Принципы работы системы ЭТРАН




Основным компонентом системы ЭТРАН являются вычислительный комплекс? Центр обработки информации (ЦОИ), предоставляющий необходимую оперативную и аналитическую информацию, и различные группы абонентов, использующие эту информацию.

Центр обработки информации - сервер баз данных и сервер приложений, группа абонентов? АРМ грузоотправителей (грузополучателей), работников железнодорожного транспорта различных уровней управления (от линейного до сетевого).

Технология определяет порядок автоматизированной подготовки и оформления перевозочных документов при отправлении грузов в прямом, местном, прямом и непрямом международном сообщениях в системе электронного документооборота. Взаимодействие осуществляется в реальном времени АРМ подготовки перевозочных документов (ППД) системы ЭТРАН на станции отправления и грузоотправителей с Автоматизированной комплексной системой фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО), Единым комплексом АСУ финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) и ЕМПП.

Информационной основой организации взаимодействия между грузоотправителем и ОАО «РЖД» в системе электронного грузооборота являются электронная накладная и электронная согласованная заявка на перевозку груза. Структура данных электронной накладной и электронной заявки на перевозку груза устанавливаются ОАО «РЖД».

Обмен данными электронной накладной между АРМ ППД грузоотправителя и ЭТРАН производится:

  • - при визировании накладной;
  • - после погрузки груза в вагон грузоотправителем;
  • - после приема груза к перевозке приемосдатчиком перевозчика и окончательного оформления перевозочных документов.

Из ЭТРАН данные электронной накладной передаются в информационные системы:

  • - в ЕК АСУФР - при визировании накладной, при оформлении товарным кассиром или агентом накладной после погрузки груза в вагон, после окончательного оформления перевозочных документов;
  • - в ЕМПП - при подаче вагонов под погрузку, после погрузки груза в вагон, после окончательного оформления перевозочных документов.

Средствами системы ЭТРАН обеспечивается доступ к базе данных АКС ФТО с согласованными перевозчиком и инфраструктурой заявками на перевозку груза для АРМ ППД станции отправления или опорной (в части выполнения коммерческих операций) станции, а также АРМ ППД грузоотправителя.

Согласованные электронные заявки используются:

  • - в АРМ ППД станции отправления для визирования электронных накладных, предъявляемых грузоотправителем;
  • - в АРМ ППД грузоотправителя для формирования реестра и заготовок электронных накладных.

Накладная предъявляется грузоотправителем на визирование в электронном виде не позднее, чем за одни сутки до даты погрузки, установленной в согласованной заявке.

Грузоотправитель заполняет электронную накладную на АРМ ППД с использованием шаблонов накладных.

Система ЭТРАН обеспечивает взаимодействие с ЕК АСУФР, Процессинговым центром (ПЦ) и Единой моделью перевозочного процесса (ЕМПП) в соответствии с нижеприведенной схемой на рисунке 2.3.

Порядок функционирования состоит в следующем. Плательщик или экспедитор вносит деньги в банк. В ЕК АСУФР фиксируется поступление средств на лицевой счет (стрелка 1) и осуществляется выделение расходного лимита в процессинговом центре (стрелка 2).

Грузоотправитель подает заявку на совершение перевозок (стрелка 3), которая согласовывается системой АКС ФТО.

Грузоотправитель готовит перевозочный документ (стрелка 5). Система ЭТРАН, для контроля над условиями перевозки, осуществляет запрос в АСОУП (ЕМПП) на возможность погрузки (стрелка 6). Плательщик акцептует перевозочный документ через Электронную торговую площадку транспортных услуг (ЭТП ТУ) и производит авторизационный запрос в ПЦ на списание суммы провозной платы через систему ЭТРАН (стрелка 7).

После чего происходит окончательное списание суммы провозной платы с расходного лимита лицевого счета (стрелка 9).

Система ЭТРАН сообщает о факте отправки в ЕМПП АСО УП (стрелка 10).

Реестр операций по лицевому счету передается из ПЦ в ЕК АСУФР (стрелка 11), в ЕК АСУФР также передается реестр документов из ЭТРАН (стрелка 12). В процессе перевозки происходят различные операции с грузом и подвижным составом, которые фиксируются в МПП АСО УП (стрелка 13), события связанные с отправкой передаются в ЭТРАН (стрелка 14). Факт прибытия груза фиксируется в ЭТРАН (стрелка 15).

По прибытии производится окончательный расчет суммы провозной платы (стрелка 16). Плательщик, оплачивающий перевозку по прибытии, через ЭТП ТУ акцептует сумму начислений и производит авторизационный запрос в ПЦ на списание сумм начисленных по прибытии (стрелка 17). Оформляется выдача груза (стрелка 18). После чего происходит окончательное списание суммы начислений. Реестр операций по лицевому счету передается из ПЦ в ЕК АСУФР (стрелка 19), в ЕК АСУФР также передается реестр документов из ЭТРАН (стрелка 20). В том случае, когда плательщиком является грузоотправитель или грузополучатель акцепт перевозочных документов производится посредством носителя электронно-цифровой подписи.

При взаимодействии с ЕК АСУФР и ПЦ система ЭТРАН обеспечивает выполнение следующих функций:

  • - использование единого НСИ в части идентификации плательщиков с тем, чтобы установить однозначное соответствие между данными о плательщике в системе ЭТРАН и его лицевым счетом в ЕК АСУФР;
  • - передача в ПЦ запроса на бронирование суммы, рассчитанной по заявке;
  • - передача в ПЦ запроса на списание суммы, начисленной по услуге;
  • - получение из ПЦ в режиме реального времени информации о состоянии лицевого счета;
  • - обеспечение доступа в режиме чтения к справочникам плательщиков;

обеспечение доступа в режиме чтения к данным начислений за перевозки и услуги по плательщикам.

При взаимодействии с АСУ перевозочного комплекса (МПП, АСОУП, АСУ ГП) система ЭТРАН обеспечивает:

  • - доступ в режиме чтения к базе данных заявок, с целью своевременного планирования подачи вагонов под погрузку;
  • - получение от системы ДИСПАРК формируемой ею информации о заказах, не обеспеченных подвижным составом (дефицит конкретного требуемого типа подвижного состава с учетом коммерческого и технического состояния по заказам, а также задержки обеспечения заказов подвижным составом);
  • - доступ к базам данных подхода и подачи порожних вагонов для решения задач контроля и анализа выполнения заявок;
  • - необходимую информационную поддержку систем ДИСПАРК и Модели перевозочного процесса в ГВЦ ОАО «РЖД» в объеме формируемой в существующей АСУ СПВ (передаточной ведомости);
  • - формирование отправки в МПП на основании оформленного документа;
  • - получение из МПП и обработку событий, произошедших с грузом в пути следования;
  • - формирование вагонного листа на отправку соответствующей формы;
  • - доступ к базе данных перевозочных документов (БД ПД) для необходимой информационной поддержки задач действующей АСОУП;
  • - доступ в режиме чтения к электронной картотеке вагонов и контейнеров АСОУП для получения достоверной информации при оформлении перевозочного документа;
  • - необходимый уровень достоверности исходной информации методом логического контроля по требованиям АСОУП, взаимное использование информации БД ПД и отправочной модели на сетевом уровне.

Допускаются следующие варианты информационного взаимодействия грузоотправителей/грузополучателей, экспедиторов с системой ЭТРАН:

  • 1. Использование АРМ Клиента и Web-технологий при взаимодействии с ЦОИ с использованием электронно-цифровой подписи.
  • 2. Передача информации из АСУ клиента в ЦОИ непосредственно, в соответствии с утвержденными стандартами электронного документооборота электронно-цифровой подписи.
  • 3. Заполнение электронной накладной работником ОАО «РЖД» по сведениям, предоставляемым клиентом в бумажном виде или по телефону, в условиях электронного документооборота железнодорожной станции и использования носителя электронно-цифровой подписи. В этом случае окончательная сверка данных в комплекте перевозочных документов производится клиентом после погрузки груза на станции отправления. Затем сверенный комплект документов распечатывается и подписывается. Таким образом достигается необходимая степень достоверности данных при оформлении комплекта перевозочных документов.
  • 4. Регистрация договоров на перевозки и фактов наличного и безналичного расчетов без применения носителей электронно-цифровой подписи.

В систему ЭТРАН входит множество модулей, обеспечивающих электронный документооборот. Более подробно рассмотрим модуль «Полный документооборот заявок на перевозку грузов (ГУ-12) в системе ЭТРАН».

Рассматриваемый модуль используется для подготовки и оформления электронной заявки на перевозку грузов на железнодорожном транспорте, в соответствии с действующими нормативными документами, в условиях электронного документооборота.

Этот модуль обеспечивает следующее:

  • ? доступ товарного кассира и агента к перечню заявок, находящихся в работе;
  • ? формирование электронной заявки;
  • ? согласование заявки;
  • ? внесение изменений в принятую заявку на перевозку грузов;
  • ? обработку отказов грузоотправителей от заявленных перевозок грузов;
  • ? печать заявки.

В соответствии с договором заключенным между ОАО «РЖД» и компанией-

Грузоотправителей у грузоотправителя устанавливается система ЭТРАН с возможностью работы с пакетом «Полный документооборот заявок на перевозки грузов (ГУ-12) в системе ЭТРАН», дающий компании оформлять заявки на перевозку грузов, находясь у себя в офисе. В этом случае осуществляется электронный документооборот, что существенно снижает финансовые затраты.

Если же компания-грузоотправитель не заключала договор с ОАО «РЖД» по каким-либо причинам, то оформление заявки происходит сначала на бумажном носителе, в соответствии со специальной формой-бланка, установленной правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Затем данный документ передается в холдинг ОАО «РЖД», где в дальнейшем и происходит оформление заявки в системе ЭТРАН согласно данным бумажного носителя.

Технология работы ОАО «РЖД» с заказчиком в части подачи и удовлетворения его заявки на перевозку грузов подчиняется строгому порядку, регламентированному правилами перевозок грузок на железнодорожном транспорте, отраслевыми стандартами и методологиями.

Заявка представляется не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт.

Заказчик?грузоотправитель обязан предоставить заявку на перевозку грузов, с указанием количества вагонов и тонн в ней, какой груз, куда и когда он собирается перевозить. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Далее заявка поступает на проверку корректности и определение возможности удовлетворения (совершения перевозки груза) в заявленные сроки, после чего происходит согласование заявки с заказчиком.

После оформления заявки в электронном виде производится несколько этапов проверок согласно рисунку 2.4. Результатом же этих действий будет скорректированная заявка, пригодная для дальнейшего документооборота.

Наряду с модулем «Полный документооборот заявок на перевозки грузов (ГУ-12) в системе ЭТРАН» существует модуль «Оформление перевозочных документов при отправлении».

Модуль «Оформление перевозочных документов при отправлении» является служебной подсистемой в составе системы ЭТРАН, обеспечивает возможность подготовки и оформления электронной накладной на основе данных электронной заявки на перевозку груза грузоотправителем и работниками ОАО «РЖД» в условиях электронного документооборота.

Подсистема взаимодействует с сервером приложений ЭТРАН, базой данных ЭТРАН, оболочкой АРМ ППД и другими функциональными модулями системы ЭТРАН.

Схема документооборота по оформлению электронной заявки.

Комплекс задачи «Оформление перевозочных документов при отправлении» предназначен для:

  • · просмотра и редактирования списка электронных накладных;
  • · создания, оформления и редактирования накладной по заявке;
  • · создания, оформления и редактирования накладной без заявки;
  • · печати комплекта перевозочных документов;
  • · формирования сообщений;
  • · формирования отчетов;
  • · оформления досылочных накладных;
  • · оформления отцепки вагонов;
  • · переадресовки грузов.

Система предоставляет пользователю возможность получить список накладных с учетом заданных параметров. Критерии отбора определяются при создании фильтра. Возможности фильтра определяются в зависимости от прав пользователя, работающего с системой, а также и от принадлежности пользователя (пользователь организации ОАО «РЖД», либо пользователь сторонней организации, регистрация которого выполняется в ЭТРАН через договор и доверенность).

Формирование электронной накладной выполняется поэтапно участниками процесса подготовки и оформления перевозочных документов в соответствии с закрепленными за ними функциями. Подготовка данных для электронной накладной может выполняться либо полностью работниками железных дорог, либо работниками железных дорог с участием электронных систем грузоотправителей (АРМ ППД грузоотправителя). В последнем случае каждая из сторон заполняет свою часть данных электронной накладной: при перевозке во внутригосударственном сообщении в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, при перевозке груза в международном сообщении в соответствии с порядком, установленном соответствующим международным соглашением.

При формировании электронной накладной на визирование грузоотправитель на АРМ ППД выбирает заготовку электронной накладной, заполненную данными из согласованной заявки, и дополняет ее необходимой для визирования информацией. При перевозке груза в международном сообщении грузоотправитель переносит в электронную накладную с бумажной накладной сведения штемпеля таможенного органа «Погрузка разрешена». Электронная накладная подписывается электронной подписью грузоотправителя.

Принятые на визирование электронные накладные автоматически регистрируются в АРМ ППД станции отправления с присвоением регистрационного номера, при этом в базу данных заносится регистрационный номер и дата приема электронной накладной на визирование.

Регистрация электронной накладной при перевозке груза в международном сообщении производится на АРМ ППД станции отправления после проверки товарным кассиром или агентом наличия штемпеля в бумажной и электронной накладных таможенного органа «Погрузка разрешена». Бумажная накладная предъявляется на визирование наряду с электронной накладной.

При отсутствии штемпеля накладной на АРМ ППД станции отправления регистрируется отказ в визировании. Товарный кассир или агент вносит в накладную сведения об отказе в порядке, установленном соответствующим международным соглашением.

По принятой электронной накладной проверяется состояние лицевого счета плательщика, указанного в электронной накладной, и резервирование сумм на лицевом счете плательщика (при наличии соответствующего договора с плательщиком) производится в системе ЭТРАН при взаимодействии по данным ЕК АСУФР.

При получении ответа из ЕК АСУФР с разрешением на визирование принимается положительное решение о визировании электронной накладной, отрицательного ответа - о запрете визирования электронной накладной. При положительном решении о визировании электронной накладной присваивается номер визы. На АРМ ППД станции отправления при перевозке груза в прямом, местном и международном сообщениях формируется и передается в АРМ ППД грузоотправителя завизированная электронная накладная, подписанная электронной подписью железной дороги. В электронной накладной указаны номер визы, номер заявки на перевозку груза, дата на которую разрешена погрузка или завоз груза на станцию, должность и фамилия работника, завизировавшего накладную.

После подачи вагона под погрузку и натурного осмотра приемосдатчиком железной дороги и представителем грузоотправителя в системе ЭТРАН на основании информации из ЕМПП АСОУП формируется и передается на АРМ ППД грузоотправителя электронный документ по форме ГУ-45ВЦ (памятка приемосдатчика), подписанный электронной подписью работника ОАО «РЖД». В электронной памятке приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ по каждому вагону содержатся сведения: номер вагона, код администрации - собственницы вагона, принадлежность (ОАО «РЖД», собственный, арендованный).

Грузоотправитель при согласии с данными электронной памятки формы ГУ- 45ВЦ подписывает ее своей электронной подписью и передает в ЭТРАН для приемосдатчика ОАО «РЖД». Приемосдатчик со своего автоматизированного рабочего места передает информацию о подаче вагона.

По окончании погрузки грузоотправитель вносит в электронную накладную сведения о погрузке, а при перевозке груза в международном сообщении еще и сведения штемпелей таможенного органа «Выпуск разрешен», а также передает электронную накладную с указанием времени окончания грузовой операции, подписав своей электронной подписью, для приемосдатчика ОАО «РЖД».

При получении информации о завершении грузовой операции от грузоотправителя и электронной накладной на АРМ приемосдатчика станции отправления формируется и печатается вагонный лист.

После приема вагона к перевозке приемосдатчик ОАО «РЖД» на своем АРМ подтверждает прием вагонов к перевозке с передачей информации в ЕМПП (для ЭТРАН, АСОУП и АРМ маневрового диспетчера). С АРМ ППД станции отправления передается информационное сообщение 410 с данными электронной накладной.

Сопроводительные документы, прикладываемые к накладной грузоотправителем (например, свидетельства, сертификаты и др.), передаются в электронном виде с АРМ ППД грузоотправителя в ЭТРАН только при условии перевозки груза по безбумажной технологии с использованием электронной накладной. Передача сопроводительных документов в электронном виде с АРМ ППД грузоотправителя в ЭТРАН производится одновременно с передачей электронной накладной после погрузки груза в вагон.

При поступлении с АРМ приемосдатчика информации о приеме груза к перевозке ЭТРАН во взаимодействии с ЕК АСУФР обеспечивает окончательный расчет провозных платежей и сборов, присвоение номера отправки.

После окончания оформления перевозочных документов из товарной конторы в СТЦ передаются:

  • · при перевозке груза в прямом и местном сообщениях в сопровождении бумажных перевозочных документов - накладная (ГУ-27у-ВЦ), дорожная ведомость (ГУ-029у-ВЦ) и вагонный лист;
  • · при перевозке груза в прямом и местном сообщениях по электронной накладной - вагонный лист с отметкой «ЭДВ»;
  • · при перевозке груза в международном сообщении - накладная, дополнительные экземпляры дорожных ведомостей и вагонный лист.

При перевозке груза в прямом и местном сообщениях на АРМ ППД грузоотправителя из ЭТРАН передается электронная квитанция о приеме груза к перевозке, подписанная электронной подписью работником ОАО «РЖД», и электронный корешок дорожной ведомости. При получении этих электронных документов грузоотправитель подписывает своей электронной подписью корешок дорожной ведомости и пересылает его в АРМ ППД. При перевозке груза в международном сообщении грузоотправителю выдается лист третьей накладной с обязательной подписью в специально выделенной книге.

В процессе оформления перевозочных документов используются данные смежных автоматизированных систем (АСОУП, ЕК ИОДВ, ЕК АСУФР). Схема документооборота накладной представлена на рисунке 2.5

В результате подачи заявки, а затем и оформления по ней накладной на перевозку грузов выполняется большое количество рутинной работы, ранее занимавшей десятки минут. Сейчас же на обработку этих бумаг уходит времени в сотни раз меньше, чем прежде.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: