(Социометрия)
Социометрия – метод изучения межличностных взаимоотношений в группе.
Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.
Цель исследования: изучение межличностных взаимоотношений в группе.
Стимульный материал: бланк для ответов, ручка.
Инструкция: учащимся предлагается ответить на три вопроса:
1. Кого из учащихся своего класса ты пригласил бы к себе на день рождения?
2. С кем из учащихся твоего класса ты сядешь вместе на контрольной работе?
3. Трех учащихся из твоего класса должны перевести в другую школу. Кто это будет?
Испытуемые должны назвать трех учащихся своего класса, после этого можно попросить их объяснить почему выбраны именно эти дети.
Ход работы:
- Провести опрос учащихся класса (заполнение бланка).
|
- Построить социоматрицу.
№ п/п | Фамилии испытуемых: кого выбирают Фамилии испытуемых (кто выбирает) | А-ов | В-ов | Б-ов | Г-ов | П-ов | С-ов | Д-ов | Н-ов | У-ов | Л-ов |
А-ов | + | + | + | ||||||||
В-ов | + | + | + | ||||||||
Б-ов | + | + | + | ||||||||
Г-ов | + | + | + | ||||||||
П-ов | + | + | + | ||||||||
С-ов | + | + | + | ||||||||
Д-ов | + | + | + | ||||||||
Н-ов | + | + | + | ||||||||
У-ов | + | + | + | ||||||||
Л-ов | + | + | + | ||||||||
∑ общих выборов | |||||||||||
∑ взаимных выборов |
-
На основе данных социоматрицы построить социограмму.
Условные обозначения:
- девочки класса - мальчики класса
Внутри круга или треугольника ставится порядковый номер испытуемого по списку. Если ребенок отсутствовал в день проведения социометрии, то круг или треугольник зачеркивается.
Определение социального статуса в группе:
ò высокостатусные («звезды») – круг или треугольник обозначается красным цветом
ò среднестатусные («предпочитаемые», «популярные») – обозначается желтым цветом
ò низкостатусные («отверженные», «непопулярные») – обозначается зеленым цветом
Высокостатусные дети определяются по максимальному количеству общих выборов.
Взаимные выборы обозначаются сплошной линией:
Незначительные связи (нет взаимных выборов, мало выборов) обозначаются пунктирной линией простым карандашом:
- Сделать вывод, используя ответы на следующие вопросы:
- С кем проводилось социометрическое исследование? Возраст испытуемых. Количество человек. Отсутствующие.
- Что было выявлено в ходе проведения социометрии? Ребята с какими статусами личности присутствуют в классе? Какие статусы личности преобладают?
- Выявлены ли микрогруппы? С чем связано их формирование? Взаимодействуют ли они между собой?
- Наличие взаимных выборов. Между ребятами каких статусов они чаще встречаются? С чем это связано?
- Выявлены ли «звезды»? Сколько их? Почему их выбирают? Кто их выбирает?
- «Популярные» и «непопулярные» ребята. Чем вызвано их присутствие в классе?
- На кого ориентируются ребята в классе. Что (кто) для них является ценностью?
- Есть ли ребята, которые оказывают особое влияние на других учащихся?
- Есть ли «непризнанные» дети? Могут ли они стать лидерами класса?
- Ваши предложения и пожелания учителю класса.