Область деятельности проектировщиков и конструкторов неразрывно связана с двумя важными понятиями — система и конструкция. Оба они определяют существенные свойства технических средств, из которых создается техносфера, обусловливающая возможность развития человеческого общества. В результате современной научно-технической революции происходит непрерывное усложнение техносферы. По мере возрастания сложности техносферы усложняются и проблемы удовлетворения материальных потребностей человека. Все это повышает ответственность творцов техносферы — проектировщиков и конструкторов, которые обязаны давать правильные ответы на тщательно выявленные и точно определенные потребности. Технические системы и конструкции — результаты инженерной деятельности — и представляют собой такие ответы.
В предыдущих промышленных революциях инженер-творец сыграл огромную (хотя и не всегда удачную) роль. Он не всегда понимал сущность объекта своей деятельности, как и не всегда сознавал, к чему сводится ответственность творцов техносферы; он, как правило, не отдавал себе отчета ни в значении технических средств, ни в своей общественной роли.
Проектирование и конструирование представляют собой деятельность с замыслами. Изготовление и эксплуатация — это деятельность с изделиями. Указанные области инженерной деятельности дополняются исследованиями. Исследовательская деятельность в области технических средств переплетается с действиями над материальными объектами. Однако в этой деятельности нас прежде всего интересуют проекты, рассматриваемые как результаты умственного труда, основывающегося на экспериментальных данных. Результаты научных и практических исследований приводят к созданию проекта, т. с. новой информации.
|
В науке проектирования и конструирования (технического творчества) особое значение приобрели понятия свойство и особенность.
Процесс изготовления представляет собой не что иное, как придание материальным объектам желаемых свойств. Эти свойства подчинены конструкции, т. е. определенному классу структур и состояний изделия. Таким образом, конструкция вместе со структурами и состояниями определяет особенности изделий, которые заранее были задуманы инженером.
Изделие должно обладать желаемым комплексом особенностей. Прежде всего такой особенностью является то действие, благодаря которому изделие превращается в техническое средство. Отметим, что в производственном процессе свойство придается изделию как бы без учета того, что будет с этим изделием в дальнейшем. Задача изготовления сводится к тому, чтобы, подвергнув материальный комплекс определенным операциям, получить изделие требуемой конструкции. Особенность изделия как технического средства определяется его отношением к другим объектам, с которыми оно взаимодействует. Таким образом, особенность — это характерная черта чего-то по отношению к чему-то другому. В этом смысле сталь обладает механическими свойствами (например, упругостью, пластичностью и прочностью). Коррозия, напротив, представляет собой не свойство, а лишь особенность, ибо она есть черта, зависящая не только от стали.
Движущая сила техники — потребность.
Социальная обязанность инженера сводится к тщательному выявлению и определению потребности. Связанный с этим комплекс процедур в процессе проектирования и конструирования имеет огромное значение.
|
После выявления и идентификации потребности инженеры приступают к обдумыванию способа действий, который должен обеспечить удовлетворение потребности. При нашем подходе логической основой такого действия является система. Она определяет основное свойство технического средства. Здесь термин «система» — не омоним, служащий иногда для обозначения объекта, а иногда — для обозначения свойства этого объекта.
В нашем подходе система олицетворяет проект, т. е. она определяет область способов действия. Система — это формальное отображение действий, направленных на удовлетворение потребности при заданных условиях эксплуатации технического средства. Система как проект представляет собой главный объект проектирования. Разработанный способ действия ассоциируется с некоторой воображаемой моделью материального комплекса, который должен стать техническим средством.
Таким образом, мы подходим к понятию объектов проектирования: к ним относятся система и конструктивный вид. Конструктивный вид представляет собой первую конкретизацию структуры изделия. Теперь благодаря введенным понятиям мы без труда можем отделить проектирование от конструирования. Конструкция является объектом процесса конструирования. Она в соответствующей степени определяет структуры и состояния изделия.
Если мы говорим, что конструкция основывается на проекте, то это означает, что система и конструктивный вид, представляющие собой сущность проекта, выбраны в качестве определяющих свойств объекта в процессе его конструирования. Таким образом, проектирование предшествует конструированию.
|
Проектировщик имеет дело с проектами, т. е. он трудится в сфере абстракций. Однако его деятельность связана с деятельностью в материальной сфере. С учетом единства действий в отношении проектов и изделий оказываются необходимыми средства общения между инженерами. Этими средствами служат всевозможного рода коммуникаты: описание потребности (техническое задание); проектная документация, представляющая собой запись системы и конструктивного вида; так называемые рабочие чертежи, отражающие запись конструкции, и, наконец, исследовательские отчеты.
Наука проектирования и конструирования охватывает теорию записи (прежде всего записи конструкции), что в свою очередь связано с проблемой кодов — основой языка техники.
Таким образом, в нашем подходе наиболее существенными оказались понятия: комплекс, система, конструкция, действие и структура.
Комплекс может быть как абстрактный, так и материальный. Во избежание недоразумений необходимо подчеркнуть, что очень часто в обиходной речи слово «конкретный» означает «этот и только этот», т. е. однозначно установленный. В нашем понимании «конкретный» означает «материальный» (в отличие от абстрактного).
Комплекс представляет собой согласованную совокупность, т. е. то, что каким-то образом удалось выделить и упорядочить. Следовательно, комплекс есть абстрактная или конкретная совокупность, определяемая с учетом ее свойств или особенностей таким образом, что становится возможным отделить эту совокупность от других.
Покажем, что при нашем подходе система и конструкция представляют собой абстрактные комплексы, а технические средства — материальные комплексы. Существенными элементами функционирования технических средств (машин, помещений или комплексов) при нашем подходе являются информация, энергия и масса, которые становятся характеристиками входа и выхода этих технических средств
В сфере абстракций мы будем выделять информацию, энергию и массу как свойства, определяющие функционирование технических, антропотехнических (человек—машина), социотехнических (проектно-конструкторская организация, завод) и прочих средств.
Методы конструирования
Методом называется система правил, которые определяют порядок решения задач, относящихся к определенной области.
Проведенные к настоящему времени работы в области конструирования обеспечили создание надежного запаса методов решения задач на всех этапах конструирования. Уже при разработке систематики конструирования становится ясно, что для применения этих методов необходим учет определенных условий. Эти условия могут быть сформулированы с помощью положений системной эвристики:
поскольку методы всегда содержат обобщенные правила, каждый раз необходима соответствующая «подгонка» метода к задаче. Прежде всего необходимо выявить главную цель проблемы, которая позволяет выбрать требуемый метод. Затем абстрактные параметры, используемые в методе, можно конкретизировать с помощью информации, присущей решаемой проблеме, после чего при необходимости можно модифицировать сам метод;
«подгонка» метода к работнику, который его использует. Любой метод разрабатывается в соответствии с определенным уровнем знаний и учетом расчетных операций, освоенных разработчиком этого метода. Поэтому рациональное применение метода зависит от опыта и навыков, приобретенных при его использовании. Следует приветствовать стремление разработчика понять принцип метода и решить проблему, не следуя строго отдельным параграфам инструкции по ее применению.
Эффективность труда характеризуется долей повторяющихся в его процессе работ и «степень» логической ясности процесса решения проблемы. Описанные методы в первую очередь должны использоваться для систематизации работы конструктора. Использование итерационного процесса позволяет применять для реализации этих методов вычислительную технику, накопители информации и другие средства рационализации конструкторских работ.
При этом рекомендуется руководствоваться следующими соображениями:
- следует идти от необходимого к желаемому, а от желаемого к допустимому;
- качество конструкции объекта зависит от качества идеи или принципа, использованного в техническом решении объекта. Следует находить побольше технических решений для выбора наилучшего;
- прорабатывать варианты известных технических решений;
- стремиться выяснить все необходимые детали, способные повлиять на конструируемый объект;
- оценивать сравнительную важность каждого варианта, чтобы облегчить выбор оптимального или создать компромиссный;
- избегать поспешных решений и чрезмерного влияния авторитетных решений;
- правильно оценивать результаты расчетов и рационально их использовать;
- добиваться простоты конструкции (если предполагается ввести новый узел или изменить уже существующий, надо уточнить, нельзя ли вообще обойтись без них);
- избегать сложных, многодетальных конструкций. Не использовать в конструкции объекта элементы (узлы и механизмы), работоспособность которых сомнительна и требует экспериментальной проверки.
NB – Улучшение конструкции по некоторым параметрам за счет ухудшения качества, надежности и безопасности работы ее недопустимо.
Требования предъявляемые к конструкции обычно противоречивы. Поэтому, улучшая один параметр объекта, конструктор влияет на др., нередко ухудшая их. Важно оценить эти влияния, принимая компромиссное решение, которое в конкретном случае будет оптимальным.
При оценке требований, предъявляемых к объектам разработки, необходимо учитывать следующее:
– Уменьшение массы объекта вызывает уменьшение прочности и жесткости.
– Компактная, малогабаритная конструкция влечет за собой улучшение условий сборки, обслуживания, регулировки и ремонта.
– Применение дешевых материалов вызывает ухудшение прочности, износостойкости и долговечности.
– Создание простой конструкции объекта накладывает ограничения на технические и технологические возможности его работы.
– Увеличение скорости действия механизма приводит к росту инерционных сил и нагрузок на детали и узлы.
– Разбивка конструкции на модули (узлы) для облегчения организации их сборки (или транспортировки) ведет к уменьшению жесткости конструкции, повышает трудоемкость сборки.
– Создание конструкции для разных режимов работы и разных операций (универсальной) наносит экономический ущерб при эксплуатации объекта на одной операции.
Для нахождения лучшего конструктивного решения конструктор должен создать как можно больше вариантов конструкции, т.к. в каждом варианте возможно решение тех или иных вопросов в разной степени.
Следует заметить, что разработка принципиально различающихся вариантов дело непростое. Кроме знания большого объема различных технических решений, конструктивных схем и т.д. требуются способности и навыки использование приемов и методов конструирования.
Следующий этап – анализ вариантов и выбор оптимального – труднейший и самый ответственный этап конструирования. От результатов его выполнения зависит качество объекта на всех стадиях жизненного цикла.
2. Проектирование и конструирование – процесс и принципы. Законы развития, функционирования и отмирания технических систем. Понятие о потоке мощности. Конструирование соединений, приводов, исполнительных механизмов. Выбор элементов моделей.
Система и основы системного подхода
Система – это совокупность элементов, которая обладает такими качествами, которые присущи только системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
Подсистемы. Любая система допускает разделение ее на конечное число подсистем в зависимости от вида решаемых задач и внутренней сложности системы в целом. В подсистемы обычно выделяют более или менее самостоятельно функционирующие части системы.
Элементом называют объект, который при конкретном рассмотрении системы нецелесообразно далее разделять на части.
На процесс проектирования и конструирования оказывает также влияние внешняя среда.
Под внешней средой применительно к рассматриваемой системе понимают совокупность не входящих в состав системы объектов, взаимодействие с которыми должно учитываться при изучении данной системы.
С точки зрения системного подхода следует, что «не машина состоит из деталей, а детали образуют саму машину».
Система (от греч. systema, означающего «целое, составленное из частей») представляет собой множество элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующих определенную целостность, единство и целенаправленность. В этом смысле практически каждый объект может и должен рассматриваться как система.
При образовании системы отдельные элементы объединяются в единое целое и появляется новое (системное) свойство, не сводящееся к свойствам отдельных элементов. Так система "самолет" обладает свойством летать, которым ни один из элементов не обладает. Но таким свойством не обладает и простая сумма тех же элементов, так как для создания системы нужна особая совокупность взаимосвязанных элементов. Подбор и взаимосвязывание элементов должны осуществляться целенаправленно. Только тогда можно ожидать появления системного свойства (сверхсвойства, т.е. неожиданной весомой добавки к сумме свойств элементов). По каким же правилам должна "складываться" система?
Выявлено три простых закона, определяющих момент рождения и выживания ТС. Рассмотрим первый из них - закон полноты частей системы: необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является наличие и минимальная работоспособность основных частей системы.
Каждая ТС должна включать четыре части: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и орган управления.
Для синтеза ТС необходимо наличие этих четырех частей и их минимальная пригодность к выполнению функций системы. Если хотя бы одна часть отсутствует, то это еще не ТС, если хотя бы одна часть неработоспособна, то ТС не "выживает".
Реальные ТС должны двигаться, обрабатывать изделия или информацию, преобразовывать энергию и т.д., поэтому при переходе от модели к натуральной системе требуется введение дополнительных элементов.
Все первые ТС развились из орудий труда: требовалось увеличение полезной функции рабочих процессов, а человек не мог обеспечить нужную мощность. Тогда сила человека заменялась двигателем, появлялась трансмиссия (связь, по которой передается энергия от двигателя на рабочий орган), и орудие труда превращалось в рабочий орган машины. А человек выполнял только роль органа управления.
Например, мотыга и человек – это не ТС. Возникновение ТС связано с изобретением плуга в неолите: плуг (рабочий орган – РО) бороздит землю, дышло (трансмиссия –Тр) припрягается к скоту (двигателю –Дв), а рукоятью плуга управляет человек (орган управления – ОУ). Сначала плугом только рыхлили. Факторы внешней Среды (например, параметры почвы: твердость, влажность, глубина) заставляли искать наилучшую форму плуга. Затем увеличилась потребность: для уничтожения сорняков пласт надо не только рыхлить, но и переворачивать. Изобрели отвал (косо поставленная доска, в которую упирается поднятый лемехом пласт и валится набок). Развиваясь, отвал приобретает плавную выгнутую форму (полуцилиндрическую или винтовую). В ХVIII в. появился цельнометаллический плуг, в ХХ в. - трактор и т.д.
Знание закона позволяет безошибочно определить, является ли данная совокупность элементов технической системой. ТС появляется, как только к рабочему органу "пристраиваются" вместо человека трансмиссия и двигатель. Причем двигатель не следует путать с источником энергии (они совпадают, но не всегда) – энергия может поступать также извне (в том числе от человека), в двигателе она преобразуется в нужный для технической системы вид.
Рис. 2. 1. Схема ТС.
Например, лук – это ТС, так как здесь имеются в наличии РО (стрела), Тр (тетива) и Дв (натянутая тетива и согнутая дуга), а человек - источник энергии и орган управления. Заметьте, что один из элементов (тетива) выполняет двойную функцию (Тр и Дв) – эта особенность (совмещение функций) часто встречается на первом этапе развертывания ТС (превращения в сложную систему) и на этапе свертывания ТС (далеко отстоящем от начала этапе "упрощения" системы путем замены подсистем и самой ТС "умным" веществом).
Если в схему включить изделие, то получим полную принципиальную схему работающей ТС:
Рис. 2.. 2. Структурная схема с изделием.
Пунктиром обведен состав минимальной работоспособной ТС, обеспечивающий ее жизнеспособность.
Следствие из закона 1: чтобы ТС была управляемой, необходимо, чтобы хотя бы одна ее часть была управляемой. Быть управляемой - значит менять свои свойства (параметры) так, как это надо тому, кто управляет.
Например, воздушный шар (аэростат) для вертикального подъема - это управляемая ТС, так как с помощью клапана, выпускающего газ из шара, и мешков с песком (балласта) мы можем, хотя и плохо, управлять подъемом и опусканием шара. Но стоит предъявить к шару повышенные требования - попытаться увеличить полезную функцию за счет движения по горизонтали, как шар превратится в неуправляемую ТС. Аэростат останется неуправляемым воздушным поплавком до тех пор, пока в ТС не будет введен дополнительный управляемый элемент, например, двигатель с винтом.
Система на волнах эволюции
Познакомимся с главным законом развития техники: развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.