Тема. Психологическая характеристика разных видов деятельности детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха
Цель: изучение особенностей различных видов деятельности лиц с нарушением слуха, специфика психолого-педагогического изучения развития детей с нарушениями слуха и методов диагностики слуха.
Вопросы:
1. Особенности эмоционального общения детей с нарушением слуха.
2. Особенности сюжетно-ролевой игры.
3. Компоненты учебной деятельности (мотивация, учебная задача). Особенности их формирования у детей с нарушением слуха.
4. Особенности трудовой деятельности.
5. Порядок отбора детей с нарушениями слуха в специальные дошкольные учреждения.
6. Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с нарушениями слуха.
7. Методы сурдопсихологии (наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование, беседа, анкетирование).
8. Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования детей с нарушениями слуха.
9. Специфика психолого-педагогической диагностики развития детей с нарушением слуха.
10. Методы и методики психологического изучения психических процессов детей с нарушением слуха.
11. Характеристика методов изучения слуха.
12. Подобрать диагностические методики для изучения памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и школьного возраста.
Литература:
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высш. пед.. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 319 с
3. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Академия, 2006, 408 с.
4. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения // В кн. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 188 – 190.
5. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2005. 320 с. – С. 169-177.
6. Речицкая Е. Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе М. Владос, 2008.
7. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1992. № 2, 3. – конспект.
8. Рецицкая Е.Г. Сурдопедагогика. – М.,
9. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1992.
10. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005. 320 с. – С. 252-255.
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи сурдопсихологии как отрасли специальной психологии. История становления сурдопсихологии в России.
2. Связь сурдопсихологии с другими науками.
3. Медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В. Нейманом.
4. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха P.M. Боскис.
5. Причины нарушений слуха.
6. Методы психологического изучения детей с нарушением слуха.
7. Сурдопсихология о компенсации и сверхкомпенсации дефекта.
8. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
10. Психологические особенности позднооглохших детей.
11. Особенности зрительного восприятия глухих детей. Методы исследования.
12. Кожная чувствительность и осязание у глухих детей.
13. Статические и кинестетические ощущения у глухих.
14. Особенности внимания глухих детей.
15. Особенности памяти глухих детей. Методы исследования.
19. Особенности воображения у глухих детей. Методы исследования.
20. Особенности мышления глухих детей. Методы исследования.
21. Особенности развития словесной речи у глухих детей.
22. Особенности овладения грамматическим строем языка у глухих детей.
23. Особенности письменной речи глухих детей.
24. Дактильная речь - своеобразная кинетическая форма словесной речи.
25. Психологические особенности жестовой речи.
26. Особенности игровой деятельности глухих детей.
27. Общие и специфические закономерности становления предметно-практической деятельности у глухих и слабослышащих детей.
28. Особенности учебной деятельности детей с нарушением слуха.
29. Особенности трудовой деятельности людей, имеющих нарушения слуха.
30. Общие и специфические особенности в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха.
31. Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха.
32. Основные задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
33. Особенности и диагностика готовности детей с нарушением слуха к школьному обучению.