ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ




Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, А. А. Колтыпин, Р. О. Лунц, М. С. Маслов, В. Н. Молчанов, Г. Н. Сперанский и др.) прида­вали исключительно большое значение. Однако на сегодняш­ний день физиологические меха­низмы закаливания нельзя счи­тать достаточно разработанны­ми даже по отношению к взрос­лому организму. По отношению же к детям, и в особенности новорожденным, эта проблема представляет собой едва ли не «чистый лист».

Принято придавать большое значение в процессах закалива­ния роли двигательной активно­сти. И это совершенно правиль­но. А если так, то чем она совершенней, тем в большей степе­ни закаленным следует считать организм. С закаленностью справедливо принято связывать повышение сопротивляемости заболеваниям. А поскольку на­ибольшая двигательная актив­ность характерна для спортсме­нов, они-то и берутся за обра­зец высокой закаленности и тем самым высокой сопротивляе­мости заболеваниям. Однако, когда речь идет о детях, необ­ходимо определить, какими должны быть занятия спор­том — а вернее, физической культурой — в зависимости от возрастных особенностей орга­низма. К сожалению, достаточ­ной научно-теоретической базы в данном вопросе пока нет. По­стараемся восполнить этот про­бел — по крайней мере, в отно­шении новорожденных (и, преж­де всего родившихся физиологи­чески незрелыми).

По нашему мнению, физиоло­гическую незрелость новорож­денных нельзя считать патоло­гией, хотя она, несомненно, яв­ляется отклонением от нормы. Как же характеризовать ее? Один из ведущих фармакологов страны И. М. Брехман в очень важной для нашей медицины книге «Введение в валеологию — науку о здоровье», пишет (по отношению к взрослому чело­веку): «Состояние человека, про­межуточное между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то и другое. В то же время это состояние «ни то ни другое». Это так называемое третье состояние». Физиологическая не­зрелость новорожденных, буду­чи полностью обратимой, впол­не может быть охарактеризова­на именно как некое третье сос­тояние.

Чтобы компенсировать фи­зиологическую незрелость но­ворожденного, нужно прежде всего вывести его организм из состояния мышечной гипотонии и гипорефлексии, без чего даль­нейший рост и развитие невоз­можны. Речь идет о восстанов­лении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нор­мальной двигательной активно­сти. В периоде новорожденности это возможно лишь через холодовые воздействия — един­ственную специфическую фор­му, рефлекторно стимулирую­щую скелетную мускулатуру у родившихся физиологически незрелыми.

Холодовое воздействие, кото­рое к тому же должно харак­теризоваться значительным тем­пературным перепадом, принято считать значительным стрессо­вым раздражителем. Но что та­кое стресс? Понятие «стресс» было введено в физиологию и медицину известным канадским патофизиологом Г. Селье. Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напря­жения, а в переводе на «физио­логический язык» — состояние, характеризующееся энергетиче­скими тратами (эти последние Г. Селье не исследовались). Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых раз

разнообразных раздражителей — физических (тепло, холод), хи­мических (различные фармако­логические вещества), бакте­риальных и вирусных возбуди­телей, вызывающих заболева­ния; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные на­грузки. Стрессовые реакции — это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. (Независимо от ха­рактера действующего стрес­сового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адре­налина и норадреналина), кото­рые через гипоталамус стиму­лируют образование передней долей гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний, в свою очередь, стимулирует образование клетками коры над­почечников специальных гормо­нов — кортикостероидов (гидрокортизон, кортикостерон и др.). В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой ре­акции и выражается однотипность (стандартность) стрессо­вой реакции независимо от ха­рактера стрессового раздраже­ния.)

Теперь еще об одном поня­тии — адаптивной реакции, или адаптации. Проблема эта по отношению к новорожденным, да и по отношению к детскому возрасту в целом, не решалась. В педиатрии, как говорилось, сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных перио­дов, и в особенности новорож­денных. Отсюда и требование обязательного для них щадяще­го режима, создания максималь­ного комфорта. Так что пробле­ма адаптации приобретает как бы второстепенный ха­рактер.

Г. Селье ввел в науку понятие «болезнь адаптации». Иначе го­воря, он считал: за адаптацию надо платить заболеванием. Именно в этом коренится сло­жившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является ис­точником заболевания. Следова­тельно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.

Результаты наших исследова­ний позволили дать следующее определение понятию адаптации (вкладывая в которое биологи­ческое содержание, мы имели в виду значение его и для медици­ны). Адаптация есть реак­ция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т. е. его энергетические резервы, и тем самым — его последующие рабочие возможности. При этом одновременно повышается его общая неспецифическая и иммунобиологическая устойчивость к действию агентов, имеющих характер патологических стрессоров. Но такая форма адаптивной реакции осуществляется при действии тех стрессовых раздражении, поступающих от среды, которые названы нами физиологическими. Дело в том, что вызываемые ими энергети­ческие траты окупаются энерге­тическими приобретениями вы­ше исходного уровня, ибо слу­жат факторами индукции уже упоминавшегося выше избыточ­ного анаболизма (восстанови­тельных процессов). В результа­те имеет место спиралеобразный переход развивающегося орга­низма на новый, более высокий уровень как упорядоченности, так и потенциальных рабочих возможностей. Эту адаптивную реакцию мы назвали реакцией физиологического стресса. Для новорожденных двигательная активность, периодически осу­ществляемая в границах физио­логического стресса, является обязательным условием роста и развития. И здесь будет естест­венным вернуться к закалива­нию как методу компенсации физиологической незрелости но­ворожденных. Ведь в период новорожденное скелетные мышцы еще не осуществляют локомоторной функции. Они вы­полняют только функцию терморегуляционную. И единствен­ной формой раздражения, кото­рой можно вызвать рефлектор­ную стимуляцию сокращений скелетных мышц, служит темпе­ратурное, точнее - холодовое, воздействие.

Установлено, что на правиль­но дозированное холодовое воз­действие ребенок не реагирует отрицательно. При этом не толь­ко нет гримасы «плача» («неудо­вольствия»), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, скорее выражает «удовольст­вие». И это естественно, ведь при указанных холодовых воздейст­виях ребенок... согревается. Да, согреть физиологически незре­лых новорожденных можно не теплом, а только лишь холодом:

при холодовых воздействиях по­вышается мышечный тонус.

Одним из симптомов врожден­ной физиологической незрело­сти, наряду со сниженной темпе­ратурой тела, является снижен­ная ЧСС (до 80—70 сокращений в минуту). В периоде новорож­денное™ у физиологически не­зрелых при холодовом воздейст­вии, наряду с повышением мы­шечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпати­ческой иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем:

происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиоло­гически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии холода (в границах физиологи­ческого стресса, разумеется). Этот критерий эффективности холода как меры закаливания имеет особенно большое значе­ние после завершения периода новорожденности.

И, наконец, еще один крите­рий, который может быть оценен глазом. При холодовом воздействии, в связи с повышением мы­шечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратко­временного сужения сосудов кожи происходит их расшире­ние; кожа при этом, как уже говорилось, приобретает розо­вую окраску.

Вернемся к вопросу о кормле­нии. После соответствующих гигиенических процедур обла­ченный в одежду физиологи­чески незрелый новорожденный, независимо от веса, должен быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надо не­пременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложен­ный к груди матери ребенок не реализует сосательный рефлекс, он должен находиться при ней не меньше 10 минут. Это способ­ствует будущему развитию у де­вочек материнского инстинкта, а у мальчиков — половой систе­мы. (После контакта с грудью матери ребенок при отсутствии у него сосательного рефлекса дол­жен быть накормлен через зонд молозивным молоком — либо матери, либо донорским. Физио­логически незрелые дети малого веса должны кормиться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из ро­дильной комнаты должны нахо­диться при матери.

В отличие от физиологически зрелых, незрелые дети не заяв­ляют криком о том, что их желу­док пуст. Это можно определить по изменению мимики, выра­жающей как бы неудовольствие. И мать должна начать подго­товку младенца к очередному кормлению. Она, эта подготовка, должна выразиться в том, что после распеленания ребенка надо поднести к крану холод­ной воды — мы подчеркиваем:

обязательно холодной! — и не только подмыть, но и обливать ею до тех пор, пока малыш отве­чает повышением мышечного то­нуса или, попросту говоря, силы и интенсивности сокращения мышц. (Это может оценить пальцами каждая мать, держа­щая в руках под краном своего младенца, а тем более инструк­тированная сестра.)

Процедуру следует повторять на протяжении дня не менее трех-четырех раз. Мать должна знать, что согреть своего ребенка она может только таким обра­зом, в этом ее можно убедить, измерив температуру тела до и после обливания холодной во­дой с помощью химического термометра.

Обтертый фланелевой пелен­кой и одетый в свободную одеж­ду ребенок должен войти в кон­такт с соском груди матери, после чего, как указывалось выше, быть накормленным. По­ложенного в кроватку младенца надо дополнительно завернуть в легкое одеяло (так, чтобы не ограничивалась его двига­тельная активность).

Пододеяльная температура не должна быть выше температуры тела младенца. Более того, когда температура его тела приблизит­ся к 36° С, пододеяльная тем­пература должна быть ниже его собственной на два и даже три градуса. Важно не забывать, что само по себе одеяло не яв­ляется источником тепла, каким бы оно ни было толстым и пу­шистым. Оно лишь создает теплоизоляцию, которая огра­ничивает теплоотдачу тела. Чем теплее одеяло, тем лучше тепло­изоляция, а значит, меньше выраженность мышечного тонуса, что неизбежно приведет к определенной задержке развития.

Благодаря холодовым воздей­ствиям (в границах физиологи­ческого стресса) ребенок сам создает подкожный слой тепло­изоляции. Этот физиологиче­ский слой будет тем более вы­ражен, чем оптимальнее разви­вается скелетная мускулатура. Тогда ребенок уже к месяч­ному возрасту способен нахо­диться при комнатной темпе­ратуре 18—20° С в одной лишь распашонке (нашего покроя) до 15—20 минут и более.

По возвращении домой мать должна продолжать все описан­ные процедуры. В домашних ус­ловиях, до начала холодовой процедуры (в ванне или под кра­ном), ребенка следует перед оче­редным кормлением погружать в наполненную холодной водой \ ванну (или, в случае отсутствия последней, в бак) полностью, вместе с головкой. Выполнять процедуру нужно дважды-триж­ды в день; погружение кратко­временное, на 3—5 секунд. Ребе­нок не может при этом захлеб­ нуться или тем более вдохнуть воду в легкие: полное погруже­ние в воду вызывает рефлек­торную остановку дыхания. Так как система ухо-горло-нос явля­ется единой, а ротовая полость оказывается замкнутой, давле­ние в евстахиевых трубах, соединяющих носоглотку с бара­банной полостью уха, повышает­ся, вследствие чего происходит перекрытие ушей и воздушных ходов.

При первых полных погруже­ниях в воду длительность реф­лекторной остановки дыхания составляет 5—6 секунд, к шести­месячному возрасту системати­ческие процедуры доведут ее до 25—30, а к годовалому — до 40 секунд. Мы на это обращаем особое внимание, так как в по­пулярной литературе можно встретить утверждение, что дети уже с первых дней жизни могут якобы находиться под водой чуть ли не до 15 минут. Это абсолютно не соответствует дей­ствительности. Пребывание под водой дольше указанного нами срока может иметь для детей необратимые последствия.

Мы подчеркиваем важность предварительного полного по­гружения в воду перед началом холодовых процедур на дому, так как это предупредит на буду­щее отрицательное отношение к холодной воде в ванне. Обраща­ем внимание: при первом погру­жении температура воды должна быть не ниже 28—26° С, но и ни в коем случае не выше.

Ребенок может быть положен на спинку и даже держаться на воде, так как удельный вес его тела (при полностью рас­правленных легких и пустом же­лудке) ниже удельного веса тела взрослых. Укрепилась мысль, что ребенок способен плавать якобы уже с первых недель жизни (вспомним пресловутое «плавать раньше, чем ходить»). Это положение требует уточне­ния. Истинно плавательных дви­жений не только новорожден­ные, но и дети до года делать еще не могут. Научиться слож­ным координированным движе­ниям, какие требуются при любых стилях плавания, ребенок может не ранее чем с двух с по­ловиной — трех лет. Что же имеет место в действительности? Положенный на воду указанной температуры ребенок в 2—2,5 раза увеличивает частоту осуще­ствления той двигательной ак­тивности ручек и ножек, какая ему свойственна во время сна. Ничего общего с истинно плава­тельными движениями такая активность не имеет. И хотя ребенок некоторое время спосо­бен лежать на воде без поддерж­ки, совершенно необходимо, что­бы левая рука матери находи­лась бы под его спинкой или го­ловкой. При этом правой рукой (сверху) надо оценивать сте­пень повышения мышечного то­нуса. И как только он начи­нает снижаться (и одновремен­но падает частота двигательной активности), ребенок должен быть вынут из воды.

 

Таким образом, длительность адаптивной мышечной реакции младенец как бы сам определяет тот оптимум водно-холодовой процедуры, который индуцирует не только избыточ­ный анаболизм, но и сочетае­мую с ним положительную эмоцию. Благодаря последней обливания под краном или ку­панье в ванне станут потреб­ностью ребенка.

Убедившись в том, что на воду 26-градусной температуры ребе­нок не реагирует отрицательно, можно постепенно понижать ее до 24, 22 и даже 18° С (это в пределах периода новорожден­ное; критерий оценки реак­ции на пребывание в воде тот же, что описан выше.

Можно ли обливать младенца холодной водой из ведра? Мож­но, но нежелательно. Такая про­цедура довольно часто исполь­зуется молодыми родителями. Однако при этом они, естествен­но, не могут адекватно оценить реакцию ребенка по длительно­сти и степени повышения мы­шечного тонуса и точно дози­ровать процедуру.

Смысл холодовых воздейст­вий заключается прежде всего в рефлекторной стимуляции повы­шения мышечного тонуса и дви­гательной активности (т. е. статической и динамической на­грузок на скелетную мускулату­ру). Это способствует росту, по­следующему повышению работо­способности и иммунитета. Не­обходимая длительность холодового воздействия не может быть достигнута однократным обливанием

. Холодная же ванна (или, при ее отсутствии, струя воды из-под крана) позволяет этого достичь, дозируя процедуру по адаптивным возможностям ре­бенка (в границах физиологи­ческого стресса).

Так называемое плавание но­ворожденных (и не только ново­рожденных) в специальных бас­сейнах при поликлиниках, как обнаружили данные наших ис­следований, следует считать малоэффективным. Ведь температура воды в бассейне (34— 36° С) совершенно исключает возможность рефлекторной сти­муляции скелетных мышц. Без этого не может быть достигну­та компенсация состояния физиологической незрелости и повышение естественной иммунобиологической устойчивости. Следует добавить, что в этих случаях зачастую резко нару­шается дневной режим в связи с необходимостью везти ребенка в поликлинику, лишая его сна в положенное время и «сдвигая» время кормления. Если же вспомнить, что пребывание в бассейне нескольких матерей одновременно с детьми не может не сказаться на уровне соблю­дения должных гигиенических мер, то выводы напрашиваются сами собой...

При использовании указанных мер закаливания уже к концу первого месяца жизни имеет место значительно выраженная компенсация физиологической незрелости, возникшей в связи с поздним началом кормления грудью. У такого ребенка к кон­цу периода новорожденности хо­рошо выражены описанные вы­ше рефлексы. Ребенок хорошо опирается ножками об опору. Лежа на животе, хорошо подни­мает головку и подолгу удер­живает ее.

Подавляющее число детей начинает гулить. За возникнове­нием же гуления кроется глубо­чайший смысл, характеризую­щий норму развития ребенка. Младенец начинает как бы соз­давать свой собственный «язык», создавать задолго до возникно­вения членораздельной речи. «Язык» этот предусматривает установление коммуникацион­ных отношений прежде всего с матерью. Он характеризуется разнообразием звучания и осо­бенностями оттенков. Чуткая мать может оценить, что трево­жит ее младенца или какую потребность его надо удовлетво­рить. Одним словом, гуление — свидетельство развития мла­денца.

Некоторые дети к месячному возрасту начинают осуществлять первую "антигравитационную» ре­акцию, т. е. приобретают спо­собность стойко удерживать головку в вертикальном поло­жении. В обычных естественных условиях развития это происхо­дит в полуторамесячном воз­расте.

Нужно ли форсировать воз­никновение тех или иных физио­логических преобразований? Нет, не обязательно. Конечно, соответствующие физиологические преобразования должны возникать своевременно, в соот­ветствии с календарным воз­растом. Но при этом быть пол­ноценными — это важная ха­рактеристика физиологической зрелости развивающегося ре­бенка.

Очень существенны измене­ния, возникающие в показателях естественной иммунобиологической устойчивости. Как уже го­ворилось, из-за позднего начала кормления грудью иммунитет ребенка неизбежно снижается. Месяца же проведения закали­вающих холодовых процедур, как правило, достаточно, чтобы показатели иммунитета значи­тельно повысились. Наблюдения за такими детьми (и в преде­лах первого месяца, и до года, и позднее) позволили обнару­жить отсутствие каких-либо за­болеваний у большинства из них. Немногие переболели острыми респираторными заболеваниями, но довольно легко и выздоро­вели без использования каких-либо лекарств.

С понятием здоровья приня­то связывать такое «состояние организма человека, когда функ­ции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо бо­лезненные изменения». Можно видеть близость этого определе­ния к общепринятому определе­нию понятия нормы. Согласно определению, даваемому Все­мирной организацией здраво­охранения, здоровье есть «сте­пень физического, духовного и социального благополучия».

Использование предлагаемо­го нами метода закаливания сра­зу же после рождения позволяет охарактеризовать здоровье де­тей как ту степень нормы, кото­рая характеризуется способ­ностью реализовать иммунобиологическую устойчивость орга­низма к заболеванию. В этом отношении понятие здоровья, в отличие от понятия нормы, не является относительным. Но, определяя понятие здоровья как сопротивление заболеваниям, следует сделать существенное добавление. Состояние физио­логии здорового ребенка позво­ляет ему в процессе дальнейше­го индивидуального развития, на соответствующих переломных этапах его, реализовать своевре­менное преобразование физио­логических отправлений и пол­ноценно осуществить переход в последующий возрастной пе­риод. Критерием здоровья при этом будет неосложненное рас­ширение форм взаимодействия со средой, характеризующейся существенно новыми условиями. А значит, растущий член общест­ва придет к трудоспособному возрасту с ощущением радости бытия и сознанием своей полез­ности.

Перед нами многие родители неоднократно ставили вопрос:

можно ли пользоваться такой формой закаливания, как «мор-жевание», т. е. погружением ре­бенка в прорубь? Сегодня вопрос этот вполне естествен. Мы отве­чали: да, погрузить ребенка,даже первых недель жизни, в такую воду и тотчас же извлечь можно; никакими отрицатель­ными последствиями на после­дующем развитии ребенка это не скажется. Но подчеркива­ли: тотчас же его извлечь. Пребывание в такой воде, даже в течение немногих секунд, без контролирования (руками) уровня мышечного тонуса может иметь и отрицательные послед­ствия. Организм ребенка при этом в своей реакции может перейти границы физиологиче­ского стресса. Частое и систе­матическое повторение подоб­ных процедур исчерпает адап­тивные возможности и может в дальнейшем сказаться задерж­кой развития и снижением иммунобиологической устойчи­вости. Итак, мгновенное погру­жение допустимо. Однако для закаливания оно не обязательно, а значит, по-видимому, и неже­лательно.

Выше было указано, что вода 28—26-градусной температуры с постепенным ее снижением до 20—18° С, в которой ребенок может находиться некоторое время,— в границах его адап­тивных возможностей. Дальней­ший путь не в снижении тем­пературы, а в увеличении време­ни пребывания ребенка в воде. Вообще наши многолетние наб­людения позволили убедиться, что температура воды в грани­цах между 26—28° С и 20— 18° С — наиболее оптимальный фактор, обеспечивающий не только компенсацию состояний физиологической незрелости ре­бенка, но и значительно повы­шающий физические и интеллек­туальные возможности и в осо­бенности его иммунобиологическую устойчивость.

Некоторые молодые родители используют в качестве меры за­каливания погружение голых но­жек младенца в снег, насыпае­мый, скажем, на поверхность стола. Такая мера, если ребенок приобрел способность опираться ножками об опору, не может иметь каких-либо отрицатель­ных последствий для последую­щего развития. Однако лишь в пределах времени, пока длится ощущаемая руками матери реак­ция повышения общего мышеч­ного тонуса.

Нас спрашивают: а можно ли растирать тело ребенка снегом? И это возможно, если пользо­ваться тем же критерием. Кож­ная поверхность тела новорож­денного при растирании снегом должна не бледнеть, а, напро­тив, ярко розоветь — в соответ­ствии с механизмом, описанным выше. Если же она при такой процедуре бледнеет, это свиде­тельствует, что реакция повы­шения мышечного тонуса либо уже вышла за пределы адаптив­ных возможностей ребенка, либо слишком слаба и кратковременна. К тому же при этой форме создается лишь статическая нагрузка на скелетную мускула­туру младенца. Да и реализо­вать контроль над адаптивной реакцией организма младенца достаточно трудно. Добавим, что снежинками можно поцарапать нежную кожу младенца. В об­щем, здесь — как и в вопросе о «моржевании»: пользоваться этой мерой закаливания можно, но не обязательно, а быть мо­жет, и нежелательно.

Заключение

Итак, можно считать, что к настоящему времени сложились две тенденции в борьбе за здо­ровье родившегося ребенка. Одна опирается на традицион­ную для медицины (и тем са­мым для клинической педиат­рии) линию: обеспечение здо­ровья ребенка через использо­вание мер интенсивной терапии, т. е. применение сильных ле­карств. По нашему мнению, если учитывать специфические осо­бенности физиологии новорож­денных, она для них противопо­казана, ибо может лишь углу­бить имеющуюся патологию либо вызвать новую. Вторая тен­денция предусматривает органи­зацию таких гигиенических ус­ловий среды, которые должны соответствовать специфическим собенностям физиологии но­ворожденного и, более того, тем особенностям, что в преде­лах данного возрастного периода присущи именно данному конк­ретному ребенку. Сейчас же многие рекомендации педиатрии на этот счет не соответствуют специфическим особенностям физиологии ребенка разного возраста. Хочется подчеркнуть, что педиатрия в этом совершен­но не повинна. Вина за сложив­шуюся ситуацию лежит исклю­чительно на физиологии, кото­рая едва ли не до последнего времени не уделяла (или почти не уделяла) внимания экспери­ментально-научному анализу проблем здоровья детей и тем са­мым детского здравоохранения в целом.

Описанные методы закалива­ния и организации гигиениче­ских условий среды, опирающие­ся на анализ специфических осо­бенностей физиологии новорож­денных,— это не только эффек­тивная мера компенсации сос­тояний физиологической незре­лости. Они могут рассматривать­ся и как физиологическая основа профилактики разнообразных заболеваний, причем не только в период новорожденности, но и на будущее.

Думается, каждому приходи­лось слышать примерно такой разговор двух мам. Та, что по­моложе, взволнованно говорит:

 

— Ну просто не вылезает из болезней. То насморк, то ка­шель, то горло, то уши. Теперь вот диспепсия... Опять мне брать больничный. Что делать — ума не приложу!

Та, что постарше, спокойно отвечает:

— Не волнуйтесь, милочка. Это же совершенно нормаль­но: дети просто не могут не бо­леть. Дорогие мамы и папы! Не верьте в эту «житейскую муд­рость». Если вы добьетесь компенсации физиологической незрелости вашего младенца (зачастую приобретенной в первые дни жизни из-за не­правильного режима), его бо­лезни вовсе не будут обязатель­ными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: