Стандарт | ИСО 9000 | ИСО 9001 | ИСО 9004 |
Содержит | - основы системы менеджмента качества - термины и определения | - требования к системе менеджмента качества | - рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества |
Применяется для | - понимания и согласования терминологии | - сертификации - заключения контрактов | - улучшения деятельности |
Кем используется | - организациями, внедряющими систему менеджмента качества - пользователями продукции - экспертами-аудиторами - экспертами-консультантами | - организациями, внедряющими систему менеджмента качества - экспертами-аудиторами - экспертами-консультантами | - организациями, внедряющими систему менеджмента качества |
3.3 Восемь принципов ИСО 9000
Согласно ИСО 9000:2000, существует восемь принципов управления, которые позволяют облегчить достижение целей качества:
1. Ориентация организации на заказчика (потребителя) (customer focus).
Деятельность любой организации зависит от ее заказчиков. Поэтому организации должны понимать нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания, которые связаны не только с ценой, но и с условиями поставки, обслуживания и т.д..
Для реализации принципа предприятиям необходимо:
a.) знать всех своих потребителей и их запросы;
b.) довести их потребности до всего персонала;
c.) измерять степень удовлетворенности потребителей и т.д.
С этими целями в рамках предприятий стандарт устанавливает процедуру измерения и оценки удовлетворенность потребителей.
2. Ведущая роль руководства (leadership).
Руководители создают обстановку, в которой сотрудники могут быть вовлечены в достижение целей организации. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, а так же поддержка открытых взаимоотношений.
|
Для реализации данного принципа руководитель должен:
a.) демонстрировать собственным примером приверженность к СМК;
b.) понимать и реагировать на внешние изменения;
c.) обеспечивать персонал необходимыми ресурсами;
d.) обеспечивать атмосферу доверия;
e.) ориентироваться на потребности всех заинтересованных сторон и т.д.
Одним из способов реализации данного принципа является определение руководством организации долгосрочной политики по вопросам качества.
3. Вовлечение сотрудников (involvement of people).
Сотрудники представляют наиболее существенную часть организации, и наилучшее использование их возможностей может принести организации максимальную выгоду.
Система качества и ее механизмы должны побуждать сотрудников:
a.) проявлять инициативу;
b.) брать на себя ответственность в решении проблем качества;
c.) активно повышать свои знания;
d.) передавать свои знания и опыт коллегам и т.д..
Это достигается путем создание руководством условий при которых работники будут получать удовлетворения от работы и гордиться своим предприятием.
4. Процессоориентированный подход (process approach).
Желаемый результат достигается более эффективно, если соответствующими ресурсами и работами управляют как процессом.
Для реализации этого принципа стандарт предусматривает: алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов.
|
Каждый процесс рассматривается как система:
a.) входы и результаты процесса четко определяются и измеряются;
b.) определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;
c.) устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации;
d.) устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом;
e.) при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.
Сформулированный таким образом основной перечень процессов документируется. При документировании, опираясь на принцип – лидерство, устанавливаются владельцы процессов. Владельцемявляется высококвалифицированный, досконально знающий свои процессы и пользующихся авторитетом у сотрудников.
Далее производится ранжирование процессов, на фоне двух групп, первая из которых объединяет внешние процессы (главные и второстепенные), а вторая - внутренние (основные и вспомогательные). Кроме того из множества процессов выделяются те, которые могут принести прибыль или другую выгоду, так называемые бизнес-процессы. Это позволяет обоснованно подойти к распределению ресурсов при управлении деятельностью организации.
5. Системный подход к управлению (system approach to management).
Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей, способствует повышению результативности и эффективности организации.
Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.
|
6. Постоянное улучшение (continual improvement).
Постоянное улучшение должно быть неизменной целью организации.
В стандартах ИСО серии 9000:2000 декларируется необходимость непрерывного улучшения систем менеджмента качества.
Для этого необходимо:
a.) постоянно повышать эффективность всех процессов;
b.) оценивать совершенствование;
c.) формировать потребности у всех работников предприятия в постоянном улучшении и т.д.
7. Подход к принятию решения, основанный на фактах (factual approach to decision making).
Эффективные решения базируются на логическом анализе данных и информации.
Реализация принципа требует:
a.) измерений и сбора достоверных и точных данных;
b.) использование статистических методов для анализа данных;
c.) принятие решений на основе результатов анализа и т.д.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (mutually beneficial supplier relationships).
Если отношения между поставщиками формируются на взаимовыгодной основе, они способствую расширению возможностей обеих организаций.
Реализация принципа требует:
a.) идентификации основных поставщиков,
b.) организации четких и открытых связей и отношений,
c.) обмена информацией и планов на будущее,
d.) инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов.
С этой целью система менеджмента качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщика.
Реализация всех принципов требуют серьезных изменений в корпоративной культуре и глубокого понимания идеи.
Применение восьми принципов менеджмента качества обеспечивают выгоду всем заинтересованным группам (ИСО/ТК176 №484. Принципы менеджмента качества):
ü Потребители получают продукцию, соответствующую их требованиям.
ü Сотрудники имеют большее удовлетворение работой.
ü Собственники и инвесторы получают прибыль на вложенный капитал и лучшие результаты организации.
ü Поставщики и партнеры получают взаимовыгодные и стабильные заказы.
ü Обществу также выгодно иметь организацию, выполняющую законодательные и нормативные требования, требования защиты окружающей среды.