнокожим героям досталось больше остальных. Они говорили на «pickaninny language» («языке негритят») - нарочито неправильном наречии, которое много раз использовалось в культуре для комического изображения темнокожих людей. Оно уже встречалось нам в «Томе и Джерри». Темнокожая героиня предлагает героям угоститься арбузом. Стереотип о невероятно сильной любви афроамериканцев (а через них и всех темнокожих) к арбузам имеет давнюю историю в американской расисткой культуре. Он обязательно присутствовал в фильмах и мультфильмах с блэкфейсами и до сих пор остается популярным способом унизить человека.

Также темнокожая героиня в книге говорит, что белых детей надо как следует натереть ваксой. И это опять известный стереотип о том, что темнокожие люди - это просто испачканные белые, он неоднократно использовался в рекламе мыла. В 1981 году Памела отредактировала книгу, заменив всех людей на животных. На ее решение повлияла общественная критика.

Запрет книг или мультфильмов не решит проблему расизма. Но отказ от перечисленных книг не лишил бы детей чего-то невероятно важного, чего невозможно было бы восполнить с помощью другой литературы. В англоязычной среде сейчас идет дискуссия о том, стоит ли родителям читать своим детям эти книги. Проблемные моменты нужно с детьми обсуждать. И обязательно показывать им мир во всем его многообразии.

 

5 Популярные афроамериканские персонажи

Руфус (сериал Черная Молния) - это агрессивный, неотесанный малый, очень часто имеющий провинциальное происхождение и стремящийся попасть в большой город. Там его уделом становится случайный промысел в виде грабежа. Он частый посетитель ночных баров, где находит развлечение по душе. Он намеренно противопоставляет себя любому обществу. Одним из проявлений его антисоциального поведения считаются его попытки сближения с белыми женщинами, но инициатором этого сближения часто выступает не он сам. Руфус при всей его угрюмости достаточно привлекателен физически, в том числе и для молодых белых искательниц приключений в тех же ночных барах. По контрасту с другими стереотипными афроамериканцами Руфус не только не боится такого внимания - он активно и агрессивно реагирует на него. Обычно Руфус темный или очень темный.

Бакуит и Джим - гораздо более миролюбивые типы афроамериканцев. Оба, как правило, очень молоды. Им не более двадцати. Бакуит (от buckwheat - ‘гречиха, гречневая крупа или мука') - деревенский житель с темно-шоколадным оттенком кожи, отливающим лиловым. Его имя, по крайней мере в течение ХХ в., было прецедентным и обозначало любого мальчика-негра или афроамериканского подростка. Джим тоже темный, иногда угольночерный. Другое его имя - Джим Вороненок. Кстати, это имя легло в основу обиходного названия закона о сегрегации в общественных местах (Jim Crow Law). В отличие от Бакуита, он часто попадает в город. Оба стараются не унывать и не поддаваться превратностям судьбы. Они улыбчивы, приветливы, готовы услужить, но не теряют собственного достоинства. Как правило, оба стараются заработать честным трудом, хотя им никогда не удается что-то скопить. Оба в душе гораздо лояльнее к белым, но не стараются перейти определенной социальной черты и покинуть круг диаспоры. Оба говорят на разновидности афроамериканского английского, но способны модифицировать ее, приблизив к стандартному английскому, если того требуют обстоятельства. Оба необразованные. Насмешки над ними гораздо мягче. Обычно утрируется негроидная внешность и неправильная речь.

Помимо этих стереотипных образов, встречаются дядя Том (Uncle Tom), неуклюжий тип (обычно слуга), музыкант или танцор, ловелас, вор, добыча крокодила (Crocodile Bait). Верный дядя Том - это персонаж исключительно «белой» пропаганды. Его принято изображать в соответствии с описанием одноименного героя в романе Г. Б. Стоу «Хижина дяди Тома». Есть одно существенное расхождение: дядя Том в графике гораздо старше, чем в романе. В афроамериканской диаспоре к нему относятся крайне неприязненно. Его имя становится в афроамериканском английском синонимом предательства. Дядя Том «белой» графики - очень темный, высокий, мускулистый, нередко худощавый афроамериканец. Иногда он изображается в очках.

В американской культуре, в том числе и смеховой, любовь афроамериканца к музыке и танцу - притча во языцех. Такая любовь граничит с патологией. Этот прирожденный дар афроамериканцев начиная с середины XIX в. начали использовать в коммерческих целях. Так появились «Шоу менестрелей», в которых выступали не только и не столько афроамериканцы. Очень часто там появлялись загримированные под негров белые актеры. Основных персонажей было два: Джим Кроу (Jim Crow) и Зип Кун (Zip Coon). Джим Кроу должен был пародировать неотесанного сельского жителя, а Зип Кун выставлял в смешном виде утонченность и образованность мулатов.

Собирательный образ Мамушки (Mammy) представляет или женщину средних лет, или пожилую, темную, очень крупную, полную, физически сильную, необразованную, суеверную и очень набожную (Приложение, рис. 6). Ее голова покрыта ярким платком или тюрбаном, скрывающим курчавую шевелюру. Образ мамушки лишен черт сексуальной привлекательности, хотя у нее могут быть дети. Кстати, к своим детям мамушка равнодушна. Для нее гораздо важнее забота о белой семье. Мнимое равнодушие к своим детям тоже было очень на руку системе пропаганды. Оно свидетельствовало о том, что афроамериканки не испытывают никаких страданий при насильственном разделении семей и продаже детей.

 

6 Реклама и мультимедиа

Реклама формирует наше представления о бренде. Компании стараются достучаться до потребителей с помощью этого инструмента, но иногда случаются неприятные моменты, когда рекламные проекты вызывает массу вопросов.

Рекламный проспект угольной компании называется «Джентльмены предпочитают блондинок». На рекламе трое негритят, изображающие своеобразный любовный треугольник. Победа за девочкой с чуть более светлым оттенком кожи. В этой карикатуре вновь сделан оскорбительный намек на тягу к белой крови. Одновременно высмеивается и грубый способ ухаживания. Кстати, это первая карикатура, где появляются дети.

В американской рекламе мамушка превратилась в тетю Джемиму (Приложение, рис. 7). Начало этому было положено в 1889 г., когда издатель Чарльз Ратт и владелец мукомольной фабрики Чарльз Андервуд объединенными усилиями создали рецепт муки для блинчиков, которая не требовала дрожжей, и назвали его «рецептом тети Джемимы». Само имя было заимствовано из популярной песенки «Шоу менестрелей». Потом у компаньонов начались финансовые проблемы, и они продали рецепт и идею образа тети Джемимы мукомольной компании Р. Т. Дэвиса. Именно эта компания и нашла Нэнси Грин - бывшую рабыню, рожденную в Кентукки в 1834 г. Она выступила в роли первой тети Джемимы и пробыла ей до самой своей смерти в 1923 г. Она была неимоверно популярна и постоянно появлялась на многочисленных ярмарках, выставках сельхозпродукции, в магазинах и магазинчиках. Хозяйки ей доверяли. К 1910 г. в США ежегодно подавалось 120 миллионов завтраков с блинчиками тети Джемимы. Её образ тиражировался в разнообразной рекламной продукции, включая посуду, полотенца, кукол, письменные принадлежности, календари и поваренные книги. В 1933 г. появилась вторая тетя Джемима. Ею стала 170-килограммовая Анна Робинсон. Она была значительно увесистей и темнее, чем Нэнси Грин. Третья тетя Джемима - Эдит Уилсон - обрела новую славу благодаря радио, а позднее и телевизионным передачам 1948-1966 гг. К концу 1960-х гг. тетя Джемима стала своеобразной иконой Америки.

Еще один стандартный поворот - изображение грязного звероподобного негритенка рядом с ангельским, чистеньким блондинчиком. Белый ребенок либо выражает свое удивление тем, что другой малыш не моется или его не моет мама (особенно часто эта картинка появлялась в рекламе мыла), либо пытается отмыть черноту и снова удивляется, что ничего не выходит (открытки, карикатура, реклама отбеливающих средств).

Шведская компания H&M (Hennes & Mauritz AB) была обвинена в расизме из-за рекламного изображения, на котором темнокожий ребенок одет в толстовку с надписью Coolest monkey in the jungle («Самая классная обезьянка в джунглях», Приложение, рис. 8). Фотография была размещена в интернет-магазине компании, при этом другие вещи из детской коллекции демонстрировали светлокожие модели.

Шведский ретейлер поспешил признать свою ошибку и извинился перед общественностью. «Мы глубоко раскаиваемся, что была использована эта картинка, и также сожалеем, что выбрали такой принт. Поэтому мы не просто удалили изображение со всех наших каналов, но и убрали вещь из глобального ассортимента», - говорилось в заявление H&M.

Канадский певец The Weeknd, в партнерстве с которым H&M выпускал две коллекции, заявил, что глубоко оскорблён и больше не будет работать с H&M.

Пивоваренная компания Heineken отозвала рекламу низкокалорийного пива со слоганом «Sometimes lighter is better», после того как пользователи социальных сетей назвали ее расистской. В представленном видео бармен отправляет белой девушке бутылку пива, но прежде чем попасть к ней, алкоголь проезжает мимо нескольких чернокожих людей. После этого на экране появляется слоган «Sometimes, lighter is better». Фраза имеет два значения одновременно: первое - «Иногда светлее значит лучше», второе - «Иногда легче значит лучше».

Неоднозначная реклама китайского моющего средства Qiaobi вызвала в социальных сетях всплеск негативных эмоций и ее окрестили расистской и жестокой. В рекламе китаянка, загружает в стиральную машину грязное белье. В этот момент к ней подходит чернокожий парень в перепачканной белой футболке. Недолго думая, девушка засовывает ему в рот моющее средство и отправляет в машинку. После стирки из машинки появляется китаец в белоснежной футболке.

Косметическая компания Dove показала рекламу геля для душа, в которой чернокожая девушка превращается в белую (Приложение, рис. 9). Ролик был опубликован на странице Dove в фейсбуке. Потребители назвали рекламу расистской. Пользователи отметили, что явный смысл рекламы, что все темнокожие женщины - грязные. Плюс ко всему на упаковках косметических средств, произведенных компанией, используется надпись - «...for normal to dark skin» / «для нормальной и темной кожи», что также разочаровало некоторых пользователей.

Представители Dove извинились в Twitter за рекламу. В заявлении компании пытались объяснить смысл рекламного постера о том, что фотография должна была показать «одинаковое отношение к женщинам с кожей разного цвета».

Известный российский дизайнер Ульяна Сергеенко оказалась в центре скандала за несколько часов до показа своей коллекции в Париже. На модельера посыпались обвинения в расизме из-за открытки, которую она отправила Мирославе Думе, с подписью «To my niggas in Paris» / «Моим ниггерам в Париже». Подпись оказалась строчкой из песни Kanye West & Jay-Z. С критикой обрушилась даже Наоми Кэмбелл (Naomi Campbell), а пользователи сетей призывали бойкотировать мероприятие. Кстати практически все западные СМИ не указали ни слова о прошедшем показе на Неделе Высокой моды, хотя до этого брендом интересовались многие селебрети.

Ульяна Сергеенко принесла извинения всем тем, кого могла обидеть. «В мире достаточно агрессии, поэтому давайте это прекратим», - сказала она.

Мирослава Дума: «...я глубоко уважаю людей любого происхождения и презираю любое проявление расизма или дискриминации». Тем не менее Мирославу Думу практически сразу исключили из совета директоров детского интернет-магазина The Tot, который она же и основала.

В декабре 2009 года бренд-команда Old Spice сняла рекламную кампанию с участием Исайи Мустафы и Терри Крюса, известными как «Old Spice Guys» (рус. Парни Old Spice), которая стала очень популярной и после первой рекламы стала приобретать характер вирусной. Реклама была сначала запущена в выходные во время Суперкубка, а затем по телевизору, эта реклама набрала рекордное количество просмотров – около 11,7 млн. На рекламном ролике афроамериканский мужчина предлагает женской аудитории приобрести для своих мужчин дезодорант. Имеется эротический подтекст, герой ролика выставлен пошлым, нахальным и самовлюбленным типом. Почему авторы роликов выбрали именно афроамериканцев? В качестве второго актёра можно было выбрать белого мужчину, чтобы не формировать в сознании граждан США (и стран, в которых данная рекламная кампания была осуществлена) необъективный образ афроамериканца.

 

7 Барак Обама: перелом в национальном сознании

Первый афроамериканец, выдвинутый на пост президента США от одной из двух крупнейших партий, и первый в национальной истории глав государства темнокожий президент, а также президент с фамилией африканского и средним именем арабского этимологического происхождения. Бара́к Хуссе́йн Оба́ма II, род. 4 августа 1961, Гонолулу, Гавайи, США - 44-й президент Соединённых Штатов Америки с 20 января 2009 года по 20 января 2017 года. Обама - мулат, но, в отличие от большинства чёрных американцев, не потомок рабов, а сын студента из Кении и белой американки (Стэнли Энн Данхэм). Выпускник Колумбийского университета и Школы права Гарвардского университета, где он также был первым за всю его историю афроамериканцем-редактором университетского издания Harvard Law Review. 9 октября 2009 года получил Нобелевскую премию мира с формулировкой «за экстраординарные усилия в укреплении международной дипломатии и сотрудничества между людьми». Выдвижение на пост президента афроамериканца значительно укрепило положение всех черных в стране. Конечно, было много недовольных, расизм и дискриминация никуда не ушли, люди делали стереотипные карикатуры, высеивали его политику, искали подводные камни в его биографии. Но, тем не менее, Обама покидал свой пост с рейтингом одобрения 60%.

избрание Барака Обамы на пост главы государства повлекло за собой сильный всплеск проявления расовой нетерпимости по всей стране. Казалось бы, такой примиряющий фактор, как избрание в президенты афроамериканца - шаг, к которому Америка шла почти 150 лет - должен был стать завершительным этапом искоренения расизма в стране, однако, лишь еще больше подчеркнул расовое различие граждан. Причем агрессию проявляли как белые представители населения страны, так и чернокожие. Первые дни после избрания президента стали самыми напряженными. В Нью-Йорке четверо белых людей избили бейсбольной битой чернокожего подростка, по их словам, "за то, что наш президент - черный".

Президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама редко высказывается на тему расизма в США. Барак Обама поднял тему расизма в США на фоне народного недовольства по поводу оправдательного приговора, вынесенного судом присяжных дружиннику-волонтеру Джорджу Циммерману, который в феврале 2012 года застрелил безоружного 17-летнего афроамериканца Трейвона Мартина. «Я мог бы сформулировать это и по-другому. Это мог быть я 35 лет назад. Важно понимать, что афроамериканская община смотрит на это сквозь призму своего опыта и истории, который никуда не делся. В этой стране есть не так много мужчин-афроамериканцев, за которыми никогда не следили, когда они делали покупки в универмаге, включая меня самого. И не так много мужчин-афроамериканцев, которые, идя по тротуару, не слышали, как кто-то в машине быстро задвигает защелку. Или, зайдя в лифт с женщиной, видели, как та сжимает сумочку и перестает дышать, пока у нее не появляется возможность выбежать. Именно через призму этого опыта афроамериканцы интерпретируют то, что произошло во Флориде ночью 26 февраля 2012 года», - сказал Барак Обама. В конце своего выступления американский лидер отметил, что, несмотря на то, что США еще не являются "пострасовой" страной, свободной от предрассудков, ситуация улучшается с каждым поколением.

Многие белые американцы считают, что американская нация разрушена, а избрание "темного" президента - это кульминация краха. Правда, исследователи Организации по борьбе с дискриминаций говорит, что избрание афроамериканца на роль президента - это серьезный шаг, который заставит людей пересмотреть свои стереотипы и менять уклад жизни.

 

8 Борьба с расизмом

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 1960-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права были приняты существенные политические и социально-экономические меры, обеспечивающие равенство и преодоление вековой пропасти, отделявшей афроамериканцев, американских индейцев и другие меньшинства от основного течения американской жизни.

Прообразом же современных расовых бунтов стал гарлемский бунт 1964 года. 15 летний Джеймс Пауэлл заступился за местных мальчишек, когда консьерж отгонял их от крыльца струёй из шланга, выкрикивая расистские ремарки. Мимо проходил полицейский. Согласно его показаниям, у Пауэлла в руках был нож, из-за чего блюститель порядка решил застрелить парнишку. Интересным является тот факт, что доселе неизвестно, а был ли нож вообще. Так или иначе, около 4000 жителей Гарлема вышли на тропу войны, и волнения не утихали 6 дней. Именно с этого момента, бунты начинались непосредственно афроамериканцами. Самым бессмысленным и беспощадным из них является бунт 1991 года в Майями, когда афроамериканская община ополчилась против еврейской, после того как один еврей случайно сбил чёрного ребёнка.

Однако бунты последних лет не являются бессмысленным проявлением агрессии. У них есть причина, а именно своеобразный «дальтонизм» полицейских. Кто-то скажет, что это естественная реакция, ведь в США довольно распространён стереотип «чем темнее кожа, тем вероятней, что преступник». Но стереотип опровергается не только здравым смыслом, но статистическими данными.

В 2012 году ФБР опубликовали на своём сайте официальные данные по арестам. В них показано число арестованных основываясь на их этнической принадлежности. Согласно статистике, афроамериканцы сохраняют перевес только в уличных кражах. Убийства совершаются почти поровну. Во всех остальных случаях белое население сохраняет большинство. И речь идёт о совершеннолетних гражданах. Что касается несовершеннолетних – число преступлений, совершённых белыми почти во всех категориях превышает чёрных в 2 раза. Невозможно, чтобы эти данные оставались неизвестными полиции. История США шла рука об руку с постоянными конфликтами на почве этноса. За 239 лет существования, идея расовой войны въелась в умы американцев. Любой человек с цветом кожи темнее, чем белого протестанта долгие годы притеснялся. Сейчас настало время ответа с их стороны.

Американцы сколько угодно могут говорить о политкорректности и толерантности. Это не изменит историю и существующую реальность. До середины второй половины ХХ века афроамериканцы притеснялись официально, и ещё долгое время это происходило не официально. Время для ответа должно было прийти рано или поздно. И как бы правительство не пыталось уверить население в том, что подобных инцидентов больше не повторится, они продолжат происходить. Ближайшие 2-3 поколения эта проблема останется актуальной, так как память о годах притеснений всё ещё свежа.

 

9 Политкорректность

Политическая корректность, или politically correct, в переводе означает «соответствие определенным правилам». Примером политкорректности по отношению к национальным и этническим меньшинствам является состоявшееся в США общественное признание недопустимости называния чернокожих американцев «неграми» («Negroes»). Одной из причин является близость этого слова к ругательному «ниггер».

Сегодня снимаются исторические фильмы, в которые политкорректные авторы старательно вставляют людей разных национальностей и изображают их равными другим персонажам. Несомненно, изображение афроамериканцев в кино – вещь сама собой разумеющаяся, но изображение должно быть объективно, как с культурной точки зрения, так и с исторической. На данный момент режиссёры часто подменяют белых персонажей на черных, даже если это противоречит изначальному сюжету произведения. Это происходит и-за страха, ведь снятый фильм могут обвинить в расизме, если черный персонаж не будет изображен. Политкорректность – это разрыв между декларацией и реальностью. Из-за нее сегодня при приеме на работу в Штатах при прочих равных возьмут женщину или афроамериканца. Снимать можно, что угодно, но одобрением со стороны СМИ, критиков и представителей киноакадемии пользуются лишь те фильмы, которые соответствуют «политической повестке» и идеологии тотальной беззубости, которая называется политкорректностью. Если фильм оскорбил чернокожих, то создателей заклеймят как расистов. Режиссерам трудно поднимать самые важные темы, которые пылают в обществе, потому что все эти темы находятся на острие, откуда очень легко упасть в бездну, где никакой продюсер тебе не подаст руку помощи.

Сегодня существует множество прекрасных фильмов про афроамериканцев, фильмов, где чернокожий персонаж уместен и объективно изображён. Например, «12 лет рабства» 2013 г., «Угроза для общества» 1993 г., «Голос улиц» 2015 г., «Пятница» 1995 г., «Сила воли» 2016 г. и так далее.

Но также существует множество примеров фильмов, где политкорректность неуместна и только вызывает недовольство зрителей. Искусство должно отражать различия, а не становится рупором идеологии, какой бы она ни была.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: