Анализ методических разработок по работе с цифровым фото и видео в школьном курсе информатике и ИКТ




 

Интенсивное развитие информатики и информационных технологий требует необходимости использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности. В информационном обществе изменяются требования, предъявляемые к работнику. Базовыми требованиями становятся умение собирать, оценивать и использовать информацию, организовать доступные ресурсы для решения стоящих перед работником задач, умение быстро ориентироваться в мире все расширяющихся информационных технологий и применять их на практике [3]. Из анализа учебников, мы видим, что тема «цифровым фото и видео» в школьном курсе информатике и ИКТ затрагивается поверхностно и не формирует должных умений работы с цифровым фото и видео. В помощь педагогам по данной теме создано множество методических разработок: элективных курсов, кружковых занятий, показательные уроки. Рассмотрим некоторые из них.

«Графика-плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» предназначен для поддержки учебного процесса в рамках школьного курса «Информатика» на базовом и профильном уровнях основного, среднего (полного) общего образования (8 - 11 классы), а также для построения авторских углубленных и дистанционных курсов. Комплекс охватывает следующие темы: основы компьютерной графики, представление цвета в компьютере, растровая графика цифровое видео, цифровой звук. В состав комплекса включено лицензионное программное обеспечение [25].

Элективный курс «Цифровая обработка фото, видео и звуковых данных» Саетовой Ризиды Фавадисовны направлен на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке фото, видео и звука, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию видеопроектов [15].

Курс призван выполнять следующие цели и задачи.

Цель курса:

Расширение и уточнение знаний обучающихся о звуковых и видео возможностях компьютера. Ознакомление обучающихся с современными возможностями обработки цифрового фото и видео, аудио информации. Использование специального программного обеспечения для редактирования информации, их комбинирования с целью получения целостного проекта.

Задачи курса:

Образовательные:

1. познакомить обучающихся с компьютерными технологиями обработки видео и звуковой информации;

2. дать практические навыки сбора и обработки информации;

. научиться простейшим приемам создания видеопроектов.

Воспитательные:

1. оценивать свои умения применять полученные знания при создании собственных видео проектов;

2. принимать участие в обсуждении проектов других обучающихся;

. выслушивать мнение своих коллег при обсуждении проектов.

Развивающие:

. развить творческие способности;

. развить мыслительные способности.

Методы и формы обучения. Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию видеопроектов. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. В процессе работы предполагаются лекционные занятия, практические занятия, коллективные обсуждения, самостоятельная работа, работа в творческих группах. Выполнение про ектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Ожидаемые результаты. По окончании курса учащиеся должны уметь обрабатывать цифровое фото, видео и звуковые объекты, уметь создать видеофильм, знать основные этапы создания видеофильма.

Формы подведения итогов реализации программы. Согласно учебному плану каждое полугодие завершается презентацией проекта. Конкурс является формой текущего и итогового контроля, предполагающая выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий. Данная образовательная программа рассчитана для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-10 классов, которые имеют базовый уровень подготовки. Группа формируется из учащихся разновозрастной группы. Количественный состав творческой группы - 8 -10 человек.

Программа рассчитана на один год. Общий объём часов: 34 часа в год. Недельная нагрузка - 1 час. Основной формой обучения является учебное занятие. Место проведения - учебный кабинет информатики.

Содержание программы

1. Основные понятия цифрового фото, видео и звука (2 ч.);

2. Работа с внешними устройствами (2 ч.);

. Стандартные программы для работы со звуком, запись и обработка (2 ч.);

. Стандартные программы для обработки цифровой фотографии (3 ч.);

. Основы работы с видео в программе Windows Movie Maker (6 ч.);

. Основы работы с видео в программе Pinnacle Studio9 (19 ч);

Кружок «Компьютерная графика» разработан учителем информатики Соколовой Галиной Альбертовной [11]. Он объединяет учащихся 8 - 9 классов, желающих углубленно освоить современные компьютерные технологии, изучить основы профессиональной обработки графических изображений.

Цель работы кружка: организовывать содержательную и творческую деятельность учащихся, развивающую творческий потенциал личности.

Задачи:

- изучить прикладную программу Adobe Photoshop;

- изучить правила построения компьютерных рисунков;

- изучить возможности компьютерной обработки фотографий;

- воспитывать трудолюбие, терпение и усидчивость;

- содействовать росту творческого потенциала личности.

Направление деятельности:

- построение рисунков;

- обработка готовых изображений;

- создание оформления кабинета информатики;

- выполнение творческих работ;

- проведение выставок работ;

- реализация творческих отчётов работы кружка.

 

Таблица 3. Планирование кружка «Компьютерная графика»

Тема занятия Кол-во часов Компьютерный практикум
  Правила безопасной работы в кабинете информатики    
  Рабочая область Photoshop - Меню инструментов   Изучение среды редактора
  Настройка мазка кисти - Панель параметров   Изучение видов мазка кисти
  Кисть, определенная пользователем   Настройка кисти
  Изменение масштаба   Раскрашивание рисунков, используя кисть и режимы смешения цветов
  Инструменты выделения и перемещения - Прямоугольное выделение - Выделение неправильной формы - Преобразование выделения   Преобразование изображения при помощи выделения, копирования, горизонтального транспортирования.
  Инструменты рисования - Карандаш - Линия - Заливка - Штамп - Палец   Обработка изображений с использованием инструментов выделения
  Инструмент ластик - Ластик - Магический ластик - Фоновый ластик   Редактирование рисунков с помощью ластика
  Слои - Форматы сохранения   Построение коллажа
  Маски и каналы - Режим быстрой маски - Сохранение выделенных областей   Построение коллажа
  Основы коррекции тона - Автоуровни   Редактирование фона фотографии
  Основы коррекции цвета - Цветовой баланс   Смена цвета в изображении
  Рисование кривых произвольной формы - Инструмент Перо   Рисование кривых
  Работа с текстом - Текст по горизонтали - Текст по вертикали - Искаженный текст - Текст маска   Построение надписей
  Фильтры - Искажение - Мазок кистью - Пиксели - Резкость - Рендер - Свободное преобразование - Стиль - Текстура - Художество - Эскиз   Преобразование изображений при помощи фильтра
  Выполнение итоговой работы   Индивидуальная практическая работа
  Выставка работ   Представление работ

 

Оборудование: компьютеры, проектор, карточки - задания, графические файлы для практической работы.

Программное обеспечение: графический редактор Adobe Photoshop.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.

Методическая разработка урока учителя информатики А.П. Ляхова на тему «Обработка мультимедийной информации» [25]. Целью урока является формирование представления о мультимедийной информации. Учащиеся знакомятся со стандартными программами для обработки звука, фото, видео, получают навыки работы с данными программами.

Решаемые задачи

Учебные:

закрепить первоначальные теоретические и практические навыки работы по обработке звука и цифрового фото;

познакомить учащихся с дополнительными возможностями стандартных программ по обработке звука и изображений.

Развивающие:

продолжить развитие практических навыков работы с компьютером;

показать возможность применения изучаемого материала в практической жизни;

развивать умения анализировать, систематизировать и делать выводы.

Воспитывающие:

воспитывать чувство уважительного отношения друг к другу во время совместной работы на уроке;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку на основе разъяснения научных информационных терминов.

Тип урока: комбинированный

Используемое оборудование: компьютерный класс, проектор, микрофоны, наушники.

Используемые программы: Звукозапись, Audacity, NSS, IE, звуковые файлы, презентация «Обработка мультимедийной информации».

Этап усвоения приемов обработки цифрового фото проходит в форме практической работы учащихся за компьютером. Этой работе предшествует постановка задания, предстоящего для выполнения, и обсуждение способов его выполнения, что обеспечит успешность выполнения учащимися практической работы. Практическая работа организована с использованием заданий трех видов. Первое задание требует применения только что введенного нового материала по обработке существующего звукового файла, но в то же время усложнено за счет первоначальной записи учащимися этого звукового файла. Звуковой файл должен содержать три термины информатики и у каждого учащегося он будет своим. Каждый учащийся свой файл воспроизводит, обрабатывает с помощью различных эффектов и шифрует. Второе задание организовано в форме деловой игры «Интервью», где в качестве интервьюируемых выступают трое учащихся, отвечающих на довольно актуальные вопросы изучения информатики в школе. Эта игра демонстрирует одно из прикладных значений обработки звуковой информации и имеет воспитательное значение. Третье задание предлагается некоторым учащимся, не участвующим в интервью. Оно состоит в дешифровке записанного в первом задании чужого сообщения.

В данной главе мы рассмотрели возможности изучения темы «Цифровое фото и видео» в школьном курсе информатики. Анализ учебников показал, что данная тема затрагивается поверхностно и не формирует должных умений работы с цифровым фото и видео. Авторами учебников предлагается объемное содержание теоретической составляющей по компьютерной графике, практическая часть ориентирована создание рисунков и их редактирование.

В помощь педагогам по теме «Цифровое фото и видео» создано множество методических разработок: элективные курсы, кружковые занятия, показательные уроки. В основе данных занятий лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о цифровом фото и видеоинформации, а также на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке фото, видео и звука, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию видеопроектов [2].

 


Заключение

фото видео редактор цифровой

В данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия цифровое фото и видео:

цифровая фотография - это технология фотографии, использующая вместо светочувствительных материалов, основанных на галогениде серебра, преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати [17];

цифровое видео - это множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала в цифровом представлении [22];

цифровой звук - это кодирование аналогового звукового сигнала в виде битовой последовательности [6].

В ходе исследования выделили основные моменты изучения цифрового фото и видео в школьном курсе информатики и ИКТ. Данная тема затрагивается поверхностно и не формирует должных умений работы с цифровым фото и видео. Авторами учебников предлагается объемное содержание теоретической составляющей по компьютерной графике, практическая часть ориентирована создание рисунков и их редактирование.

Также были рассмотрены некоторые методические разработки. В основе которых, лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о цифровом фото и видеоинформации, а также на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке фото, видео и звука, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию видеопроектов.

 


Список литературы

 

1. Абдулов, Р.М. Методические приёмы изучения современных аудиовизуальных технических средств и их использование в обучении физике [Текст]: к изучению дисциплины / Р.М. Абдулов, О.Г. Надеева // Педагогическое образование в России: научный журнал. - 2011. - №3. - С. 109-119.

2. А.Г. Асмолов, А.П. Семенов, А.Ю. Уваров Новый этап информатизации отечественной школы: Взгляд в следующее десятилетие. Главы из книги: к изучению дисциплины // Информатика (ПС). - 2010. - №15. - С. 2-28.

. Бондаренко, С. Работа с фото и видео онлайн: лучшие веб-сервисы [Текст]: к изучению дисциплины / С. Бондаренко // Мир ПК. - 2011. - №4. - С. 60-65. - (Интернет).

. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ. 8 класс [Текст]: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 464 с.

. Быкадоров, Ю.А. Информатика и ИКТ. 8 класс + CD [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.А. Быкадоров. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 288 с.

. Динаев, Александр. Любительские цифровые фотокамеры [Текст] / А. Динаев // Мир ПК. - 2011. - №10. - С. 60-63. Акумбаева, Г.И.

. Захаров, А.С. Особенности учебников «Информатика и ИКТ» для VIII и IX классов И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова и Л.В. Шестаковой [Текст]: к изучению дисциплины / А.С. Захаров // Информатика и образование. - 2011. - №7. - С. 11-13.

. Куракин, Д.В. Внедрение технологии плотного спектрального мультиплексирования в национальной компьютерной сети науки и образования [Текст]: к изучению дисциплины / Д.В. Куракин // Дистанционное и виртуальное обучение: Научный журнал. - 2009. - №11. - С. 4-14.

. Маслаков, В.Г. Видеосамоучитель Linux + DVD [Текст]: учебное пособие / В.Г. Маслаков. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

. Материалы студенческой научно-практической конференции 2008 [Текст]: сборник / отв. ред. Н.Д. Шатова, 2008. - 170 с.

. Портал образование Костромской области. [Электронный ресурс] Web-сервер koipkro.kostroma.ru. Режим доступа: свободный. 13.06.2012

. Нурмухамедов, Г.М. Информатизация школьного образования: от истоков до наших дней [Текст]: к изучению дисциплины / Г.М. Нурмухамедов // Информатика и образование. - 2011. - №11. - С. 8-16.

. Угринович Н.Д. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 9 класса. [Текст] / М.: БИНОМ - Лаборатория знания, 2006.

. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 9 класса. [Текст] / М.: БИНОМ - Лаборатория знания, 2006.

. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] Web-сервер nsportal.ru. Режим доступа: свободный. 13.06.2012

. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для средних учебных заведений. В 2-хч. [Текст]/Подред.А.П. Ершова, В.М. Монахова. - М.: Просвещение, 2006.

. Практические задания по работе с фотографиями в Adobe Photoshop [Текст]: к изучению дисциплины / Г.И. Акумбаева // Информатика в школе. - 2011. - №6. - С. 33-35.

. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 2008. -256 с.

. Симонович, Сергей Витальевич. Занимательный компьютер [Текст]: книга для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АСТ - Пресс Книга, 2004. - 368 с.

. Синицкая, И. Нестандартные методы обучения [Текст]: методический материал / И. Синицкая // Учитель. - 2012. - №2. - С. 27-32.

. Теория и методика обучения информатике [Текст]: учебник / под ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2008. - 592 с.: табл. - (Высшее профессиональное образование).

. Транковский, С. Дагер - создатель фотографии [Текст]: к изучению дисциплины / С. Транковский // Наука и жизнь. - 2009. - №7. - С. 14-17. - (Из истории науки и техники).

. Угринович, Николай Дмитриевич. Информатика и ИКТ. Базовый уровень [Текст]: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 216 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: