Глава 1 Социальная работа в России




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет социальных технологий

 

Специальность/направление подготовки: 39.03.02 «Социальная работа»

 

Образовательная программа: «Социальная работа»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«История социальной работы в России: основные этапы становления и развития»

Выполнил:

Обучающийся группы 3-17-11

заочной формы обучения

_____________Зайнуллин А.И.

(подпись)

 

 

Проверил:

Должность, ученая степень,

ученое звание: преподаватель кафедры СО и СТ

_______________ Ефимов А.М.

(подпись)

 

Санкт-Петербург 2018

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Социальная работа в России

1.1 История социальной работы как научная и учебная дисциплина 5

1.2 Основные понятия истории социальной работы 7

1.3 Категории и закономерности социальной работы 14

1.4 История социальной работы в России 18

Глава 2 Основные этапы развития и становления социальной работы в России 20

2.1 Основные этапы развития помощи и

взаимопомощи в России 21

2.2 Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х

годах 26 Заключение 28

Список использованной литературы 29

Введение

Многие века складывались на Руси традиции милосердия и благотворительности. Без опоры на эти традиции не может формироваться социальная работа. В современных условиях ее становление как особой профессии вызвано не только возросшими потребностями населения в социальной поддержке, но и изменением содержания этих потребностей. В условиях перехода России к рыночным экономическим отношениям, когда резко ухудшилось положение основной части населения, углубился кризис во всех сферах жизнедеятельности, социальная работа приобретает более индивидуализированный характер, обусловленный глубокими личностными интересами в решении социальных проблем. Справиться с этими проблемами только силами государственных структур не представляется возможным. Вот почему и сегодня важно развитие благотворительных общественных формирований, способствующих улучшению положения трудящихся групп населения.

 

Данная курсовая работа посвящена исследованию истории социальной работы.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и применить на практике утраченные или забытые национальные традиции русской социальной помощи. И поэтому нами была выбрана тема курсовой работы: «История социальной работы в России: основные этапы становления и развития».

Объектом исследования курсовой работы является содержание истории социальной работы в России.

Предмет - основные этапы развития и становления социальной работы в России.

Цель данной работы исследовать и изучить понятия и категории социальной работы, раскрыть основные этапы развития и становления социальной работы в России.

 

Задачи курсовой работы:

1. Изучить научную литературу по теме курсовой работы;

2. Рассмотреть историю социальной работы как научную дисциплину

3. Разобрать основные понятия социальной работы;

4. Исследовать категории и закономерности социальной работы;

5. Определить основные этапы развития социальной работы в России;

6. Сделать обобщения и выводы.

 

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Сравнение, обобщение, выводы.

 

Теоретическая значимость:

1. Систематизация и обобщение по исследуемой теме.

2. Материал может быть использован студентами при подготовке к урокам.


Глава 1 Социальная работа в России

В самом общем виде социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Парадигма этой помощи очень широка. В помощи нуждаются многие люди, находящиеся на разных стадиях и в различных ситуациях своей жизни: ребенок и пожилой человек, больной и инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т.д. Очень широк,и спектр оказания помощи: человек – человеку; община – человеку; взрослый – ребенку, сироте; здоровый – больному; служба социальной помощи – безработному, пенсионеру, многодетной семье и т.д.

В то же время социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, она несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Именно под этим углом зрения следует в целом рассматривать социальную работу, выполняющую роль общественного амортизатора. [7; С.480]

 

1.1 История социальной работы как научная и учебная дисциплина

 

Социальная работа как наука исследует социальные явления и процессы, следовательно, в своей основе является социальной (общественной наукой). Вместе с тем она связана и с техническими, и, особенно с естественными науками (физиологией, психологией, экологией), что подчеркивает ее инте­гративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы ис­следования зачастую имеют междисциплинарный характер с точки зрения взаимосвязи их с социальными и естественными науками.

Таким образом, можно утверждать, что теория социальной ра­боты является социально-гуманитарной наукой по содержанию, меж­дисциплинарной и интегративной по характеру.

Социальная работа является относительно новой для нашей страны обла­стью научно-практической деятельности, и многие ее аспекты в теоре­тическом плане остаются дискуссионными. Это касается, в частности, опре­деления научного статуса социальной работы.

Большинство исследователей отмечают, что социальная работа имеет преимущественно прикладной характер. Вместе с тем она разрабаты­вает и серьезные теоретические проблемы.

Именно прикладной характер теории социальной работы, орга­ническое включение в нее фактов и данных конкретного практи­ческого опыта отли­чают ее от фундаментальных наук, но не проти­вопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является по­знание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому ис­пользованию, то задача прикладных наук — применение результатов фунда­ментальных наук для решения познавательных и социально-практи­ческих проблем. Тесная связь с жизнью, кон­кретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения при­кладной значи­мости научных исследований в области социальной работы.

Важнейшими структурными компонентами научной теории социальной работы являются:

· объект исследования науки;

· предмет науки и преобразования действительности;

· понятийно - категориальный аппарат;

· закономерности и принципы социальной работы;

· методы и принципы организации исследований;

· функции научной теории.

Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обус­ловлены целями практической социальной работы, а с другой — влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.

Обозначив круг проблем, составляющие предметное поле социальной работы, можно сделать вывод, что теория социальной работы - наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

1.2 Основные понятия теории социальной работы

 

Все многообразие видов социальных взаимодействий и складываю­щихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцен­трировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обна­руженных самим специалистом.

В широком смысле под социальными проблемами понимают все социальные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. Обычно появление проблем связано с функционированием социальных систем и первоначально не вызывает у людей беспокойства и дискомфорта.

В более узком смысле о проблеме говорят, обнаруживая разру­шение стабиль­ных социальных связей, когда ее развитие приводит к напря­женности и кон­фликтам. В этом случае для выявления социальных проблем объективное со­стояние дел сопоставляют с нормой. Следовательно, при лю­бом подходе проблемы являются частью социальных процессов, их содержа­ние носит со­циальный характер, а форма проявления – личностна.

Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности принято выделять социальные проблемы. Они носят наиболее широкий, об­щечеловеческий характер и требуют для своего решения согласованных дей­ствий в масштабах мирового сообщества (напри­мер, проблема экологической безопасности планеты). Часть таких проблем государства решают в русле со­циальной политики, выступающей в качестве важного аспекта социальной работы.

На микроуровне выделяют проблемы, возникающие в различных под­системах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми стал­киваются специалисты по социальной работе, – социально-управленческие, социально-экономические, социально-экологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности че­ловека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному ра­ботнику необходимо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осуществляющих преобразовательную деятельность в кон­кретной подсистеме общества.

В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следую­щее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне:

Социальная проблема – это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом.

В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в по­иске новых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социаль­ная проблема имеет объективно-субъективную природу – прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъ­екта, поэтому следует выделять в ней три основных элемента:

· люди, которые оценивают ситуацию как проблемную;

· социальные условия, в которых проблема возникла;

· деятельность, связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.

В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда об­щество, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (например, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в человеке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловли­вают характеристики группы и социума.

Конкретное состояние социальной проблемы описывается через поня­тие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются вследствие изменений особенностей социальной среды и личности, которая восприни­мает эти особенности и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно раз­личать типы социальных ситуаций, изучать специфику поведения человека в них, механизмы их восприятия личностью, воздействие ситуаций на социум, чтобы иметь возможность находить оптимальные пути дальнейшего соци­ального движения. В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подхода (Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, Л.И.Анциферова, Ю.Н.Емельянов, Т.М.Дридзе и др.), направленного на ана­лиз социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социаль­ных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизне­деятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследст­вие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.

Трудные жизненные ситуации в социальной работе можно классифицировать на основе ряда критериев. Так, выделяют:

· по характеристикам субъекта – индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации;

· по возрастному критерию – ситуации детского, подросткового, юношеского и др. возраста;

· по психологической реакции на ситуацию – ситуации с адекватной, мобилизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией;

· по уровню адаптации к ситуации – ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д.

Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней – это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию – пассивная, или иждивенческая позиция.

Термин «клиент социальных служб» часто рассматривается как сино­ним понятия «объект социальной работы». Однако понятие «клиент» явля­ется более узким.

Под клиентами в социальной работе подразумевают индивида или группу людей, которые обращаются за помощью в социальные службы по поводу различных социальных проблем и получают эту помощь. Социальные службы в данном случае представляют собой не только совокупность долж­ностей, функций и конкретных форм деятельности, но и систему межлично­стных отношений, мотиваций, представлений о социальной работе и клиен­тах.

Клиентурой социальной работы являются в первую очередь матери­ально необеспеченные, социально уязвимые и маргинальные слои общества.

Решение их проблем в современной системе социальной работы осуществляется с помощью дифференцированного подхода к клиентам. Он предполагает учет особенностей социального положения человека, его потребностей, интересов, традиций. На основе их анализа подбираются адекватные технологии и методы социальной работы.

Ключевым понятием теории социальной работы, характеризующим систему мер по решению проблем общества и человека, оказанию социаль­ной помощи и поддержки клиенту социальных служб, является категория «социальная защита населения».

Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни.

Социальная защита – функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами – на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д.. Следовательно, она определяется как предмет идеологии и социальной политики государства и область его практической деятельности.

Универсальными принципами социальной защитыявляются гума­низм и социальная справедливость; системность и комплексность в дея­тельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность.

Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимо­связаны законотворческая, социально-экономическая и организационная дея­тельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их дея­тельность.

Субъектами социальной защиты, кроме государства, выступают ор­ганы местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общест­венные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищающие насущные интересы. Следовательно, в систему социальной за­щиты входит и социальная самозащита – защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обще­стве.

Для эффективной деятельности субъектов социальной защиты необходимо наличие нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств, т.е. ресурсов, позволяющих осуществлять социальную защиту населения и гарантировать реализацию социальных прав личности. Следовательно, в основе государственных социальных гарантий соблюдения принципа социальной справедливости должно лежать реальное обеспечение прав человека на минимальный доход, медицинское обслуживание, образо­вание, защиту экономических и моральных интересов.

Если в широком смысле основу понятия социальной защиты состав­ляет концепция гарантий, самореализации и прав человека, то в узком ее оп­ределение основано на кон­цепции социального риска. Так, система социаль­ной защиты в России в первую оче­редь направлена на реализацию прав соци­ально уязвимых слоев населения, граждан, находящихся в крайне трудном положении вследствие воздействия социальных рисков. Принципы, по кото­рым она осуществляется – заяви­тельность, т.е. предоставление социальных услуг и других форм помощи гражданам по мере их обращения, и патерна­лизм, т.е. государственная опека по отношению к наименее защищенным слоям населения.

Понятие социальной помощи является более узким, чем понятие социальной защиты.

Универсальными принципами данной деятельности являются:

· экономическая эффективность, определяемая как оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование;

· общественная целесообразность как оказание помощи лишь тем, кто лишен способности к самообеспечению;

· приоритетность государственных начал оказания помощи;

· социальная солидарность как перераспределение средств в пользу социально слабой части общества;

· индивидуальная социальная ответственность как максимальная активность индивида в целях оказания самопомощи;

· всеобщность как равная возможность получения помощи для всех граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы со­циальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых про­грамм, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функциониро­ванию социальной сферы через реализацию социальной политики.

Социальная политика представляет собой обязательный элемент дея­тельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструиру­ется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее ос­новным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп. Понятие «уровень жизни » характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы со­циального обеспечения работающих и неработающих людей, уровень соци­альных ресурсов, поступающих из государственных источников и пр.

Государство в лице соответствующих органов управления на феде­ральном и региональном уровнях на основе действия принципа социальных гарантий несет ответственность за рост уровня жизни и социальное обуст­ройство граждан. Следовательно, социальная политика демонстрирует, как цели и задачи, выдвигаемые базовыми социальными институтами, в конкрет­ный период времени соотносятся с существующими у людей представле­ниями о необходимом уровне их социальной обеспеченности.

В сферу социальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение ну­ждающихся источниками существования, поддержание социального здоро­вья и т.д.

Соответственно, результатом эффективной социальной политики явля­ется обеспечение более полных возможностей для удовлетворения потребно­стей членов общества, сохранение его стабильности, развитие системы соци­ального страхования, активизация факторов, стимулирующих высокопроиз­водительный труд, дальнейшее развитие системы социального обслужива­ния, стимуляция занятости, формирование установки на социальную ответ­ственность членов общества за свое социальное благополучие и пр.

1.3 Категории и закономерности социальной работы

 

Любая гуманитарная наука, в том числе теория социальной работы, отражает изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления (например, взаимодействие «человек-человек», «чело­век-среда»), обобщая и интерпретируя которые, ученые выдвигают понятия – краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенно­сти того или иного явления, не позволяющие его толковать двояко.

Понятие – это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином. Когда т е рмин становится всеобщим, он является категорией, т.е. категории – это наиболее важные, ключевые понятия.

В теории социальной работы сложился специфический категори­ально-понятийный аппарат, с помощью которого раскрываются сущность, содержание, закономерности и тенденции социальной ра­боты. Но современ­ные исследователи проблем теории социальной работы при выделении групп понятий и категорий в основание классификации имеют в виду различ­ные критерии.

В целях упорядочения многообразия категорий социальной работы, структурируя их ученые чаще всего выделяют следующие группы понятий и категорий (Е.И.Холостова):

· собственные категории социальной работы: социальный работник, социальная работа, социальное обслуживание, социальная защита, адресная социальная помощь; специалист по социальной работе, клиент, социальные службы, социальное обеспечение и др..

· категории, относящие к социальной работе по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания: социальная реабилитация, психосоциальная работа, семейный конфликт; социальная адаптация; социально-медицинские услуги, социально- правовые услуги и др.

· категории не являющиеся специфическими для социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками: социальные отношения, социальное пространство, общество, государство, социальная стратификация, социальные процессы, социум.

Теория выявляет и описывает основные тенденции, закономерности функционирования всех компонентов социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. Сложившийся опыт позволяет сформулировать закономерности социальной ра­боты, в них сконцентрированы те условия, которые способствуют эффектив­ности работы.

Закономерности социальной работы можно разделить на:

· Объективные закономерности - присущие социальной работе

как процессу, по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа, содержания деятельности социального работника (т.е. отражают связи между самостоятельными процессами, системами, явлениями).

В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отра­жающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства. Закономерно также взаимосвязь уровня раз­вития социальной работы и уровня социального развития общества.

· Субъективные закономерности – проявляющиеся в зависимости от деятельности, средств, предпринимаемых социальным работником и клиентом (т.е. отражают связи между отдельными компонентами внутри системы).

В качестве субъективных закономерностей выделяют закономерности, отражающие зависимость эффективность социальной работы от уровня подготовленности специалиста; от совместной заинтересованности социаль­ного работника и клиента в решении проблемы.

Е.И. Холостова, при вычленении закономерностей социальной работы исходит из того, что в социальной работе имеют место организационно-управленческие отношения и отношения взаимодействия специалис­та и клиента (контактный уровень социальной работы), которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки выделяют отношения:

субординации – связи между органами управления, между отдельными лицами при наличии у них служебных отношений подчиненности при реализации общей цели управленческой деятельности;

координации - связи между непосредственно не подчиненными друг другу участниками управленческого процесса с целью согласования своих действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей;

корреляции – взаимодействия и взаимовлияния.

Для управленческих органов социальной защиты государственного, регионального и местных уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, правами и обязанностями управленческие отношения де­терминируются следующими закономерностями:

· зависимость результативности социальной защиты от струк­турной завершенности системы органов управления и функционирования, и учреждений социального обслуживания;

· зависимость эффективности социальной защиты и социального обслуживания населения от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;

· взаимосвязь между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты и социального обслуживания и т.д.

Эффективность достижения целей социальной работы на непосредст­венно контактном уровне, зависит от следующих закономерностей:

· совместная заинтересованность социального работника и клиен­та в конечных результатах их взаимодействия;

· целостность воздействия специалиста социальной работы на
клиента;

· соответствие полномочий и ответственности специалиста по
социальной работе и др.

1.4 История социальной работы в России

Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины.

С 1992 года начинаются исследования по истории и теории социальной работы. Причем, в современных трудах рассматривается или отечественный, или зарубежный опыт работы. Исследований по истории социальной работы в России настолько мало, что может возникнуть впечатление, что она появилась только в начале 90-х гг. ХХ в, но на самом - то деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. В учебнике «Основы социальной работы» Павленок П.Д. пишет, что «Началом ее следует считать договор 911 г. князя Игоря с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой». [17; С.44]

Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. «Отменная набожность, усердие строению храмов и милосердие к нищим снискали любовь общую» к Ивану Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. В летописи отмечается, что «в 1209 году первой женой Всеволода была Мария, славная благочестием и мудростью. Она призывала сыновей жить в любви, что междоусобица губит князей и отечество, возвеличенное трудами предков, советовала быть трезвыми, приветливыми и в особенности уважать старцев». [4; С.118] Летописец хвалит ее за многие благотворительные деяния. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему – явились непреложными истинами. [9; С.124]

После принятия христианства средоточием социальной помощи стали церкви и монастыри.

Конец эпохи нищелюбия пришелся на время царствования Петра I. По его инициативе были открыты госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и солдат в монастырях. Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся. [5; С.117]

Период с 1861 по 1917 гг. принято считать временем расцвета российского предпринимательства. Так оно и было на самом деле. «Впервые за всю предыдущую и последующую историю России самостоятельные люди получили возможность свободного развития, реализации всех заложенных в них деловых качеств» [6; С.134]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: