Педагогики-просветители.




В 19-20 в. Педагоги-музыканты Зарин и Маслов отрицали распространённое мнение, что часть детей от природы не обладают музыкальными способностями и занятия музыки для них бесполезны. Они доказали, что музыкальные способности развиваются у всех

 

Д.Н.Зарин, в своём пособии для учителей «Методика школьного хорового пения»(1907г.)предлагал вводить на занятиях различные творческие задания: сочинять на определённый текст мелодию, досочинить незаконченную музыкальную фразу. Музыкальную грамоту, Зарин советовал осваивать не формально, а на основе музыкального материала и предлагал закреплять её в детских сочинениях.

А.Л. Маслов в книге «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» (1913г.) придерживался той же точки зрения. Он провёл специальное исследование, у всех физически здоровых детей, и доказал, что у них у всех есть музыкальный слух развитый в разной мере. Фальшивое пение обусловлено разными причинами: ограниченным диапазоном голоса (2-3зв.); его смещение от примарного звука на 4 или 5 вниз реже на верх; в большинстве случаев причиной является отсутствие координации между слухом и голосом.

Большая работа велась музыкантами-просветителями для рабочих и крестьян, так в конце 90-х г., в Перми и Екатеринбурге педагогом-музыкантом Александр Дмитриевич Городцовым, были открыты бесплатные народно-певческие классы для учителей народных школ. Занятия строились в основном не на церковной музыке, как было принято, а на народной, а также русской и зарубежной классике. Учебная программа курсов, способствовала подготовке квалифицированных учителей музыки, преимущественно для сельских школ.

 

Первая русская революция 1905-1907г. Оказала влияние на всю общественную жизнь в стране, это и в музыке.

В 1906г.- С.И.Танеев совместно с педагогами-музыкантами Линёвой, Яворским, Брюсовой, основал в Москве народную консерваторию, которая продолжала традиции, заложенные Балакиревым в БМШ. Уделялось большое внимание хоровому пению. Хор Московской народной консерватории пропагандировал народные песни в обр. Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсокова, Лядова, Чайковскова. Впервые введены занятия «слушание музыки» их содержания и методику разрабатывал Б.Л.Яворский

В это же время начинают свою просветительскую деятельность В.Н.и С.Т.Шацкие. Благодаря их усилиям были открыты общества «Сетлемент» (1905-1908г.), а затем открыты «Детский труд и отдых» (1906г.), с целью проведения культурно- воспитательной работы среди детей и подростков. В 1911г. Шацкие организовали в Калужской губернии детскую трудовую колонию «Бодрая жизнь», куда каждое лето съезжались дети московских окраин. Задачи колонии заключались в том, чтобы организовать детский коллектив и создать условия для развития творческих способностей каждого. Педагогические взгляды Шацких основывались на изучении трудов: Руссо, Песталоцци, Ушинского. Шацкая, возглавившая работу по музыкальному воспитанию, предъявляла высокие художественные требования к музыкальному репертуару, стремилась знакомить детей с лучшими произведениями русской и зарубежной музыкой. Особое внимание уделяла народным песням. На музыкальных занятиях дети слушали музыку в исполнении Шацкой, разучивали песни, знакомились с основами музыкальной грамоты.

После революции, в школы ввели уроки музыки, явилась нехватка в программах и кадрах, требовалась подготовка учителей, разработки содержания и методик проведения уроков, нуждались в выпусках учебных пособий. Этим стали заниматься Асафьев, Каратыгин, Брюсова, Гродзенская. Уроки музыки велись 2 часа в неделю.

 

Б.В.Асафьев – выпустил ряд статей, посвящённых вопросам музыкального воспитания в школе.

Основная задача в школе: развитие музыкального воспитания, воспитание музыкальных вкусов учащихся. Однако, урок не должен ограничиваться только слушанием, успешно занимался хоровой деятельностью, где исполнение песен способствует развитию творческих способностей учащихся. Асафьев уделяет внимание и творческой деятельности. Он считал, что для развития восприятия, понимания музыкального языка различных эпох необходимо формирование музыкального мышления, умение мыслить «звуковыми представлениями».

 

Т.О. в послереволюционные годы формировалось новое представление об уроке музыки. Было очевидно, что на уроках должны исполняться только высокохудожественные произведения. Пение, задачи, которых до революции сводились к овладению навыками чистого пения по нотам, цифрам, буквам, стало рассматриваться как активная деятельность к приобщению к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. В связи с новыми задачами отпала необходимость в упрощённых системах звукозаписи. Знание музыкальной грамоты было признано необходимым для понимания музыки. В содержание урока вводились новые виды деятельности: слушание музыки, движение под музыку, детское творчество, которые до революции имело место в работе лишь отдельных педагогов (Яворский, Шацкая, Брюсова.).

В 1917 г. Яворский возглавил Киевскую нар. Консерваторию, где на курсах общего и специального музыкального образования, организованных на базе общеобразовательных школ и самодеятельных кружков, занимались дети от 6 до 16 лет. Здесь же в нар. Консерватории, обучались педагоги, повышали свою музыкальную квалификацию. В своей работе с детьми Яворский ставил задачи, развитие у них музыкального восприятия, освоение ими закономерностей музыкального языка и формирование творческих способностей. Яворский с самого начала включал в урок разные виды деятельности: слушание музыки, движение под музыку, пение.

Яворским не было издано ни одной статьи, раскрывающей содержание и методику работы. Только благодаря немногочисленным публикациям воспоминаний его учеников мы можем, хотя бы, в общих чертах узнать о плодотворной деятельности талантливого педагога-музыканта.

 

В послереволюционные годы были определены задачи музыкального воспитания и намечены пути их решения. Правда, на практике музыкальное воспитание осуществлялось далеко не во всех школах, т.к. не было единых планов, требований, ощущалась острая нехватка специалистов.

В 20х годах – комплексный проектный метод, он потребовал перестройки всех школьных программ, в том числе и по музыке.

С 1937 г. – 1час в неделю с 1-7 классы. Считалось, что дети, имеющие желания и способности, могут заниматься музыкой во внеурочное время.

Великая Отечественная война разрушила мирные планы людей, что не могло не сказаться на народном образовании. Уроки музыки официально были сохранены лишь в начальных классах и обычно велись неспециалистами, а учителями нач.классов, поэтому музыкальное воспитание стало второстепенным и не всегда обязательным.

 

Большой вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников внесла Гродзенская Н.Л. Её первые статьи вышли в 1962 году. В книге «Школьники слушают музыку» (1969г.) она в сжатой форме охарактеризовала процесс развития музыкального восприятия и формирование слушательской культуры у учащихся.

Отмечая единство эмоционального и сознательного в развитии музыкального воспитания, Гродзенская рассматривала анализ, разбор произведения, воздействие музыки на слушателя, осознавая воспринятое, учащиеся усваивают музыкальную грамоту. Во время слушания, вводила пение по нотам основных тем, что помогало ярче ощутить их выразительность и быстрее запомнить. Гродзенская стремилась преодолеть расчленённость урока, сделать его целостным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: