Глава 2 Основные этапы развития и становления социальной работы в России




Одна из первых работ, посвященных истории помощи, где

рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки и защиты нуждающихся, принадлежит отечественному ученому А. Стогу. В работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи. Характерно, что автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки на различных временных этапах он предлагает рассматривать как проявление одной формы, единого паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени – общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой для исторической реконструкции процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской государственности.

Историю общественного призрения в России А. Стог делит на пять основных этапов:

первый – с 996 г. по XIV столетие;

второй – XIV-XVII вв.;

третий – с 1701 по 1775 гг.;

четвертый – с 1775 по 1801 гг.;

пятый – с 1801 по 1818 гг.

Отличительная особенность периодизации А. Стога, помимо типологии

процесса, заключается в стремлении показать его динамику. [3]

Однако есть и другой подход, позволяющий нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связывают с принятием христианства на Руси, но и архаические родовые формы, которые являлись формами всех последующих систем помощи и защиты.

Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с

изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод. [9]

2.1 Основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России

 

Таким образом, в качестве основных этапов развития помощи и

взаимопомощи в России, имеющие различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды:

1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.

Современный историк, повествуя о временах древних славян, говорит о

них: «сии люди на войне жестокие, возвращались домой с одним своим

природным добродушием. Они не знали ни лукавства, ни золота, хранили древнюю простоту нравов и обходились с пленными дружелюбно» [15; С.28], кормили их за своим столом, охотно отпускали на волю. Столь же единогласно хвалят летописи «гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий гость был для них священным: встречали его с ласкою, провожали с благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял отворенную дверь и пищу готовую для странника».

В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими

корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую очередь. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян. [16; С.148]

2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.

«Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по

мнению В.И. Курбатова, стало ее крещение». Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией.

По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами». Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю». «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное». [1; С.202]

В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами

сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо».

Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых без милости для бедных».

Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все

драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».

Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и

милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».

Таким образом, во 2-м периоде мы «среди русских князей увидим и

героев добродетели, сильных мышцею и душою». [13; С.11]

3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по 2 половину XVII в.

4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2

половину XIX в.

5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.

К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных

заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п., значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.

«Благотворительные занятия, - пишет В.А. Сущенко, - часто вызывались

к жизни именно мировоззренческо - нравственными принципами, осознанием капиталистами того факта, что без улучшения жизни народных слоев невозможно гармоничное развитие общества». [2; С.99]

Нищету и отсталость таким путем нельзя было ликвидировать, но «можно было облегчить себе душу». Причины, побуждающие предпринимателей к благотворительности, крылись еще и в том, что все они были глубоко

«набожными людьми и в том, что они были молодыми». [8; С.110] Отсутствие возможности заслужить признание своей профессиональной деятельностью часто заставляло их уходить в другие области. Такую идеалистическую картину дает В.А. Сущенко.

 

Среди предпринимателей С.Д. Сидоров, его сын Михаил, В.Ф. Демидов и его сын (не уральский Демидов), В.И. Клюшников и его сын Иосиф, Платановы, Бахрушины, Агриппины, Абрикосовы, П.П. Демидов.

Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было

Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г. Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».

Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища.

Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову.

В начале ХХ в. в стране было основано 82% всех благотворительных

заведений и 95% благотворительных обществ.Однако мировые войны, голод, эпидемии давали самую высокую смертность.

Как считают специалисты, нет оснований преувеличивать удельный вес

прогрессивных предпринимателей. Большая часть богатых, равнодушно относилась к простым людям, их собратьям по торгово-промышленному классу.

Многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой – то мере компенсировали слабость социальной политики царской власти. [11] 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского

правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.

С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай

безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни».

В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был

преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи.

Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения.

Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального

обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г.

20-30-е гг. – борьба с детской беспризорностью;

1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов;

1923 г. – Всероссийское общество слепых;

1926 г. – Всероссийское общество глухонемых;

1928 г. – пенсии по старости рабочим текстильной

промышленности;

1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой

промышленности и транспорта,

26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке

назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.

После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику.

Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост

промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы.

К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к

пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск.

Но вначале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной

части – социального обеспечения.

Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а

также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ. [14]

 

2.2 Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах

 

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает

складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него:

. снижение уровня жизни;

. безработица;

. вынужденная миграция населения;

. профессиональное нищенство;

. криминогенная обстановка;

. падение уровня рождаемости;

. распад института семьи и брака.

В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и

социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются:

. либерализация цен;

. сокращение бюджетного дефицита;

. снижение дотаций убыточным предприятиям;

. введение прогрессивных налогов;

. сокращение военных расходов.

Система социальных служб складывалась из государственных,

муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными

формами деятельности этих служб являлись:

. материальная помощь;

. помощь на дому;

. обслуживание в условиях стационара;

. предоставление временного приюта;

. организация дневного пребывания в учреждениях социального

обслуживания;

. консультативная помощь;

. социальный патронаж;

. социальная реабилитация и адаптация нуждающихся;

. социальная помощь.

 

 

«Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней

предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников, тем самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой заложены в России еще вначале ХХ в.». [10; С.27]

 

Заключение

Процесс становления социальной помощи в России – явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления.

Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Механизмы помощи и взаимопомощи, а также механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди них становится закон эквивалента, выражающийся формулой «я – тебе, а ты – мне». В историческом контексте времени, как это было показано, в зависимости от существующих идеологий (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской) эти важнейшие связи будут интерпретироваться по-разному.

Субъекты помощи, как-то: князь, царь, император, правящая партия по-своему определяют понятие справедливого распределения и перераспределения. И в этом отношении в таких социальных акциях, как «десятина», «секуляризация», «экспроприация», «ваучеризация» на разных этапах просматривается не только историческая эпоха, но и архаические принципы общественного бытия.

Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности при столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью, как в России.

На основе анализа и систематизации литературы, мы раскрыли понятие социальной работы, рассмотрели, как формировалась данная форма помощи, как оказывалась помощь незащищенным слоям населения.

 

Список использованной литературы

1. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994. – С. 202.

2. Гуслякова Л.Г. Теория и методология социальной работы. – М., 1994. – С. 99.

3. Жуков Г.В. https://sstu-socwork.narod.ru/files/rabprog_sw/SWRUS.htm

4. История Государства Российского. – М., 1987. – С. 118.

5. История Государства Российского. – М., 1987-1988. – С. 117.

6. История Государства Российского. – М., 1987-1988. – С. 134.

7. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). – М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480с.

8. Материалы по истории социальной работы в России. Учебное пособие для вузов/Под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, 1996. – С. 110.

9. Нищеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 1993. – С. 124

10. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. – С. 27.

11. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. И доп. ИНФРА - М, 2001.- 388с.- (Серия «Высшее образование»)

12. Смолина Е.В.https://www./История_социальной_работы_в_России_часть=4

13. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 11

14. Стецко Я.К. https://studentam.net/content/view/57/12/

15. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 28.

16. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 148.

17. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России. – Т. 1-3. – М., 1994-1995. – С. 44.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: