Метод социометрических измерений




(Социометрия)

 

Социометрия – метод изучения межличностных взаимоотношений в группе.

Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

 

Цель исследования: изучение межличностных взаимоотношений в группе.

Стимульный материал: бланк для ответов, ручка.

 

Инструкция: учащимся предлагается ответить на три вопроса:

1. Кого из учащихся своего класса ты пригласил бы к себе на день рождения?

2. С кем из учащихся твоего класса ты сядешь вместе на контрольной работе?

3. Трех учащихся из твоего класса должны перевести в другую школу. Кто это будет?

Испытуемые должны назвать трех учащихся своего класса, после этого можно попросить их объяснить почему выбраны именно эти дети.

 

Ход работы:

  1. Провести опрос учащихся класса (заполнение бланка).

 

ФИ испытуемого _____________________________ Возраст _______________ № ________  
Кого из учащихся своего класса ты пригласил бы к себе на день рождения? С кем из учащихся твоего класса ты сядешь вместе на контрольной работе? Трех учащихся из твоего класса должны перевести в другую школу. Кто это будет?
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.

 

 


  1. Построить социоматрицу.

 

№ п/п Фамилии испытуемых: кого выбирают   Фамилии испытуемых (кто выбирает)   А-ов   В-ов   Б-ов   Г-ов   П-ов   С-ов   Д-ов   Н-ов   У-ов   Л-ов
  А-ов       +   +       +
  В-ов +     +       +    
  Б-ов +       +     +    
  Г-ов + +         +      
  П-ов   +   +         +  
  С-ов +       +     +    
  Д-ов     +   +         +
  Н-ов +           +   +  
  У-ов   +   +   +        
  Л-ов     +     +   +    
  ∑ общих выборов                    
  ∑ взаимных выборов                    

 

  1.  
     

    На основе данных социоматрицы построить социограмму.

 

Условные обозначения:

       
   
 


- девочки класса - мальчики класса

 

Внутри круга или треугольника ставится порядковый номер испытуемого по списку. Если ребенок отсутствовал в день проведения социометрии, то круг или треугольник зачеркивается.

 

Определение социального статуса в группе:

ò высокостатусные («звезды») – круг или треугольник обозначается красным цветом

ò среднестатусные («предпочитаемые», «популярные») – обозначается желтым цветом

ò низкостатусные («отверженные», «непопулярные») – обозначается зеленым цветом

 

Высокостатусные дети определяются по максимальному количеству общих выборов.

 

       
   


Взаимные выборы обозначаются сплошной линией:

 

Незначительные связи (нет взаимных выборов, мало выборов) обозначаются пунктирной линией простым карандашом:

 

  1. Сделать вывод, используя ответы на следующие вопросы:
  • С кем проводилось социометрическое исследование? Возраст испытуемых. Количество человек. Отсутствующие.
  • Что было выявлено в ходе проведения социометрии? Ребята с какими статусами личности присутствуют в классе? Какие статусы личности преобладают?
  • Выявлены ли микрогруппы? С чем связано их формирование? Взаимодействуют ли они между собой?
  • Наличие взаимных выборов. Между ребятами каких статусов они чаще встречаются? С чем это связано?
  • Выявлены ли «звезды»? Сколько их? Почему их выбирают? Кто их выбирает?
  • «Популярные» и «непопулярные» ребята. Чем вызвано их присутствие в классе?
  • На кого ориентируются ребята в классе. Что (кто) для них является ценностью?
  • Есть ли ребята, которые оказывают особое влияние на других учащихся?
  • Есть ли «непризнанные» дети? Могут ли они стать лидерами класса?
  • Ваши предложения и пожелания учителю класса.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: