Вопрос
Налоговая система России, действующая в настоящее время, создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за невыполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Для того чтобы определить пути реформирования налоговой системы РФ, необходимо, в первую очередь, проанализировать основные проблемы системы налогов и сборов нашей страны на современном этапе её развития. Среди этих проблем можно выделить следующие:
1. Уклонение от уплаты налогов
В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
На макроуровне уклонение от уплаты налогов приводит к недополучению средств в бюджет для финансирования расходов, в связи, с чем приходится вводить новые налоги либо увеличивать ставки действующих налогов и сборов.
На микроуровне неплательщики налогов оказываются в более выгодном положении по сравнению с законопослушными плательщиками, а поэтому могут провоцировать других субъектов экономической активности на аналогичные действия.
Можно выделить несколько общих принципов уклонения от налогов: - принцип «двойной» бухгалтерии - специальное занижение в одних документах результатов деятельности для представления государственным органам, а в других отражение фактического состояния дел;
|
- принцип непрозрачности: создание множества сложных схем уклонения от налогов для затруднения возможности отслеживать движение объекта налогообложения;
- принцип коррумпированности: использование должностных лиц налоговых органов и органов государственной власти в собственных целях;
- принцип общей согласованности действий: наличие неформальных правил уклонения от налогов, на основании которых действуют уклоняющиеся от налогов налогоплательщики.
Динамика налоговой преступности характеризуется ростом преступлений, связанных с полным сокрытием финансово-хозяйственной деятельности от налогового контроля, что составляет четверть всех способов уклонения от уплаты налогов, выявляемых налоговыми органами. Второе место занимают специфические способы уклонения от уплаты подоходного налога. Они составляют примерно пятую часть от общего числа налоговых правонарушений. На третьем месте- занижение выручки.
Причины уклонения от уплаты налогов:
- несовершенство налогового законодательства;
- несовершенство контроля со стороны налоговых и других государственных органов;
- нестабильное финансовое положение налогоплательщика;
- недостаточность средств у предприятий для осуществления эффективной хозяйственно-экономической деятельности.
Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают экономическую угрозу для безопасности государства. По данным ФНС России из 3,4 млн зарегистрированных в РФ юридических лиц более 0,5 млн не предоставляют налоговую отчетность, либо предоставляют "нулевой" баланс. По различным оценкам, государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся платежей.
|
Учитывая все негативные факторы такого явления, как уклонение от уплаты налогов, необходимо разрабатывать и применять на практике меры по предотвращению совершения налоговых правонарушений и преступлений.
Большинство принимаемых мер по борьбе с неуплатой налогов характеризуются тем, что они направлены не на причины, порождающие неуплату, а на воздействие и наказание тех налогоплательщиков, которые уже совершили правонарушение. В связи с этим особое внимание следует уделить методам борьбы с неуплатой налогов, носящих общий характер, которые должны быть направлены на устранение причин, порождающих неуплату налогов. К таким методам можно отнести средства политического характера, заключающиеся в использовании налогов только в финансовых, а не в политических целях; средства экономического характера, направленные на избежание установления слишком тяжелого налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и др. Но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды, которая направлена на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е. восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением.
Исходя из этого можно определить несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:
- совершенствование законодательной и нормативной базы, дающее возможность закрыть «лазейки», используемые для уклонения от уплаты налогов;
|
- ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;
- формирование современного комплекса организационных и правовых мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения.
На современном этапе Россия сотрудничает с рядом европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Формирование надежной системы противодействия уклонению от уплаты налогов предполагает осуществление ряда мер:
- обмен информацией между странами (наряду с передачей информации по запросу возможна передача информации без запроса, чтобы помочь компетентным органам другого государства начать расследование или сформулировать запрос);
- обязанность идентификации (идентификация партнеров, клиентов и иных участников сделки);
- установление истины (дополнительная проверка операций, вызывающих подозрение, силами служб внутреннего контроля);
- создание системы внутреннего контроля и подготовки сотрудников кредитных организаций.
2. Недостаточный налоговый контроль
В России налоговый контроль в сфере подоходного налогообложения ограничивается проверкой только тех лиц, которые представляют отчетность о своих доходах, в отличие от развитых стран, где система контроля в сфере подоходного налогообложения ориентирована на выявление доходов, «не заявленных» налогоплательщиками - т.е., не учтенных в зарплатных ведомостях предприятий и не указанных в налоговых декларациях граждан. При этом особое внимание уделяется гражданам, вообще не подающим налоговые декларации.
Кроме этого, в настоящее время упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.
Для решения этой проблемы следует ужесточить налоговый контроль, производить проверки всех налогоплательщиков, а не только мелких и средних. Особое внимание следует уделять тем налогоплательщикам, которые сдают «нулевой» баланс.
3. Сложность налогового законодательства
Налоговый кодекс РФ слишком объемен и труден для применения, и это существенно осложняет и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их запутанность и противоречивость затрудняют их изучение налогоплательщиком, что ведет за собой неизбежные ошибки при исчислении налогов. Это, в свою очередь, открывает неограниченные возможности для извращения сути налоговой политики и субъективного толкования законодательства.
Также наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу налоговых служб.
С целью повышения налоговой грамотности населения следует увеличить количество семинаров для налогоплательщиков, которые на постоянной основе проводят налоговые инспекции (на подобных информационных мероприятиях юридические и физические лица могут задавать свои вопросы по налогообложению и получать индивидуальные консультации специалистов налоговых органов).
Также следует упростить налоговое законодательство путем сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей; следует четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны подлежать частым изменениям.
4. Нестабильность налогового законодательства
Значительна и проблема нестабильности налогового законодательства. Налоговый кодекс несовершенен, в него постоянно требуется внесение изменений и дополнений. Ликвидация же ранее предусмотренных налоговых льгот, а также внесение поправок и изменений, имеющих обратную силу, являются дополнительным риском для инвесторов.
Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
5. Неудовлетворительные результаты работы налоговых администрации
Несмотря на многочисленный аппарат налоговой администрации, результаты его работы оставляют желать лучшего. Иногда из-за недостаточной подготовки кадров в этих органах, неумения грамотно провести проверку, ревизию многим юридическим и физическим лицам легко удается уйти от ответственности за сокрытие налогов.
Для решения данной проблемы наряду с упрощением законодательства о налогах и сборах следует повысить качество подготовки кадров, увеличить ответственность должностных лиц в сфере налогового контроля.
Вопрос
Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:
1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
3. Уменьшились ставки по некоторым налогам. Например, НДС был снижен с 20 до 18%, налог на прибыль -- с 24 до 20%.
4. Совершенствуется система налогового администрирования.
5. Критерии проверок становятся достаточно доступными.
6. Появились налоговые каникулы.
Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства, а не на придумывание нового. Налоговая политика стала более предсказуемой и планируемой.
Вопрос