Тема. Теоретические основы сурдопсихологии.




Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине «Психология лиц с нарушением слуха»

 

На зачете ответ студента может быть максимально оценен в 20 баллов.

Если на зачете студент получает 0 баллов, то независимо от количества баллов, набранных в ходе изучения дисциплины, ставится оценка «не зачтено».

Студентам, желающим повысить свой рейтинг, предлагаются задания повышенной сложности (творческие задания), которые максимально могут быть оценены в 15 баллов.

 

Оценочная таблица

№ п/п Критерии оценивания Максимальное количество баллов Баллы, полученные студентом
1. Участие в обсуждении вопросов семинарского занятия 6–18  
2. Глоссарий по дисциплине    
3. Таблица «Основные причины нарушений слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей»    
4. Таблица «Клинический и психолого-педагогические подходы к классификации нарушений слуха» (Л.В.Нейман, Р. М. Боскис) 5  
5. Составление учебного портфолио «Банк диагностических методик»    
6. Зачет 20  
  ИТОГО:    
  1. За активную работу на семинаре (4 занятия) за каждое занятие – 1-3 балла.

Т.о., за работу на семинаре можно набрать 6–18 баллов.

Баллы начисляются за активное обсуждение всех вопросов семинара, за дополнительный материал, подготовленный с применением мультимедиа.

2. Выпишите термины, составьте глоссарий по дисциплине, отразив в нем следующие понятия: сурдопсихология; детская сурдопсихология; глухие; слабослышащие; позднооглохшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие; поврежденное психическое развитие.

 

3. Составьте таблицу по вопросу «Основные причины нарушений слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей».

  Пренатальные Перинатальные Постнатальные
Причина      
Способ решения проблемы      

 

4. Составьте таблицу по вопросу «Клинический и психолого-педагогические подходы к классификации нарушений слуха» (Л.В.Нейман, Р. М. Боскис):

Автор, название классификации Характеристика классификации (клиническая/психолого-педагогическая) Критерии разделения детей на группы Группы детей, их характеристика
       

 

5. Составление учебного портфолио «Банк диагностических методик для изучения психического развития детей с нарушениями слуха»

Изучение внимания.

Изучение памяти.

Изучение мышления.

Изучение восприятия.

Изучение эмоционально-волевой сферы.

По каждому процессу не менее 4 методик.

Схема оформления каждой методики:

Название.

Автор и ссылка на источник литературы.

Возраст.

Цель.

Оборудование и необходимые материалы.

Ход выполнения.

Критерии оценки.

По каждой методике иметь стимульный материал.

Если оформление не будет соответствовать данной схеме, методика не засчитывается.

 

Литература для составления портфолио:

1. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.

1. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии.- М, 1998.

2. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева И.Ю. - М. 2006.

3. Психолого-педагогическая диагностика. / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М., 2007.

4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Практическое руководство. – СПб, 1998.

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога образования. – М., 1996
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. – М., 1999.
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000. -263 с.
  5. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. – СПб., 2004. – 304 с.
  6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб., 2005. – 688с.
  7. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005. 320 с.

 

Семинарское занятие № 1. (2ч.)

Тема. Теоретические основы сурдопсихологии.

Цель: закрепить представления о задачах, методах сурдопсихологии, роли слуха в психическом развитии ребенка, о типах компенсации нарушенного слуха.

Вопросы:

1. История развития сурдопсихологии на Западе.

2. История развития сурдопсихологии в России.

3. Цель, предмет, задачи и принципы сурдопсихологии

4. История развития сурдопсихологии за рубежом и в России.

5. Методы сурдопсихологии.

6. Роль слуха в восприятии окружающей действительности (И.М. Соловьев)

7. Строение органа слуха.

8. Функции органа слуха (звукопроведение, звуковосприятие).

9. Свойства слухового анализатора (бинауральность, адаптация, маскировка звука, чувствительность).

10. Причины нарушений слуха.

11. Классификации нарушений слуха Р.М. Боскис и Л.В. Неймана.

12. Проблема компенсации в сурдопсихологии.

13. Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха.

14. Система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей в России.

Литература

 

  1. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс/ Т.Г. Неретина. – М.: Флинта, 2010. – 376 с.
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г.Богданова. -- М.: Академия, 2002. – 224 с.
  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 319 с
  4. Соловьев И.М. Восприятие окружающей действительности. Роль слуха в этом процессе. // В кн. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.149-151.
  5. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж. И. Шиф, Т.В. Розановой, И.В. Яшковой. – М., 1976.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: