Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет социальных технологий
Специальность/направление подготовки: 39.03.02 «Социальная работа»
Образовательная программа: «Социальная работа»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«История социальной работы в России: основные этапы становления и развития»
Выполнил:
Обучающийся группы 3-17-11
заочной формы обучения
_____________Зайнуллин А.И.
(подпись)
Проверил:
Должность, ученая степень,
ученое звание: преподаватель кафедры СО и СТ
_______________ Ефимов А.М.
(подпись)
Санкт-Петербург 2018
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Социальная работа в России
1.1 История социальной работы как научная и учебная дисциплина 5
1.2 Основные понятия истории социальной работы 7
1.3 Категории и закономерности социальной работы 14
1.4 История социальной работы в России 18
Глава 2 Основные этапы развития и становления социальной работы в России 20
2.1 Основные этапы развития помощи и
взаимопомощи в России 21
2.2 Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х
годах 26 Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение
Многие века складывались на Руси традиции милосердия и благотворительности. Без опоры на эти традиции не может формироваться социальная работа. В современных условиях ее становление как особой профессии вызвано не только возросшими потребностями населения в социальной поддержке, но и изменением содержания этих потребностей. В условиях перехода России к рыночным экономическим отношениям, когда резко ухудшилось положение основной части населения, углубился кризис во всех сферах жизнедеятельности, социальная работа приобретает более индивидуализированный характер, обусловленный глубокими личностными интересами в решении социальных проблем. Справиться с этими проблемами только силами государственных структур не представляется возможным. Вот почему и сегодня важно развитие благотворительных общественных формирований, способствующих улучшению положения трудящихся групп населения.
|
Данная курсовая работа посвящена исследованию истории социальной работы.
Актуальность данной темы заключается в том, что изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и применить на практике утраченные или забытые национальные традиции русской социальной помощи. И поэтому нами была выбрана тема курсовой работы: «История социальной работы в России: основные этапы становления и развития».
Объектом исследования курсовой работы является содержание истории социальной работы в России.
Предмет - основные этапы развития и становления социальной работы в России.
Цель данной работы исследовать и изучить понятия и категории социальной работы, раскрыть основные этапы развития и становления социальной работы в России.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
2. Рассмотреть историю социальной работы как научную дисциплину
|
3. Разобрать основные понятия социальной работы;
4. Исследовать категории и закономерности социальной работы;
5. Определить основные этапы развития социальной работы в России;
6. Сделать обобщения и выводы.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Сравнение, обобщение, выводы.
Теоретическая значимость:
1. Систематизация и обобщение по исследуемой теме.
2. Материал может быть использован студентами при подготовке к урокам.
Глава 1 Социальная работа в России
В самом общем виде социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Парадигма этой помощи очень широка. В помощи нуждаются многие люди, находящиеся на разных стадиях и в различных ситуациях своей жизни: ребенок и пожилой человек, больной и инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т.д. Очень широк,и спектр оказания помощи: человек – человеку; община – человеку; взрослый – ребенку, сироте; здоровый – больному; служба социальной помощи – безработному, пенсионеру, многодетной семье и т.д.
В то же время социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, она несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Именно под этим углом зрения следует в целом рассматривать социальную работу, выполняющую роль общественного амортизатора. [7; С.480]
1.1 История социальной работы как научная и учебная дисциплина
|
Социальная работа как наука исследует социальные явления и процессы, следовательно, в своей основе является социальной (общественной наукой). Вместе с тем она связана и с техническими, и, особенно с естественными науками (физиологией, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую имеют междисциплинарный характер с точки зрения взаимосвязи их с социальными и естественными науками.
Таким образом, можно утверждать, что теория социальной работы является социально-гуманитарной наукой по содержанию, междисциплинарной и интегративной по характеру.
Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно-практической деятельности, и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются дискуссионными. Это касается, в частности, определения научного статуса социальной работы.
Большинство исследователей отмечают, что социальная работа имеет преимущественно прикладной характер. Вместе с тем она разрабатывает и серьезные теоретические проблемы.
Именно прикладной характер теории социальной работы, органическое включение в нее фактов и данных конкретного практического опыта отличают ее от фундаментальных наук, но не противопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является познание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому использованию, то задача прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практических проблем. Тесная связь с жизнью, конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.
Важнейшими структурными компонентами научной теории социальной работы являются:
· объект исследования науки;
· предмет науки и преобразования действительности;
· понятийно - категориальный аппарат;
· закономерности и принципы социальной работы;
· методы и принципы организации исследований;
· функции научной теории.
Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой — влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.
Обозначив круг проблем, составляющие предметное поле социальной работы, можно сделать вывод, что теория социальной работы - наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.
1.2 Основные понятия теории социальной работы
Все многообразие видов социальных взаимодействий и складывающихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцентрировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обнаруженных самим специалистом.
В широком смысле под социальными проблемами понимают все социальные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. Обычно появление проблем связано с функционированием социальных систем и первоначально не вызывает у людей беспокойства и дискомфорта.
В более узком смысле о проблеме говорят, обнаруживая разрушение стабильных социальных связей, когда ее развитие приводит к напряженности и конфликтам. В этом случае для выявления социальных проблем объективное состояние дел сопоставляют с нормой. Следовательно, при любом подходе проблемы являются частью социальных процессов, их содержание носит социальный характер, а форма проявления – личностна.
Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности принято выделять социальные проблемы. Они носят наиболее широкий, общечеловеческий характер и требуют для своего решения согласованных действий в масштабах мирового сообщества (например, проблема экологической безопасности планеты). Часть таких проблем государства решают в русле социальной политики, выступающей в качестве важного аспекта социальной работы.
На микроуровне выделяют проблемы, возникающие в различных подсистемах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми сталкиваются специалисты по социальной работе, – социально-управленческие, социально-экономические, социально-экологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности человека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному работнику необходимо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осуществляющих преобразовательную деятельность в конкретной подсистеме общества.
В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следующее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне:
Социальная проблема – это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом.
В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в поиске новых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социальная проблема имеет объективно-субъективную природу – прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъекта, поэтому следует выделять в ней три основных элемента:
· люди, которые оценивают ситуацию как проблемную;
· социальные условия, в которых проблема возникла;
· деятельность, связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.
В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда общество, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (например, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в человеке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловливают характеристики группы и социума.
Конкретное состояние социальной проблемы описывается через понятие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются вследствие изменений особенностей социальной среды и личности, которая воспринимает эти особенности и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно различать типы социальных ситуаций, изучать специфику поведения человека в них, механизмы их восприятия личностью, воздействие ситуаций на социум, чтобы иметь возможность находить оптимальные пути дальнейшего социального движения. В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подхода (Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, Л.И.Анциферова, Ю.Н.Емельянов, Т.М.Дридзе и др.), направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью.
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.
Трудные жизненные ситуации в социальной работе можно классифицировать на основе ряда критериев. Так, выделяют:
· по характеристикам субъекта – индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации;
· по возрастному критерию – ситуации детского, подросткового, юношеского и др. возраста;
· по психологической реакции на ситуацию – ситуации с адекватной, мобилизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией;
· по уровню адаптации к ситуации – ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д.
Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней – это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию – пассивная, или иждивенческая позиция.
Термин «клиент социальных служб» часто рассматривается как синоним понятия «объект социальной работы». Однако понятие «клиент» является более узким.
Под клиентами в социальной работе подразумевают индивида или группу людей, которые обращаются за помощью в социальные службы по поводу различных социальных проблем и получают эту помощь. Социальные службы в данном случае представляют собой не только совокупность должностей, функций и конкретных форм деятельности, но и систему межличностных отношений, мотиваций, представлений о социальной работе и клиентах.
Клиентурой социальной работы являются в первую очередь материально необеспеченные, социально уязвимые и маргинальные слои общества.
Решение их проблем в современной системе социальной работы осуществляется с помощью дифференцированного подхода к клиентам. Он предполагает учет особенностей социального положения человека, его потребностей, интересов, традиций. На основе их анализа подбираются адекватные технологии и методы социальной работы.
Ключевым понятием теории социальной работы, характеризующим систему мер по решению проблем общества и человека, оказанию социальной помощи и поддержки клиенту социальных служб, является категория «социальная защита населения».
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни.
Социальная защита – функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами – на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д.. Следовательно, она определяется как предмет идеологии и социальной политики государства и область его практической деятельности.
Универсальными принципами социальной защитыявляются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность.
Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимосвязаны законотворческая, социально-экономическая и организационная деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их деятельность.
Субъектами социальной защиты, кроме государства, выступают органы местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общественные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищающие насущные интересы. Следовательно, в систему социальной защиты входит и социальная самозащита – защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обществе.
Для эффективной деятельности субъектов социальной защиты необходимо наличие нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств, т.е. ресурсов, позволяющих осуществлять социальную защиту населения и гарантировать реализацию социальных прав личности. Следовательно, в основе государственных социальных гарантий соблюдения принципа социальной справедливости должно лежать реальное обеспечение прав человека на минимальный доход, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов.
Если в широком смысле основу понятия социальной защиты составляет концепция гарантий, самореализации и прав человека, то в узком ее определение основано на концепции социального риска. Так, система социальной защиты в России в первую очередь направлена на реализацию прав социально уязвимых слоев населения, граждан, находящихся в крайне трудном положении вследствие воздействия социальных рисков. Принципы, по которым она осуществляется – заявительность, т.е. предоставление социальных услуг и других форм помощи гражданам по мере их обращения, и патернализм, т.е. государственная опека по отношению к наименее защищенным слоям населения.
Понятие социальной помощи является более узким, чем понятие социальной защиты.
Универсальными принципами данной деятельности являются:
· экономическая эффективность, определяемая как оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование;
· общественная целесообразность как оказание помощи лишь тем, кто лишен способности к самообеспечению;
· приоритетность государственных начал оказания помощи;
· социальная солидарность как перераспределение средств в пользу социально слабой части общества;
· индивидуальная социальная ответственность как максимальная активность индивида в целях оказания самопомощи;
· всеобщность как равная возможность получения помощи для всех граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики.
Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп. Понятие «уровень жизни » характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы социального обеспечения работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов, поступающих из государственных источников и пр.
Государство в лице соответствующих органов управления на федеральном и региональном уровнях на основе действия принципа социальных гарантий несет ответственность за рост уровня жизни и социальное обустройство граждан. Следовательно, социальная политика демонстрирует, как цели и задачи, выдвигаемые базовыми социальными институтами, в конкретный период времени соотносятся с существующими у людей представлениями о необходимом уровне их социальной обеспеченности.
В сферу социальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение нуждающихся источниками существования, поддержание социального здоровья и т.д.
Соответственно, результатом эффективной социальной политики является обеспечение более полных возможностей для удовлетворения потребностей членов общества, сохранение его стабильности, развитие системы социального страхования, активизация факторов, стимулирующих высокопроизводительный труд, дальнейшее развитие системы социального обслуживания, стимуляция занятости, формирование установки на социальную ответственность членов общества за свое социальное благополучие и пр.
1.3 Категории и закономерности социальной работы
Любая гуманитарная наука, в том числе теория социальной работы, отражает изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления (например, взаимодействие «человек-человек», «человек-среда»), обобщая и интерпретируя которые, ученые выдвигают понятия – краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности того или иного явления, не позволяющие его толковать двояко.
Понятие – это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином. Когда т е рмин становится всеобщим, он является категорией, т.е. категории – это наиболее важные, ключевые понятия.
В теории социальной работы сложился специфический категориально-понятийный аппарат, с помощью которого раскрываются сущность, содержание, закономерности и тенденции социальной работы. Но современные исследователи проблем теории социальной работы при выделении групп понятий и категорий в основание классификации имеют в виду различные критерии.
В целях упорядочения многообразия категорий социальной работы, структурируя их ученые чаще всего выделяют следующие группы понятий и категорий (Е.И.Холостова):
· собственные категории социальной работы: социальный работник, социальная работа, социальное обслуживание, социальная защита, адресная социальная помощь; специалист по социальной работе, клиент, социальные службы, социальное обеспечение и др..
· категории, относящие к социальной работе по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания: социальная реабилитация, психосоциальная работа, семейный конфликт; социальная адаптация; социально-медицинские услуги, социально- правовые услуги и др.
· категории не являющиеся специфическими для социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками: социальные отношения, социальное пространство, общество, государство, социальная стратификация, социальные процессы, социум.
Теория выявляет и описывает основные тенденции, закономерности функционирования всех компонентов социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. Сложившийся опыт позволяет сформулировать закономерности социальной работы, в них сконцентрированы те условия, которые способствуют эффективности работы.
Закономерности социальной работы можно разделить на:
· Объективные закономерности - присущие социальной работе
как процессу, по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа, содержания деятельности социального работника (т.е. отражают связи между самостоятельными процессами, системами, явлениями).
В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства. Закономерно также взаимосвязь уровня развития социальной работы и уровня социального развития общества.
· Субъективные закономерности – проявляющиеся в зависимости от деятельности, средств, предпринимаемых социальным работником и клиентом (т.е. отражают связи между отдельными компонентами внутри системы).
В качестве субъективных закономерностей выделяют закономерности, отражающие зависимость эффективность социальной работы от уровня подготовленности специалиста; от совместной заинтересованности социального работника и клиента в решении проблемы.
Е.И. Холостова, при вычленении закономерностей социальной работы исходит из того, что в социальной работе имеют место организационно-управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента (контактный уровень социальной работы), которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.
Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки выделяют отношения:
субординации – связи между органами управления, между отдельными лицами при наличии у них служебных отношений подчиненности при реализации общей цели управленческой деятельности;
координации - связи между непосредственно не подчиненными друг другу участниками управленческого процесса с целью согласования своих действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей;
корреляции – взаимодействия и взаимовлияния.
Для управленческих органов социальной защиты государственного, регионального и местных уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, правами и обязанностями управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:
· зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования, и учреждений социального обслуживания;
· зависимость эффективности социальной защиты и социального обслуживания населения от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;
· взаимосвязь между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты и социального обслуживания и т.д.
Эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, зависит от следующих закономерностей:
· совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;
· целостность воздействия специалиста социальной работы на
клиента;
· соответствие полномочий и ответственности специалиста по
социальной работе и др.
1.4 История социальной работы в России
Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины.
С 1992 года начинаются исследования по истории и теории социальной работы. Причем, в современных трудах рассматривается или отечественный, или зарубежный опыт работы. Исследований по истории социальной работы в России настолько мало, что может возникнуть впечатление, что она появилась только в начале 90-х гг. ХХ в, но на самом - то деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. В учебнике «Основы социальной работы» Павленок П.Д. пишет, что «Началом ее следует считать договор 911 г. князя Игоря с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой». [17; С.44]
Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. «Отменная набожность, усердие строению храмов и милосердие к нищим снискали любовь общую» к Ивану Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. В летописи отмечается, что «в 1209 году первой женой Всеволода была Мария, славная благочестием и мудростью. Она призывала сыновей жить в любви, что междоусобица губит князей и отечество, возвеличенное трудами предков, советовала быть трезвыми, приветливыми и в особенности уважать старцев». [4; С.118] Летописец хвалит ее за многие благотворительные деяния. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему – явились непреложными истинами. [9; С.124]
После принятия христианства средоточием социальной помощи стали церкви и монастыри.
Конец эпохи нищелюбия пришелся на время царствования Петра I. По его инициативе были открыты госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и солдат в монастырях. Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся. [5; С.117]
Период с 1861 по 1917 гг. принято считать временем расцвета российского предпринимательства. Так оно и было на самом деле. «Впервые за всю предыдущую и последующую историю России самостоятельные люди получили возможность свободного развития, реализации всех заложенных в них деловых качеств» [6; С.134]