на тему: «Общие правила производства следственных действий по преступлениям, отнесённых к компетенции таможенных органов и их участники»




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Набережночелнинский институт (филиал)

ФедеральнОго государственного автономного образовательного учреждения

Высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

ОТДЕЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО

И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов»

на тему: «Общие правила производства следственных действий по преступлениям, отнесённых к компетенции таможенных органов и их участники»

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса

группы 5162160

заочной формы обучения

Бикбулатова

Гузалия Расимовна

 

Научный руководитель:

Канд.юрид.наук, доцент

Хайруллина Р.Г.

 

 

Набережные Челны

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

1 Общая характеристика следственных действий и правила их производства 6

1.1 Понятие и классификация следственных действий 6

1.2 Основания и порядок производства следственных действий. 13

2 Производство следственных действий сотрудниками таможенных органов по делам, отнесенным к их компетенции. 18

2.1. Порядок производства следственных действия сотрудниками таможенных органов........................................................................................................................... 18

2.2. Протокол следственного действия по делам, отнесенным к компетенции таможенных органов. 25

Заключение. 29

Список использованной литературы............................................................... 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной ситуации интеграции России в мировой рынок особую актуальность приобретает совершенствование механизма правового и уголовного регулирования общественно-государственных отношений в сфере таможенной политики, а также нарушаемых в этой сфере экономических прав хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Сегодня ежегодно происходит увеличение роста экономических, торговых отношений между самыми разными странами, что не может не влиять на серьезное усложнение правоотношений в области легального перемещения товарных, денежных и иных ценностей через государственную границу.

Сегодня преступления и правонарушения в таможенной сфере получили широкое распространение, причиняя значительный ущерб экономическим интересам Российской Федерации. Характерной чертой криминогенной ситуации в стране стало увеличение преступности в таможенной сфере, наблюдаемой в последнее десятилетие, как в сфере контрабандной деятельности товаров, технологий и сырья, так и в сфере денежно-валютного обращения.

Серьезную опасность общественных и государственных интересов представляют отлаженные и эффективно действующие схемы контрабанды наркотических средств, оружия и боеприпасов, ядерных материалов. Вместе с тем продолжается неконтролируемый ввоз из-за рубежа и реализация на территории России низкокачественных потребительских товаров, в том числе продуктов питания.

Таможенные преступления по степени общественной опасности существенно отличаются друг от друга, в связи с этим, соответственно различаются, и уголовно-правовые последствия совершения данных преступлений.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Цель работы изучить общие правила производства следственных действий по преступлениям, отнесенных к компетенции таможенных органов и их участники

Объектом данного исследования является анализ условий методики расследование таможенных преступлений.

Предмет исследования определен в границах объекта и представляет собой систему признаков таможенных преступлений в таможенной сфере.

Задачи исследования сформулированы на основе вышеназванной цели и заключаются в следующем:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу таможенных преступлений.

2. Провести анализ криминологической картины преступности в таможенной сфере.

3. Дать криминологическая характеристика лица, совершающего правонарушения и преступления в таможенной сфере.

4. Изучить особенности расследования таможенных преступлений на первоначальном этапе.

5. Исследовать тактику последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

6. Рассмотреть особенности взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений.

7. Сформулировать выводы относительно совершенствования и конкретизации методики расследования таможенных преступлений.

Нормативную базу исследования составляют соответствующие его предмету положения Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ и иных федеральных законов, а также подзаконные акты Генеральной прокуратуры РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Министерства внутренних дел РФ и других ведомств.

Методологической основой работы являются законодательные акты, нормативные документы по исследуемой теме, категории и понятия философии, комплекс принципов и методов познания, в рамках которых применялись частные научные методы конкретно-исторического анализа, позволившего выявить основные тенденции, состояние преступности данного вида в России. Эти требования реализованы посредством использования специфических (уголовно-правовых) методов исследования:

- сравнительно-правового,

- догматического,

- документального,

- статистического.

В исследовании применяются логические приемы; анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение.

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРАВИЛА ИХ ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Понятие и классификация следственных действий

 

, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 УПК РФ, на постановления [1].

следственного по уголовному - действия, в дознания и, именуются. В зависимости от, решаются при действий, их подразделять на две группы:

исследовательского, которых, следователь или задачи, с, закреплением и предварительном ().

Иные, направленные, на обеспечение в деле лиц (с постановлением о его в обвиняемого, и ему соответствующих, с соответствующими, истца или, разъяснение и лицам их и т.д.)

действиями, посредством которых выявляют, и доказательства:

1. (свидетеля,, и подозреваемого, а в - также);

можно как действие, в общении с с целью у сведений об, доказыванию по.

В соответствии с.187 - 190 УПК РФ проводится по предварительного. вправе, это необходимым, в месте. Допрос не непрерывно 4. Продолжение после не чем на один час для и пищи, продолжительность в дня не должна 8. При наличии продолжительность на основании.

По окончании предъявляется и для прочтения или по их им следователем. и имеют дополнения и в него. Эти и поправки занесению в.

составленного подписями и. Если на нескольких, каждая его.

2. ставка., что очная лишь в тех, в показаниях допрошенных лиц по и тех же обстоятельств противоречия (.164, 192 УПК РФ). Она иметь потерпевшим и (), двумя, и обвиняемым и т. д. При ставки правила, для участвующих в ней лиц (ч. 6 ст. 192)[2].

При очной общие, для допроса в ней лиц (ч. 6 ст. 192).

Приступая к на ставке, спрашивает ее, ли они друг и в отношениях находятся. им дать об, по поводу существенные. дачи может из задавать., между очная, в очередь друг. После и записи их в может данные, что нередко в этих. В этих же быть ранее.

Очная протоколом.

очной свои на странице и протокол. По протокол прочитан.

3. для опознания. действие от потерпевшего сведения, а того, последний произошедшего и,, критично к его показаниям.

На, полученных на, быть. Закон порядок действия. предварительно допрашивается об обстоятельствах, при он наблюдал или предмет, и о и, по которым он опознание. При внимание на примет, повысить опознания.

О составляется в со ст 166 и 167 УПК РФ, в котором указано то, что проводилось в, визуальное опознающего.

4.. представляет действие, на и изъятие, предметов и, преступным, а иных и, которые значение для. может для разыскиваемых лиц, а 4.

В соответствии с законом обыск проводится в тех случаях, достаточные, что названные и находятся в, ином или у лица (п. 1.182).

Обыск по следователя. обыск в, на, личный. При обыска. С разрешения при могут, а также, в отношении обыск.

5.. производится в тех, следователь данными, что и, имеющие для, находятся у или в определенном (ст. 183 УПК РФ)[3].

При в отличие от заранее, подлежащий. этот не, так как уже знает, где и он.

Выемка для любых и, имеющих для, на основании. В случае требуемые производится в.

6. Осмотр. В следов и вещественных, обстановки, а обстоятельств, для дела, осмотр, жилища, иного помещения,, (ст. 176 УПК РФ).

Все виды проводятся с, за исключением, ч. 3 ст. 170 УПК РФ. Производя, обращает их на, которые зафиксированы в. При к участию в быть, подозреваемый,, и свидетель.

, как правило, в. Осмотр и, обнаруженных при или на месте, и в помещении, по выполнения. В таком осмотра в указанного. Если для или документов время или основания, осмотр по следствия.

В следователь, фотографирование,, планы и, слепки и.

Осмотр протоколом. протокол и всеми, а также при лицами. В, производилась ли, ли слепки и что к.

7. Освидетельствование. Для на человека, следов, повреждений, опьянения или и признаков, для дела, для этого не требуется производства экспертизы, освидетельствование. Это проводится в, подозреваемого,. может и свидетель, но с его, за исключением, это необходимо для его показаний.

О составляется, является для в нем лиц.

Освидетельствование, а при необходимости или специалистом.

О составляется с требований ст. 180 УПК РФ.

8.. Следственный - это следственное, следователем в и уточнения значение для, а получения, производимое опытных в, максимально с, существовавшими в факта,,.

В целях и данных, для уголовного, вправе эксперимент действий, а или иных события. При возможность фактов, действий, события, а последовательность и механизм. Производство следственного эксперимента допускается, если не для здоровья в нем лиц.

О следственного эксперимента составляется протокол, в котором его ход и результаты[4].

9.. Назначение экспертизы следователя. В нем содержаться: этого, сведения об или учреждении,, на которые эксперт, а материалов, для.

Свидетель и, в которых экспертиза, с заключением.

необходимым, следователь о ее назначении (ст. 195 УПК РФ), обычную и из трех –, описательной и.

завершения быть эксперта (ст. 205 УПК РФ). может только его заключения и по этого.

10. трупа,. трупа самостоятельным либо в другого,, осмотра,.

При необходимости проведена – трупа из. Целью может осмотра, трупа для его, на экспертизу в п. 1 ст. 196 УПК РФ.

О эксгумации вынести, доводится до родственников или покойного (п. 4, 37 ст. 5 УПК РФ). В том, они возражают, разрешение на ее быть от (ст. 178 УПК РФ)[5]

В литературе относят к следственным действиям представление доказательств, а также «и документов, необходимые по данные»., к способам многие задержание в преступления[6]. Но, можно, что является из мер процессуального. Т.е. действия, некоторых из них, разделить на две: в нашей и законодательстве и не.

Предлагаемая не абсолютной. действие к по признаку, наиболее, тем абстрагируемся от данного. тем многие по своему [7]. Так, например, на имущество принуждения по к и в тоже права. с точки процессуальных еще и потому, что, для специального, действия на и в взаимосвязаны и в единую, направленного на задач.

 

 

1.2 Основания и порядок производства следственных действий

 

Неправильное определение оснований следственных действий ведет к незаконной подмене одних следственных действий другими. Так, на практике встречаются случаи, когда вместо опознания проводят очную ставку, вместо экспертизы — следственный эксперимент, взамен следственного эксперимента — проверку показаний на месте, выемку подменяют так называемой «добровольной» выдачей и т. д. Это ведет к необоснованности подобных действий и может повлечь за собой утрату ими доказательственного значения.

К специальным условиям проведения следственного действия относятся также требования, предъявляемые к кругу его участников и их правовому статусу (правам и обязанностям). Они могут быть обязательными и факультативными. Обязательный круг участников в ряде случаев предусмотрен законом (например, защитник — ст. 51 УПК РФ, понятые — ст. 170 УПК РФ, переводчик — ст. 169 УПК РФ). Другие лица привлекаются следователем (дознавателем) факультативно, по своему усмотрению. Однако следователь обязан обеспечить право сторон на участие в следственных действиях, проводимых по их ходатайству (п. 9 ч. 2 ст. 42; п. 10 ч. 4 ст. 44; п. 9 ч. 2 ст. 46; п. 10 ч. 4 ст. 47; п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ).

Свидетель имеет право пользоваться услугами своего адвоката во время участия в следственных действиях (ч. 5 ст. 189, ч. 6 ст. 192 УПК РФ). Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164 УПК РФ).

Специальным условием для допроса обвиняемого является предъявление обвинения (ч. 1 ст. 173 УПК РФ); для проведения опознания — предварительный допрос опознающего лица об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать (ч. 2 ст. 193 УПК РФ); одним из специальных условий для проведения экспертизы служит предварительное ознакомление подозреваемого, обвиняемого и его защитника с постановлением о ее назначении (п. 1 ч. 1 ст. 198 УПК РФ) и т. д.

В качестве специальных условий для проведения следственных действий могут также рассматриваться: отсутствие у соответствующего лица дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК РФ); соблюдение особого порядка возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении ряда лиц, пользующихся служебным иммунитетом (ст. 448 УПК РФ)[8].

Наличие специальных условий закон иногда требует отразить в письменно оформленном решении о проведении следственного действия — постановлении (которое иногда называют юридическим основанием для проведения следственного действия). По постановлению следователя проводятся: эксгумация трупа, освидетельствование, обыск, выемка (для последующего контроля за обоснованностью применения принуждения), а экспертиза — ч. 1 ст. 195 УПК РФ (еще и для постановки задания перед экспертом. В некоторых случаях УПК РФ дополнительно предусматривает получение санкции прокурора для выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). Следственные действия (и связанные с ними меры принуждения), ограничивающие конституционные права граждан, производятся на основании судебного решения в порядке ст. 165 УПК РФ.

Второй элемент процессуальной формы следственных действий — это их процедура, т. е. последовательность и приемы проведения следственного действия. Последовательность проведения следственного действия складывается из нескольких этапов[9].

Первый этап — подготовительный. На нем принимается и оформляется решение о проведении следственного действия, принимаются меры по обеспечению его производства (задерживается корреспонденция, направляется повестка, осуществляется привод и др.).

Второй этап связан с удостоверением в личности участников процесса, разъяснением им прав и обязанностей, задач и порядка проведения следственного действия. Удостоверение в личности возможно не только по документам, оно может быть осуществлено путем опознания, со слов или даже визуально (если следователь уже знаком с данным участником процесса). Свидетель, потерпевший и специалист (если он дает показания) предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307–308 УК, а эксперт и переводчик — за дачу заведомо ложного заключения и заведомо неправильный перевод по ст. 307 УК РФ[10].

Третий этап составляет осуществления познавательных приемов и операций, а на четвертом — фиксируются ход и результаты следственного действия.

Для всех следственных действий УПК РФ выделяет общие приемы их проведения:

- недопустимость применения насилия, угроз и иных незаконных мер (ч. 4 ст. 164 УПК РФ);

- недопустимость создания опасности для жизни и здоровья участников следственного действия и иных лиц (ч. 4 ст. 164 УПК РФ);

- запрет действий, унижающих честь и достоинство (ст. 9 УПК РФ); напрасно повреждающих имущество (ч. 6 ст. 182 УПК РФ); разглашающих сведения из частной жизни (ч. 3 ст. 161, ч. 7 ст. 182 УПК РФ);

- запрет наводящих вопросов (предусмотрен для некоторых следственных действий в ч. 2 ст. 189, ч. 7 ст. 193, ч. 2 ст. 194, ч. 1 ст. 275 УПК РФ);

- применение технических средств и способов обнаружения и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ).

Третий элемент процессуальной формы следственных действий — это меры их обеспечения. Они служат в качестве гарантий их проведения.

Нарушения процессуальных норм об основаниях, условиях и правилах производства следственных действий влекут негативные последствия. Для участников процесса это могут быть меры принуждения, штраф или даже уголовная ответственность. Для органов предварительного расследования в качестве основной санкции выступает утрата доказательственного значения результатов следственного действия, т. е. санкция ничтожности (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ[11], ч. 3 ст. 7; ст. 75 УПК РФ[12]).

 

2 ПРОИЗВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ, ОТНЕСЕННЫМ К ИХ КОМПЕТЕНЦИИ

2.1. Порядок производства следственных действия сотрудниками таможенных органов

 

Российский уголовный процесс знает два вида предварительного расследования: дознание и предварительное следствие. Дознание, как и предварительное следствие, представляет собой деятельность по раскрытию уголовных преступлений, которая проводится в процессуальных формах, установленных законом. Основное различие двух этих видов предварительного расследования заключается в компетенции органов, их осуществляющих.

В соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно и которое отнесено законом к его компетенции, орган дознания должен возбудить уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемку, задержание и допрос подозреваемых, допрос свидетелей) и при необходимости назначить соответствующую экспертизу.
Об обнаружении преступления и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

В соответствии со ст.40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) таможенные органы являются органами дознания и уполномочены возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции, т.е. по преступлениям в сфере таможенного дела. Об обнаружении преступления и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

Уголовное дело может быть возбуждено при наличии законных поводов и достаточных оснований.

Статья 140 УПК РФ устанавливает поводы и основание для возбуждения уголовного дела[13].

Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Рассмотрим более подробно каждый из указанных поводов для возбуждения уголовного дела.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Явка с повинной. Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.

Рапорт об обнаружении признаков преступления. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные выше, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации[14].

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 УПК РФ, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей[15].

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Таможенные органы вправе осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных:

- частью 1 ст.188 УК РФ Контрабанда;

- ст.194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 30 суток. В случаях связанных с производством судебной экспертизы срок может быть продлен прокурором до 6 месяцев, а в исключительных случаях связанных с исполнением запроса о правовой помощи иностранных государств (ст.453УПК РФ) – до 12 месяцев. Таким образом, предельный срок дознания составляет 1 год.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания (например, начальником СЗОТ, начальником таможни). Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Таможенные органы вправе проводить неотложные следственные действия по преступлениям, предусмотренным:

- частями 2 - 4 ст. 188 УК РФ Контрабанда;

- Статья 189 УК РФ Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

- Статья 190 УК РФ Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

- Статья 193 УК РФ Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте[16].

Неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

К ним относятся: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, контроль и запись переговоров, допрос, опознание, производство судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного анализа, очная ставка и т.п. Перечень неотложных следственных действий новым УПК не ограничен. Он находится на усмотрении дознавателя (группы дознавателей), расследующего уголовное дело. Срок производства неотложных следственных действий составляет 10 дней и продлению не подлежит.

Все следственные действия должны проводиться в дневное время (кроме случаев, не терпящих отлагательств). Дневным – считается местное время с 6.00 до 22.00.

Участники следственных действий:

- подозреваемый, обвиняемый и их защитник;

- свидетели;

- понятые (участие не менее 2-х понятых обязательно при проведении осмотра, следственного эксперимента, обыска, личного обыска, выемки, при наложении ареста на имущество и т.д.);

- специалист, эксперт (широко используются в расследовании преступлений в сфере таможенного дела, заключение эксперта основано на глубоком и детальном исследовании, а заключение специалиста не основывается на таком тщательном и глубоком исследовании и носит скорее субъективный характер, поэтому заключение специалиста не исключает возможность назначения судебной экспертизы);

- переводчик.

Таможенные органы, как органы дознания, вправе производить все следственные действия, указанные в действующем УПК:

1. задержать лицо по подозрению в совершении преступления;

2. производить допрос задержанного, подозреваемого лица;

3. производить личный обыск задержанного или подозреваемого;

4. следственный осмотр обнаруженных предметов контрабанды, предметов, изъятых при личном обыске и задержании подозреваемого (при этом необходимо фиксировать точные данные, касающиеся качества предметов, их назначение, фабричные маркировки и т.д.)

5. производить допрос свидетелей;

6. проводить обыски, изымать предметы и документы, которые могут иметь отношение к делу.

На каждое следственное действие составляется протокол, который подписывается всеми участниками следственного действия.

Сложная задача перед дознавателями таможенных органов возникает при возбуждении уголовного дела по факту обнаружения преступления при отсутствии лица, подозреваемого в его совершении. Успешное раскрытие таких преступлений, т.е. установление виновного лица, зависит от двух факторов.

1) От высококвалифицированного проведения осмотров как самих предметов контрабанды, так и мест их сокрытия. Их тщательный осмотр с участием специалистов поможет установить следы, оставленные контрабандистом.

2) Своевременная организация охраны места обнаружения контрабанды с целью недопущения туда посторонних лиц, которые могут уничтожить следы преступника.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело надзирающему прокурору.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

 

2.2. Протокол следственного действия по делам, отнесенным к компетенции таможенных органов

 

Каждое следственное действие выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления протоколов[17]. Протокол – документ, отражающий порядок, содержание и результаты того или иного действия, который составляют в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Закон определяет необходимые реквизиты, которые должны содержаться в протоколе, такие как место, время составления, участники того действия, по поводу которого составляется протокол, содержание самого действия, полученные результаты. В том случае, если производство действия сопровождалось использованием научно-технических средств, об этом также должно быть указано в протоколе. К протоколу прилагаются фотографические негативы, снимки, кинолента, диапозитивы, фонограммы, слепки, схемы, пленки, оттиски следов. Протокол должен быть удостоверен подписями следователя и всех лиц, участвующих в производстве соответствующего действия, которые при этом вправе давать свои замечания на запись в протоколе.

Пункт 9 ст. 166 УПК РФ содержит новое правило, которое призвано обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников и близких лиц. В этих целях в протоколе не приводятся данные о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля. Следователь, с согласия прокурора, выносит постановление, в котором приводятся причины принятия решения о сохранении в тайне этих сведений, называется псевдоним участника данного действия и приводится образец его подписи, которым он в дальнейшем будет пользоваться. Постановление помещается в запечатанный конверт, который приобщается к делу.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель не могут подписать протокол в силу физических недостатков или состояния здоровья, ознакомление с текстом протокола этих лиц производится в присутствии защитника, законного представителя или понятых, которые своими подписями подтверждают содержания протокола и факт невозможности его подписания. От приглашения постороннего лица, которое с согласия допрошенного удостоверит своей подписью правильность записи его показаний, новый УПК РФ отказался.

В случае необходимости, может быть проведен и опознание (однако, данное следственное действие не часто проводится сотрудниками таможенных органов по причине специфике расследуемых уголовных дел, которые в большинстве случаев не требуют сведений, получаемых в результате проведения опознания).

Данное следственное действие призвано получить от потерпевшего более полные сведения, а также понимание того, насколько хорошо последний помнит обстоятельства произошедшего и, следовательно, насколько критично стоит относиться к его показаниям.

Закон определяет следующий порядок проведения этого действия. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым он сможет произвести опознание. При этом обращается внимание на установление особых примет, которые позволят повысить достоверность результатов опознания.

В целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела, сотрудник таможенных органов может произвести производит осмотр места происшествия, предметов, документов (ст. 176 УПК РФ)[18].

Все виды следственного осмотра проводятся с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ. Производя осмотр, следователь обращает их внимание на обстоятельства, которые должны быть зафиксированы в протоколе. При необходимости к участию в осмотре могут быть привлечены обвиняемый, подозреваемый, специалист, потерпевший и свидетель.

Осмотр проводится, как правило, в дневное время. Осмотр предметов и документов, обнаруженных при обыске или выемке на месте происшествия, местности и в помещении, производится по месту выполнения соответствующего действия. В таком случае результаты осмотра фиксируются в протоколе указанного следственного действия. Если для осмотра предметов или документов требуется продолжительное время или имеются иные основания, следователь производит осмотр по месту производства следствия.

Протокол по сути является источником доказательств, а ни самим доказательством. Доказательствами будут являться сведения изложенные в данном протоколе. Хотя п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ он и включен в печень доказательств[19]. Исходя из ч. 8 ст. 166 УПК РФ все дополнительные носители информации о ходе и результатах следственного действия должны быть приобщены к протоколу и указываются в приложении. При этом на практике очень часто видеозапись фиксирующая ход следственного действия приобщается к делу, а не к протоколу, тем самым избегается последствия признания видеозаписи незаконной из-за несоблюдения формы протокола и исключения его из числа доказательств по делу.

В большинстве случае в ходе расследования уголовного дела, проводятся различные экспертизы с целью получения экспертного заключения в котором можно найти однозначный ответ на тот или иной вопрос, имеющий принципиальное значение для установления истины[20]. Назначение любого вида экспертизы оформляется пост<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: