В основе всех форм приобщения, учащихся к музыке – лежит активное восприятие (в творчестве, исполнении, слушании и конечно изучении). Для того чтобы объединить все эти формы (или виды музыкальной деятельности) на одном уроке, придав ему целостность, его необходимо объединить какой- то единой темой. Так родилась концепция построения всей программы по принципу тематизма
Основой для тематизма программы послужила книга «Про трёх китов и многое другое» -прямая предшественница (по выражению Д.Б.К.) новой школьной программе по музыке. Предложенный принцип тематизма, как и вся музыкально-педагогичекская концпеция, исходит из музыки и на музыку же опирается, естественно связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия с жизнью. Построение такого тематизма, носящего музыкально-эстетический, а не только учебно-музыкальный характер, давало реальную возможность достичь цельности и единства учебного процесса не только в пределах одного урока, но на протяжении каждой четверти, полугодия, всего учебного года и всего семилетнего курса.
Т.О.Принцип — тематизма- это методологическая основа, на которой строится программа.
Но прежде чем непосредственно перейти к ознакомлению с содержанием, тем программы, нужно подчеркнуть ещё одну её особенность: всё появляющееся в учебном материале программы, даже в самом начале, опирается на предшествующий музыкальный и жизненный опыт учащихся, который постепенно обогащается и позволяет продвигать их дальше, осознавать, закреплять и расширять полученные музыкальные впечатления. В качестве отправных точек берутся песня, танец, марш – три основных «кита» в музыке.
|
«Три кита» - песня, танец, марш – три основных сферы музыки. К каждой из них применимы такие широкоохватные определения, как «область», жанр, тип, характер. Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, учебника, методического пособия, в котором мы не нашли бы трёх китов. Однако они всегда фигурировали и сегодня продолжают существовать как образцы наиболее простых форм, как простейшие жанры.
Эти три основные сферы нас ведут в песенность, танцевальность, маршевость, ни говоря уже об опере, оратории и кантате, выросших из песни и
песенности; балет из танца и танцевальности.
Эти формы и жанры являются не только наиболее простыми и доступными для детей, но и тремя коренными основами всей музыки вообще. Песня, танец, марш – дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.
Три кита делают более лёгким и естественным включение в музыкальные занятия множество тем (речь музыкальная и разговорная; интонация в музыке; развитие музыки; различные типы построения музыки…тесная связь литературы и другими видами искусства).
Важнейшей особенностью программы, является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема, постепенно и последовательно усложняясь, и углубляясь от урока к уроку. Между четвертями и годами также осуществляется внутренняя связь. Тематическое построение программы создаёт условие для достижения цельности урока, так как в основу положены не различные виды деятельности учащихся, а различные грани музыки как единого целого.
|
С первых уроков ребята определяют трёх китов по их различию, а это и есть важнейший принцип «сходства и различия» (по Асафьеву «тождества и контраста»). Этот принцип имеет значение и в творчестве, и в исполнительстве, и при восприятии музыки. Он является сквозным в музыкальных занятиях в школе.
Последовательность изучения тем 1-7 классы:
1 класс 1ч. «Три кита. Песня, танец, марш».
2ч. «О чём говорит музыка».
3ч. «Куда ведут нас три кита».
4ч. «Что такое музыкальная речь?».
2класс 1ч. «Песенность, танцевальность, мершевость».
2ч. «Интонация».
3ч. «Развитие музыки».
3класс 1ч. «Музыка моего народа».
2ч. «Между музыкой моего народа нет непереходимых границ».
3ч. «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ».
4ч. «Композитор- исполнитель- слушатель».
4класс 1полугодие «Музыка и литература».
1ч. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы».
2ч. «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
2 полугодие «Музыка и изобразительное искусство».
3ч. «Можем ли мы увидеть музыку?».
4ч. «Можем ли мы услышать живопись?».
5класс 1полугодие «Преобразующая сила музыки».
2полугодие «В чём сила музыки?»
6класс 1полугодие «Музыкальный образ».
2полугодие «Музыкальная драматургия»
7класс 1ч. «Что значит современность в музыке?».
2ч. «Музыка серьёзная и музыка лёгкая».
3ч. «Взаимопроникновение серьёзной и лёгкой музыки».
4ч. «Великие наши современники».
Методы изучения и освоения программы:
Методы и приёмы направлены на то, чтобы учащиеся заинтересовались музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений.
|
«Забега и возврата» в педагогике этот метод принято называть «перспективы и ретроспективы». (Перспектива связана с задачами предвидения, ретроспектива – с умением видеть прошлое, ранее встречавшееся, в новых условиях, уметь использовать и оценивать его в новых ситуациях).
Но в формулировке Д.Б.К.- не повторение, а «возвращение», при этом возникает, по крайней мере, три положительных момента:
-освоение новой темы на уже знакомом материале становится более лёгким;
-при таком повторении пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности большей содержательности;
- при таком сочетании новой темы со знакомым материалом подчёркивается единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой.
Цель метода: Установить в сознании детей целостное представление о музыке.
Задача: Что бы в каждом конкретном случае выбрать для каждого класса необходимые варианты (забега и возврата).
Прослеживается три уровня связей:
1.Связь между этапами обучения, между классами.
Это значит в 1классе1чет. дети знакомятся со знаниями, которые дают фундамент музыкальной культуры, а во 2 классе и 3 классе новые темы и умение слышать музыку даются учителем на знаниях 1 класса или 2 класса.
2.Связь между темами четвертей.
Часто связывается родственные темы (песня, танец, марш - песенность, танцевальнось, маршевость). Она может проходить и внутри класса, и между отдельными темами.
3. Связь между музыкальными произведениями.
Одна и та же песня «Во поле берёза стояла» повторяется во всех трёх классах, сначала из Симфонии (Чайковский), потом 2 класс в теме «Форма», 3 класс- «Канон».
Т.О. дети лучше усваивают теоретический материал на знакомом им музыкальном материале.
Метод обобщения
Последняя четверть каждого года, обобщает и связана с предыдущими четвертями года. А последняя тема 3 класса со всем начальным обучением.