История становления методики музыкального воспитания.




Методика музыкального воспитания как наука.

ММВ входит в систему педагогических наук и занимает в ней своё, относительно самостоятельное место. Значение ММВ обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. История ММВ показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.

Методика связана с идеологией страны, эстетикой, музыкознания.

В решении своих проблем методика опирается и на психологию (изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики

ребёнка, её проявлений и развитий, без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая деятельность.) В тесной связи с

 

психологией методика решает вопросы о доступности учащимся материала, его объёма, а также об эффективности используемых методов.

При изучении певческого голоса, методика опирается на исследования в области физиологии.

Развитие смежных наук имеет большое значение для ММВ, так как увеличивается возможность интегрировать их научные данные. Чем теснее связь с ними, тем в большей мере обогащается методика.

ММВ, как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и опирается на дидактические принципы (научность, доступность материала, наглядность его преподнесения, прочность знаний, умений, навыков).

Вместе с тем ММВ выдвигает и свои принципы: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического, единство развития ладового, ритмического чувства формы. Они направлены на развитие музыкальных способностей, интереса к музыке, воспитание вкуса и музыкальной культуры в целом.

 

Принцип единства эмоционального и сознательного обусловлено спецификой восприятия музыки. Восприятие музыки вызывает эмоциональные впечатления, а если это осознанно музыкальное предложение, то и раскрывается содержание произведения, следовательно, накопление учащимися музыкального опыта. Т.о.воспитываются их интересы и вкусы.

Принцип единства художественного и технического, основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений (при разучивании песни формируются вокально-хоровые навыки, для игры на инструментах, учащиеся овладевают простейшими приёмами игры.) При этом овладение навыками является средством для достижения цели- художественного исполнения музыкального произведения. Единство художественного и технического в работе над

произведением достигается при условии развития творческой инициативы у учащегося.

Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы должен лежать в основе различных видов музыкальной деятельности. Благодаря комплексному и последовательному развитию музыкальных способностей у школьников формируются представления о принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительных возможностях музыкальных форм. (формирование представлений о вариационной форме происходит на основе активизации ладового, ритмического чувства в процессе выявлений изменений темы.)

ММВ опирается на педагогику и в определении методов. Разработка методов связана с проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания, развития музыкальных и творческих способностей учащихся, развитие музыкального слуха и голоса, возрастными и индивидуальными особенностями восприятия музыки, возможностями различных видов музыкальной деятельности развитии учащихся.

В задачи методики входят также совершенствование различных форм учебно-воспитательного процесса: урок музыки, факультативные, музыкальные занятия, внеклассная и внешкольная работа.

 

 

История становления методики музыкального воспитания.

Появилась эта наука ещё в средние века, но особенно активное становление её началось с 60-х годов 19 века. Это было вызвано ростом общественного движения, распространением передовых идей народности искусства и воспитания.

В учебных заведениях дореволюционной России музыка ценилась, прежде всего, как средство нравственно-религиозного воспитания. В школах музыка ограничивалась церковным пением, а если исполнялись народные песни, то они обычно подвергались «педагогической обработке»: упрощалась мелодия, настоящий текст заменялся более «благопристойным». Но для воспитания детей привилегированных слоёв общества широко исполнялась и светская музыка (содержание их музыкального воспитания включало индивидуальное обучение вокалу, игре на музыкальных инструментах, участие в светском и духовном хоровом пении, в различных ансамблях.)

Яркое представление о существующем в народных школах обучении музыки, даёт методика А.Н. Карасёва (занятия начинаются с «до»).

Первая русская книга, дающая довольно объективное представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе в те времена, С.И.Миропольский «О музыкальном образовании в России и Западной Европе» (1882г.).

Примером музыкально-просветительской деятельности явилось открытие Балакиревым и Ломакиным, в Петербурге, 1-ой в России БМШ (1862г.)

 

 

В этот период разрешается различные упрощённые системы ознакомления детей в процессе пения с элементами музыкальной грамоты. Большое распространение получила цифровая система, в которой каждая ступень звукоряда обозначалась соответствующей цифрой (до-1). Движение мелодии запоминалось посредством цифровых названий ступеней. Что касается длительностей, то четверть = цифре; половинная = цифре с точкой. Для записей простейших мелодий цифровая система была приемлема, но для записи более сложных приходилось вводить много дополнительных знаков.

Критикуя цифровую систему, Карасёв предлагал вводить буквенную, где каждая ступень звукоряда обозначалась гласным звуком.

Широкое распространение имела система подвижного до, сторонником и пропагандистом является методист Мироносицкий (1 ст.- всегда до) +ручное обозначение.

Эти же знаки используются в релятивной сольмизации.

Все названные упрощённые системы разрабатывались и применялись только в народных школах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: