Показатели розничного товарооборота, их место и роль в деятельности розничных торговых сетей




Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.

Максимизация прибыли - основная цель деятельности любой торговой организации. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

Розничный товарооборот измеряется:

· стоимостными и натуральными показателями;

· показателями его изменения (прироста, снижения);

· показателями объема продаж на душу населения.

Структура розничного товарооборота отражает состояние между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления товаров.

Розничный товарооборот на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями:

1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем продажи товаров в разрезе отдельных видов товарооборота. В соответствии с этим выделяют:

- объем розничного товарооборота;

- объем оптового товарооборота;

- объем торгово-посреднического товарооборота предприятия.

Сумма общего объема всех видов продаж характеризует валовой объем товарооборота торгового предприятия;

2) состав товарооборота. Он характеризует структуру общего объема товарооборота в разрезе различных его форм. Так, в составе общего объема розничного товарооборота выделяют:

- объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи;

- объем продажи товаров с немедленной их оплатой;

- объем продажи товаров в кредит и т.п.;

3) структура товарооборота. Она характеризует обычно товарно-групповой состав реализации товаров (номенклатура используемых в этих целях групп товаров утверждена статистической отчетностью по форме № 3 - торг). При необходимости структура товарооборота может быть рассмотрена и в рамках отдельной товарной группы, т.е. ассортиментных разновидностей.

Показатели розничного товарооборота:

- общий объем товарооборота всегда показывают в текущих и сопоставимых ценах;

- однодневный товарооборот;

- ассортиментная структура товарооборота;

- динамика товарооборота.

Общий объем товарооборота рассчитывается по следующей формуле:

общ , (74)

где общ общий объем товарооборота;

Vi – объем реализации в натуральных единицах, той товарной группы или ассортиментной разновидности;

Цi – цена i -той ассортиментной единицы товара;

n - число товарных групп или ассортиментных разновидностей.

Однодневный товарооборот рассчитывается по следующей формуле:

дн = , (75)

где Т – число рабочих дней в анализируемом периоде.

Структура товарооборота оценивается по удельному весу той или иной товарной группы или ассортиментной разновидности (Дi) в общем объеме товарооборота:

, (76)

Динамика товарооборота характеризуется ростом или снижением и рассчитывается в действующих и в сопоставимых ценах цепным или базисным методом:

J = , (77)

Показатели товарооборота, характеризующие эффективность деятельности предприятия торговли:

- объем товарооборота на 1 м2 торговой площади или общей площади;

- время обращения товара и скорость товарного обращения;

- коэффициент ритмичности.

 

Объем товарооборота на 1 м2 торговой площади или общей площади рассчитывается по следующей формуле:

 

Т/об м2 = , (78)

где Sм2 – размер площади в м2 (общей или торгово-технологической).

 

Время обращения товара и скорость товарного обращения, рассчитывается по следующей формуле:

, (79)

где Доб – время обращения товаров или длительность одного оборота.

Скорость обращения или число оборотов среднего товарного запаса за тот или иной период (Коб) определяется по следующей формуле:

, (80)

где ТЗср - средний размер товарного запаса за анализируемый период.

Коэффициент ритмичности (Критм) формирования товарооборота рассчитывается по формуле:

, (81)

где - товарооборот фактический в пределах плана этого периода;

- плановые объемы товарооборота по периодам.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.

Розничный товарооборот может выступать, как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей сумме затрат на продажу товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затрачиваемых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, какое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: