Схема анализа деятельности.




План работы.

1.Введение.

2. Инновационная психология.

3. Глобальная психология.

4. Стратегическая и тактическая психология

5. Креативная и интерпритирующая психология.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

 

 

Введение.

Концептуальная психология (от гр. Психо – душа, дословный перевод – концепция души) – это наука о взаимодействующей системе взглядов, представлений, мышления, способов понимания психологических явлений, процессов на основе концептуальной модели.

Концептуальная психология включает в себя:

1. Инновационная психология изучает психологические закономерности формирования концептуальной модели с точки зрения поведения и деятельности людей. Инновационная психология основывается на поведении и деятельности.

2. Глобальная психология изучает концептуальную модель личности на основе психологических механизмов общенческого мышления и совместнодеятельностного мышления. Основывается на общении и совместной деятельности.

3. Стратегическая и тактическая психология – это психологическое направление, изучающее закономерности биогенетической социальной активности (группы, конфликты, взаимодействия и т.п.). Стратегическая и тактическая психология обусловлены поиском содержания общих установок, намерений, целей, задач и т. п. Подразумевает под собой бессознательные, малоосознанные явления – «внутренний голос». Стратегическая и тактическая психология основываются на биогенетике и социальной активности.

4. Креативная и интерпритирующая психология – изучает наиболее общие закономерности психологических основ мышления и сознания людей, проявляющееся в творческой активности, при разработке общей концепции людей. Креативно-интерпритирующая психология основывается на социальном мышлении, психике и сознании.

 

Схема концептуальной психологии:

 

 


Концептуальная психология является одним из разделов психодиагностики. Определяется психодиагностика, как направление в психологии, разрабатывающее методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей и способностей личности.


Инновационная психология.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Термин «поведение» применяем как к отдельным особям, так и к их совокупности. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта. Индивидуальное поведение человека выступает как комплексная проблема в исследовании происхождения и развития основных форм психической деятельности животных и человека в их филогенезе и онтогенезе (генетическая психология), изучении психических свойств и отношений человека (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей человека в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии). Особую психическую задачу составляет исследования круга вопросов, относящихся к взаимодействию других свойств человека и их роли в условиях взаимодействия человека с природой.

 

Схема анализа деятельности.

Деятельность представляет собой систему, состоящую из отдель­ных компонентов. Выделяют такие компоненты деятельности, как дей­ствия, операции, цели, мотивы и др. Каждый из этих компонентов пред­ставлен на определенном уровне деятельности.

1. Мотивы. Одной из задач психологического анализа деятельности является выяснение побудительных причин, по которым осу­ществляется, или мотивов поведения. Мотив связан с деятельностью
как сложной системой. Это не доступный непосредственному по­
знанию гипотетический конструкт, с помощью которого, согласно
X. Хекхаузену, объясняется, как возникает поведение, как оно энерге­тически обеспечивается, поддерживается, направляется, прекращается
и какого рода субъективные реакции происходят при этом в организме.
Подробнее о мотивации и мотивах будет сказано в следующей главе.

Типичными особенностями ситуации, мотивирующей деятель­ность, являются интенсивность, необычность и новизна. Термином мо­тивобозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологи­ческие различия между людьми в протекании деятельности в идентич­ных условиях.

Выделяют следующие виды мотивов: стремление к достижению успеха; избегание неудачи; уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание); аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений); агрессия (стремление нанести вред другому); автоно­мия (потребность в уединении); преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий); повиновение (подчинение авторитету); самооправдание; доминирование (стремление к власти); демонстративность (артистизм, самолюбование); избегание опасности и др.

2. Действие. Основным предметом изучения в психологической
теории деятельности является уровень действия. По словам С. Л. Рубинштейна, задача психологического изучения деятельности состоит
именно в том, чтобы, не превращая действие и деятельность в психологические образования, разработать подлинную психологию действия.

Действие — это один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием осознанного результата или цели. Именно действие, его генезис, структура и функции становят­ся основным предметом изучения в психологической теории деятельно­сти. В структуру действия входят не только реактивные и исполнитель­ные элементы, но и элементы экспрессии, чувствительности, памяти, предвидения и оценки. В целом действие состоит из трех частей: ориен­тировочной, исполнительной и контролирующей.

Существует несколько оснований для выделения видов действий. По форме психического отражения различают сенсорные, перцептив­ные, мнемические и другие виды действий. По соответствию различ­ным видам деятельности выделяют игровые, учебные, трудовые и дру­гие действия. По степени освоения действия различают внешние и внутренние действия. В действиях закреплен исторический опыт чело­вечества, передача которого осуществляется в процессе общения ребенка и взрослого, а также двух и более взрослых людей между собой.

3. Операция — одна из составляющих деятельности,
определяемая условиями выполнения действия. Операция является способом выполнения действия. Одна и та же операция может входить! в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) илидля тренировки памяти (при совершении мнемического действия). Подобным же образом одно и то же действие может выполняться раз­ными операциями: нередко для подготовки к ответственному выступле­нию оратор использует способ заучивания текста, но иногда он приме­няет мнемотехнические средства — метод размещения, метод ключе­вых слов и др. Операции формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции малоосознаваемы.

Уровень психофизиологических основ деятельности образуют осо­бенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др.

Глобальная психология.

Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

 

Закон развития общения

Изучение развития общения личности позволяет раскрыть определенную сторону или аспект человеческого бытия, а именно взаимодействие между людьми. Специфика общения в отличии от любых других видов взаимодействия состоит в том, что при общении прежде всего проявляются психические процессы, свойства и состояния с точки зрения единой стратегии восприятия и понимания субъектом другого человека, собственного самоопределения и самоутверждения.

Общение носит периодический характер. Основные периоды взаимодействия людей при общении можно увидеть в таблице.

 

Периоды и подпериоды развития общения.

 

Устойчивые периоды I II III IV
Коммуника- тивный Намеренный Интерактивный Субъективно- проявляемый
Изменчивые периоды Контактный Выделяемый Интерприти-рованный Персонализи- рованный
Эмпатичный Атрибутивный Референтный Субъективно- представленный
Страстный Самораскры- ваемый Ролезначимый Традиционный
Аттрактный Самопредъяв- ляемый Фосцинаци- онный Субъективно- отражаемый

 

 

Совместная деятельность – организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленное на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Фактор, объединяющий людей в совместной деятельности и направляющий ее, общая цель. Психологически содержание совместной деятельности значительно богаче индивидуальной. Каждый участник совместной деятельности вносит свой уникальный опыт. Благодаря общению как бы образуется общий фон информации, коллективные представления, аккумулированный опыт ее участников, которым пользуется каждый. Возрастают возможности творческого решения задач.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт общественных и производственных отношений...

Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это соперничество или сотрудничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).

При анализе взаимодействия имеет значение тот факт, как осознание каждым участником его вклада в общую деятельность; именно это помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм воздействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

Развитие совместной деятельности личности включает ряд периодов и подперидов.

 

Периоды и подпериоды совместной деятельности.

 

Устойчивые периоды I II III IV
Совместный Предвосхищаемый Межличностный Совместно- действенный
Изменчивые периоды Согласованный Ценностно- ориентированный Взаимопержи- ваемый Совместно- значимый
Ожидаемый Взаимосвязанный Взаимовыра- жаемый Субъектно- интеграционный
Экспрессивный Ценностно- действенный Взаимоудовлетворяемый Совместно-дифференцированный
Содейственный Совместно- регулированный Взаимовключаемый Совместно-поляризационный

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: