Произведение «За рекою, за быстрой» предназначено для исполнения смешанным хором a cappella.
Форма – сложная двухчастная. Присутствует контраст между частями.
Медленная, напевная, спокойная песня первой части, резко сменяется быстрой и веселой пляской второй части.
Первая часть идет в миноре (es-moll) с длительным crescendo. Имеет форму периода повторного строения (период неквадратный).
Начинает партия сопрано. С прибавлением следующих голосов увеличивается сила звука. Фактура первой части интервальная: сопрано с тенором и альт с басом в четырехголосных эпизодах поют октавные унисоны. Это добавляет песне глубины, ширины и задумчивости. Тип изложения экспозиционный, слад письма гомофоно-гармонический с элементами подголосочной полифонии.
Если обычный слушатель услышит это произведение, то он подумает, что это русская народная песня. И вот почему:
Преобладающее движение русских народных напевов – нисходящее, причем наиболее употребительны ходы: а) последовательные, гаммаобразные, в пределах кварты или квинты (1–2 такты), б) квартами и квинтами, пустыми и заполненными терцией (2–4 такты партия сопрано). И особенны для народной песни подголосок, образующий к основной мелодии в параллельные терции. Ещё одна особенность народной песни – это унисоны и октавы. Голоса певцов время от времени (обыкновенно – в начале или конце всей песни или ее отдельных частей) сливаются в унисон или октаву, производя определенное впечатление успокоения или остановки (8,10, 15, 18, 20 такты). Октавы народного пения не мирятся с какими-либо добавочными к себе гармоническими тонами, терцией или квинтой: от прибавления таких тонов немедленно теряется ясность и своеобразность впечатления, какое производит октава народного пения. Вот все эти особенности русской народной песни присутствуют в данном произведении и роднят их.
Вторая часть – это резкий контраст первой части. Сменяется метр, темп увеличивается в 2 раза, минорный лад сменяется параллельным мажорным (G-dur). Форма – куплетно-вариационная, в каждом «куплете» появляются небольшие изменения, что очень свойственно русской народной песне.
На протяжении всей второй части сохраняется аккордовая фактура: Т7 без3; Т2; S6; II7–5; III6; Т5/3.
За счет акцентируемых первых долей музыка приобретает динамичность и чёткость. Тип изложения серединный, склад письма – полифонический. В данном произведении присутствуют элементы подголосочной(1) и имитационной(2) полифонии: (1) сначала главная тема звучит у сопрано, за тем переходит к альтам ((2) у сопрано в этот момент звучит подголосок с 34 по 39 такты) потом опять возвращается к сопрано; при этом у басов в «припевах» идёт удержание Т5.
Композитор на протяжении всего произведения использует элементы подголосочной полифонии основанное не на построении аккордов, а на голосоведении, что свойственно народной песне.
Художественно – образный анализ хорового произведения:
Первая часть в четырёхдольном метре, размер 4/4; вторая в двухдольном метре, размер 2/4. Таким образом, произошло метроритмическое дробление четырёхдольного такта, что дало выразительный переход от медленной части к быстрой.
Ритмически партитура не сложная, хотя во второй части присутствует ритмическое и текстовое разночтение между голосами, это может вначале работы с произведением вызвать небольшие трудности – партии будут «мешать» друг другу.
Диапазоны хоровых партий:
Сопрано: ре 1й октавы – соль 2й октавы;
Альты: ре 1й октавы – ми 2й октавы;
Тенора: ми малой октавы – соль 1й октавы;
Басы: соль большой октавы – ми 1й октавы.
Для басов и альтов в тесситуре голосов возникают небольшие трудности в 17 такте: слишком высоко – у басов ми 1й октавы, у альтов ми 2й октавы.
Но относительно высокие звуки в кульминационных местах звучат на forte. Таким образом, во всех этих местах ансамбль остается естественным.
Интонационные трудности
Не большая трудность смена тональности из минорной в параллельную мажорную.
В первой части особых трудностей не наблюдается. Здесь внимание должно уделяться пению унисонов и расхождению голосов в октаву в конце предложений. Так же в местах расхождения голосов важно выстраивать ансамбль, чтобы голоса не заглушали друг друга.
Во второй контрастной части штрих меняется наболее мелкий, и темп становится быстрее. Поэтому стоит добиться легкости исполнения, на хорошем дыхании и с чётким ритмическим ансамблем. Появляются случайные знаки, что требует особой работы в интонационном построении аккордов. В басу идёт пение на одном звуке, а потом следует поступенное движение к 5 ступени по мелодическому ладу со знаками альтерации (такты 22–27, 34–39 пение на одном звуке).
Дикция
Дикция – это важный компонент хорового звучания. Она способствует хорошему звуковедению и правильной интонации.
Существует ряд правил, например, согласные надо присоединять к следующей гласной, а шипящие произносить как можно чётко и коротко.
Полезным упражнением перед пением произведения со словами будет проговорить текст или пропеть его в темпе на одной ноте, выравнивая все неточности.