Интенсивное развитие информатики и информационных технологий требует необходимости использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности. Сегодня образование не мыслится без современных информационно-коммуникационных технологий.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс - 2 часа в неделю, 70 часов в год [7]. В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» на 25%, т.е. на 26 часов (на 9 часов в 8 классе и на 17 часов в 9 классе).
Обязательный минимум содержания образования по информатике определяет содержание обучения обязательное для всех учащихся, «изучение основ цифрового фото и видео» изучается в разделе « Информационные технологии», в следующих темах:
. Технология обработки графической информации.
. Способы представления графической информации (растровый и векторный).
. Пиксель. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов.
. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Основные объекты в графическом редакторе и операции над ними (линия, окружность, прямоугольник).
Для того чтобы выявить возможности изучения темы: «Цифровое фото и видео» в школьном курсе информатике и ИКТ, необходимо проанализировать содержание в школьных учебниках. Нами были выбраны учебники рекомендованные Министерством образования РФ:
. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ;
. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ;
. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ.
Таблица 2. Анализ учебников по информатике и ИКТ
Название учебника | Раздел, тема | Основное содержание темы |
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (9 класс) | Раздел: «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» 1.1. Кодирование графической информации | Представление информации в дискретной форме. Пиксель. Разрешающая способность. Глубина цвета. Палитры цветов. |
1.2. Растровая и векторная графика | Классификация компьютерной графики, свойства растровой и векторной графики | |
1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов | Область рисования. Технология рисования графических примитивов. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | |
1.4. Растровая и векторная анимация | Анимация. Виды анимации. Их применение. | |
1.5. Кодирование и обработка звуковой информации | Звуковая информация: частота, амплитуда, громкость, тон. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Оцифровка звука. Звуковые редакторы. | |
1.6. Цифровое фото и видео | Цифровая фотография. Цифровое видео. | |
Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации | Определить установленное на компьютере разрешение экрана монитора, измеренное в dp. | |
Практическая работа 1.2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. | |
Практическая работа 1.3. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. | |
Практическая работа 1.4. Анимация | Создание анимации | |
Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации | Обработки звуковых файлов | |
Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу | Использование простых анимационных графических объектов | |
Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | Создание видео. Композиция и монтаж. | |
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ. (8 класс) | Глава 4. Графическая информация и компьютер 18. Компьютерная графика | Компьютерная графика. История компьютерной графики. Приложения компьютерной графики: научная графика, деловая графика, конструкторская графика, иллюстративная графика, художественная и рекламная графика, компьютерная графика. |
19. Технические средства компьютерной графики | Монитор. Принципы работы монитора. Как получается цветное изображение на экране. Жидкокристаллические мониторы. видеопамять и дисплейный процессор. Устройства ввода и вывода изображения в компьютере. | |
20. Как кодируется изображение | Пиксель. Кодирование цветов пикселей. Объем видеопамяти. | |
21. Растровая и векторная графика | Два принципа представления изображения. Растровая графика. Векторная графика. | |
22. Работа с графическим редактором | Возможности графического редактора. Среда графического редактора. Режимы работы графического редактора. | |
Глава 5. Технология мультимедия 24. Аналоговый цифровой звук | История звукозаписывающей техники. Аналоговое представление звука. Цифровое представление звука. Что такое АЦП и ЦАП. | |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ (8 класс) | Глава 3. Обработка графической информации 3.1. Формирование изображения на экране монитора | Пиксель. Пространственное разрешение монитора. Цветовая модель RGB. Глубина цвета. Видеокарта. Видеопамять. Видеопроцессор. Частота обновления экрана. |
3.2. Компьютерная графика | Графический объект. Компьютерная графика. Растровая графика. Векторная графика. Форматы графических файлов. | |
3.3 Создание графических изображений | Графический редактор. Растровый графический редактор. Векторный графический редактор. Интерфейс графических редакторов. Палитра графического редактора. Инструменты графического редактора. Графические примитивы. |
Из выше приведенной таблице можно сделать вывод, что в учебниках уделяется небольшое внимание формированию у учащихся практических умений и навыков работы с цифровым фото и видео.