Конституционные и законодательные основы государственной власти в субъектах российской федерации
• Регион, автономия, суверенитет: ключевые понятия темы, их соотношение
• Принципы организации власти на региональном уровне
• Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: специфика форм и полномочий
В соответствии с Конституцией РФ в составе России находятся 83+2 субъектов. Среди них: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов (подробно см. в гл. 3).
Все последнее десятилетие XX столетия можно охарактеризовать как поиск и становление системы новых политико-правовых институтов на уровне регионального и местного управления.
В данной теме будет рассмотрена первая часть проблемы, связанная с региональными органами власти.
Понятие регион юридического определения пока не имеет.
В географическом смысле регион (лат. region — область) означает пространственно-территориальную часть целого (государства, континента, человеческой цивилизации) с выраженной спецификой культурно-этнической, религиозной, экономической жизни проживающего там населения.
Государствоведы вкладывают в понятие «регион» следующее геополитическое содержание.
• Социотерриториальный комплекс в государстве, имеющий статус субъекта управления жизнедеятельностьюсоставляющего его населения.
• Целостная, пространственно-организованная форма общности населения, объединенного многообразными связями (социально-экономическими, производственно-трудовыми, культурно-этническими, бытовыми и др.) и политико-административным центром.
|
• Способ взаимосвязи и взаимодействия людей, объединенных конкретно-специфической средой проживания и жизнедеятельности и реализующих свои права на основе политической автономии.
Автономия (гр. autos — сам и nomos — закон; autonomia — независимость, самоуправление) означает право законодательства.
По объему этого права, степени независимости различаются автономии:
1. Политическая автономия, т.е. право на самостоятельное осуществление государственной власти. Этим правом могут обладать все или большинство территориальных частей (регионов) государства, независимо от этнического состава населения. В таком случае говорят об областной (территориальной) автономии.
Однако чаще автономные образования создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. В этом случае говорят о национально-территориальной автономии. Конституция РФ дала равный статус субъекта РФ всем
территориальным (краям, областям)
и национально-территориальным (республикам, автономным округам, автономной области) образованиям.
Автономией политической обладают и административно-территориальные единицы низового уровня — муниципальные районы, муниципальные образования, т.е. городские, сельские поселения, объединенные общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборная местная власть. Органы самоуправления и должностные лица муниципальной власти по вопросам ведения издают правовые акты (подробно о местном самоуправлении см. гл. 14).
|
2. Управленческая, административная автономия — это право органов управления самостоятельно решать вопросы, вести дела в рамках своей компетенции и прав, переданных им уполномоченными государственными органами. Иногда автономией называют предоставляемое государством корпорациям, учреждениям, учебным заведениям право самостоятельно, в пределах закона нормировать характер своей организации и условия своей деятельности.
3. Культурно-национальная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемежку с другими этническими группами, прав и возможностей сохранять и развивать свои культурные традиции, язык, религию и др. При реализации конституционных прав и свобод эта форма организации социальных отношений и процессов широко используется в ряде европейских государств для обеспечения интересов национальных меньшинств (например, принятый в 1993 г. Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод). Распад СССР и создание на его территории независимых государств сопровождались правовой дискриминацией национальных меньшинств, в том числе русскоязычного населения. Культурно-национальная автономия, осуществляемая в рамках демократического процесса, должна обеспечивать приоритет интересов и ценностей не только титульного этноса, но и всех других национальных групп, составляющих государство. В многонациональной России также чрезвычайно важна роль культурно-церковной автономии.
|
Конституция РФ всем 85 субъектам предоставила политическую автономию, различные ее статьи предусматривают особенности:
1. Субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти по предметам своего ведения(ст. 73),т.е. вне пределов ведения и полномочий РФ и совместного ведения.
2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11, ч.2).
3. Республики имеют свои конституции и законодательства, другие субъекты — свои уставы и законодательства (ст. 5, ч.2).
4. Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ. Он может быть изменен по взаимному согласию (ст. 66, ч. 5).
5. Статус субъектов Федерации не должен подрывать суверенитет России. Российская Федерация — единое государство, «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ст. 4, ч.1),
Конституция РФ и федеральное конституционное законодательство имеют верховенство над законодательством субъектов РФ по вопросам Федерации и совместного ведения, но на территории субъекта РФ по вопросам его ведения приоритет имеет региональное законодательство (ст. 76, ч.6).
На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений особо актуальной становится проблема государственного суверенитета.
Впрочем, эта проблема проявилась в древности, со времен образования государств; в средние века ее пытались научно осмыслить и дать определение суверенитету как праву (статусу) на независимую внутреннюю и внешнюю политику, праву и возможности самостоятельных политических (общезначимых) решений и действий.
В центре споров во все времена (и сегодня) — выяснение субъекта, носителя суверенитета: монарх или народ, государство или его составные части?
В XIX в. принцип суверенитета закрепляется в конституциях целого ряда государств как принадлежность народа. Тогда и появляются понятие и практика политической системы общества как взаимодействия верховной власти (монарха, президента, других государственных институтов власти) и общества, его организаций.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 3) утвердила приверженность России идее суверенитета народа — «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ ».
И отсюда вытекает единственный логичный вывод — суверенитет государственный может быть только у Российской Федерации, а не у ее частей.