ВВЕДЕНИЕ
В разделе "Введение" указывают наименование, краткую характеристику области применения программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изделие[1].
В связи с возрастанием в ОАО "ОТИК" количества НИР и ОКР, проводимых одновременно, резко увеличился поток управленческой информации. Территориальная разобщенность подразделений предприятия и необходимость выполнения работ в строгом соответствии с графиком создают дополнительные предпосылки для автоматизации процессов контроля всех работ на предприятии. Для успешного выполнения задач, поставленных руководителями структурных подразделений, и повышения эффективности управления работами необходимо средство, позволяющее руководителям контролировать ход выполнения работ. Именно с этой целью создается программное обеспечение автоматизированной системы контроля и сопровождения работ.
Этапы работ составляют отдельные заказы, что требует от системы возможности адаптации к особенностям организации производственного процесса на различных предприятиях.
1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
В разделе "Основания для разработки" должны быть указаны:
– документ (документы), на основании которых ведется разработка;
– организация, утвердившая этот документ, и дата его утверждения;
– наименование и (или) условное обозначение темы разработки.
1.1. Основание для разработки:
· задание на дипломный проект.
1.2. Наименование работы и ее шифр:
Разработка программного обеспечения информационной системы контроля и сопровождения работ на предприятии.
Шифр: ПО ИС КСР.
2. НАЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ
В разделе "Назначение разработки" должно быть указано функциональное и эксплуатационное назначение программы или программного изделия.
Программное обеспечение создается с целью систематизации отдельных этапов работ, учета опережения или отставания от графика производства, облегчения на предприятии процесса контроля прохождения этапов. Система позволит руководителям производства сократить затраты времени на контроль и организацию производственного процесса.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Раздел "Требования к программе или программному изделию" должен содержать следующие подразделы:
– требования к функциональным характеристикам;
– требования к надежности;
– условия эксплуатации;
– требования к составу и параметрам технических средств;
– требования к информационной и программной совместимости.
Требования к функциональным характеристикам
В подразделе "Требования к функциональным характеристикам" должны быть указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных, временным характеристикам и т.п.
Состав выполняемых функций
Создаваемое программное обеспечение должно обеспечивать автоматизацию учета и контроля основных этапов работ в процессе производства, в том числе:
· систематизацию данных по заказчикам, исполнителям, работам;
· формирование и коррекцию коллективов по направлениям работ;
· формирование и дальнейшее использование списков типовых работ по каждому из направлений (с возможностью простой коррекции этих маршрутов для конкретных приложений);
· организацию контроля выполнения работ по их направлениям с получением необходимых отчетов по датам, этапам и проч. (их перечень уточняется на этапе эскизного проектирования системы);
· автоматическую выдачу напоминаний, указаний и т.п.;
· автоматизацию делопроизводства, адресную рассылку информации заранее определенному кругу адресатов, в том числе в процессе внесения изменений в разрабатываемых проектах.
На этапе эскизного проектирования системы необходимо также:
· проработать вопросы защиты информации в системе;
· определить план мероприятий и поэтапное наращивание функциональных возможностей программного обеспечения ИС КСР, включая разработку методических материалов;
· обеспечить возможность дальнейшего наращивания функций ПО ИС КСР.
Организация входных и выходных данных
Исходные данные в систему поступают из писем, файлов, распечаток, договоров и ТЗ на проведение НИР и ОКР, приказов и устных распоряжений руководства предприятия.
В настоящее время планируется вести 10 направлений работ силами 4 – 5 руководителей и 40-50 сотрудников предприятия.
Потоки информации можно условно классифицировать как:
· потоки подготовительного (маркетингового) этапа;
· потоки, обеспечивающие выполнение договорных работ;
· потоки архивируемых данных.
Общий текущий объем объектов контроля и сопровождения на начальном этапе работы системы определяется количеством НИР и ОКР (10 объектов), количеством типовых работ и этапов работ (50 – 60 объектов), количеством периодических и других работ (20 – 30 объектов), что в совокупности составляет до 100 различных объектов.
Имеющаяся на предприятии компьютерная техника позволяет использовать для организации работ локальную сеть, а при необходимости – и Интернет.
При введении ИС КСР в эксплуатацию все необходимые исходные данные должны фиксироваться в бае данных с отметкой о постановке на контроль и/или на исполнение по определенному маршруту. При этом система должна автоматически выполнять возможную рутинную и подготовительную работу, оставляя за руководителем право контроля и коррекции состава и сроков исполнения работ, поручаемых конкретному исполнителю, и последующего контроля прохождения работ. Исполнитель должен автоматически оповещаться о поручении и принимать непосредственное участие в разработке и согласовании плана проведения каждой конкретной работы. В случае изменения этапов работ система дает возможность корректировать уже внесенную в базу данных информацию о сроках исполнения отдельных работ, исполнителях и т.п.
Основной период использования системы – ежедневная работа.
Все введенные данные должны сохраняться в БД системы и выдаваться оператору системы по его запросу. Система должна предоставлять возможность подготовки отчетных данных для анализа за произвольный интервал времени (неделю, месяц и т.п.).
К выходным данным ИС КСР относятся уведомления, отчеты, экранные формы, которые должны содержать статистические данные о этапах и ходе выполнения работ.
Отчеты должны содержать следующую информацию:
1) списочный состав исполнителей контролируемых работ;
2) тематика договорных работ;
3) перечень работ, поступивших на предприятие за определенный период времени;
4) список выполненных в срок и задержанных работ;
5) списочный состав руководителей по направлениям;
6) индивидуальная карточка руководителя (ФИО руководителя, название НИР/ОКР, ФИО исполнителей, сроки выполнения по этапам);
7) индивидуальная карточка исполнителя (ФИО исполнителя, ФИО руководителя, название НИР/ОКР, индивидуальное задание, сроки выполнения по этапам).
3.2. Требования к надежности
В подразделе "Требования к надежности" должны быть указаны требования к обеспечению надежного функционирования (обеспечение устойчивого функционирования, контроль входной и выходной информации, время восстановления после отказа, защита информации и программ и т. д.) с уточнением списка оценочных элементов по фактору "Надежность ПС" в соответствии с ГОСТ 28195-89, обоснованных назначением ПО.
Для обеспечения надежности и предотвращения ошибочных действий оператора ИС необходимо обеспечить:
· применение отработанных стандартных технологий для работы с базой данных;
· внесение в БД максимально выверенных и достоверных данных о работах, номенклатуре выпускаемых предприятием продуктов, списочном составе работников предприятия, а также датах начала и окончания отдельных работ;
· защиту базы данных от несанкционированного доступа;
· регулярное обновление статистической информации и отчетов в электронном виде;
· сохранение твердых копий необходимых данных, документов и отчетов.
Условия эксплуатации
В подразделе "Условия эксплуатации" должны быть указаны условия эксплуатации при обслуживании, необходимое количество и квалификация персонала.
Для работы с ИС КСР должен быть выделен ответственный оператор, владеющий информационными технологиями на уровне пользователя. Функции оператора могут быть возложены, например, на секретаря предприятия или работника производственного отдела предприятия.