Тема 2. Виды научно-исследовательских организаций в РФ и особенности управления персоналом научно-исследовательских организаций




 

Организационные формы осуществления научно-исследовательской деятельности в РФ: академии наук, НИИ, научные подразделения вузов и организаций, их классификация.

Подчиненность, структура, цели и задачи научно-исследовательских организаций. Основные проблемы их функционирования.

Категории персонала научно-исследовательских организаций. Специфика труда научных работников. Особенности творческой деятельности. Условия и организация труда научных работников. Факторы, влияющие на производительность умственного труда. Режим работы и распорядок дня. И.М. Сеченов об активном отдыхе. Типы памяти и целенаправленное использование их особенностей.

Служба управления персоналом научных организаций: цели, задачи, Функции, оргструктура.

Научная организация — организация (учреждение, предприятие), выполняющая научные исследования и разработки (ИР) в качестве основной деятельности либо имеющая в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение ИР, независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.

В отечественной статистике принята классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций.

В государственном секторе работают организации федеральных министерств и ведомств (включая Российскую академию наук (РАН) и отраслевые академии), организации органов управления республик, краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и организации местных (муниципальных) органов управления.

В предпринимательском секторе — отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, проектные и проектно-изыскательские организации, промышленные предприятия, опытные базы и т. д.

В секторе высшего образования — университеты и другие высшие учебные заведения (вузы), НИИ (Центры), конструкторские, проектно-конструкторские организации, опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные вузам и/или Госкомвузу России, клиники, госпитали, другие медицинские учреждения при вузах и т. д.

В частном (некоммерческом) секторе— добровольные научные и профессиональные бесприбыльные общества и ассоциации, общественные организации, благотворительные фонды и т. п.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские и научные организации, образовательные учреждения высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и/или научно-техническую деятельность.

Для того чтобы называться научной организацией, необходимо пройти государственную аккредитацию, осуществляемую Правительством РФ и Министерством науки и технологий Российской Федерации.

РАН-государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. Будучи высшей научной организацией России, Российская академия наук принимает участие в координации фундаментальных исследований, выполняемых за счёт средств федерального бюджета научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Нау́чно-иссле́довательский институ́т (НИИ) — государственное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок.

Научно-исследовательские и научно-технические подразделения вузов образуются решением руководства вузов. Финансирование осуществляется из различных источников, в том числе из госбюджета.

Персонал научно-исследовательской организации состоит, главным образом, из научных работников, занятых в производстве научной продукции – разработке идей, тем, проектов, составлении отчетов, пояснительных записок, чертежей и т.п. В составе научно-исследовательской организации можно выделить несколько категорий работников: научные работники, инженеры, техники, лаборанты, вспомогательный персонал.

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной или научно-технической деятельностью. Научные работники – это, как правило, специалисты из различных областей знаний, занимающиеся научными исследованиями и разработками.

Эффективность интеллектуальной научной деятельности научно-исследовательской организации зависит в основном от индивидуальных творческих способностей научных работников и степени их подготовки. Творческая деятельность научных работников осуществляется на систематической основе и направлена на увеличение объема новых знаний, на поиск новых областей прикладного применения этих знаний. Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

Научно-технический прогресс – это результат деятельности, прежде всего, творческих личностей. Почти каждое открытие или изобретение, существенно изменившее наш стиль социальной деятельности и образ индивидуального мышления, обязано личностям, а не группе даже очень талантливых людей. Это обусловливает необходимость создания таких условий индивидуального труда, при котором специалист не только становится участником постановки задачи, но и планирует работу, оценивает ее. В то же время специфика научной деятельности во многом определяется ее коллективным характером, что требует умелого сочетания в научных коллективах индивидуальной и групповой деятельности специалистов. Большое внимание уделяется психологической совместимости специалистов отдельных групп или коллективов, контактирующих в процессе работы, а также проблемам выбора или становления лидера, совершенствования стиля общения и руководства.

Работоспособность человека - умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:

физиологические - возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;

физические - воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;

психические - включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.

Умственная работоспособность − объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность. В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности.

 

В 1901-1904 годах известный физиолог Иван Михайлович Сеченов экспериментально доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности руки после утомительной работы наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей руки. Позже результаты эксперимента И.М. Сеченова стали трактоваться расширенно: лучший отдых – это смена деятельности. Активный отдых, основанный на переключении с одного вида деятельности на другой, обеспечивает высокую работоспособность и длительную работу без ощущения усталости.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти.

Особенность научной деятельности по сравнению с другими сферами человеческой деятельности усложняет процесс управления персоналом в научных учреждениях. Менеджеры высшего ранга должны быть известными учеными в своей области науки. Особые требования предъявляются к менеджерам кадровых служб научных учреждений, которые функционально переросли отделы по хранению служебной кадровой документации. Основным содержанием работы этих служб становится:

* планирование потребностей в персонале;

* активные методы набора и найма;

* анализ текучести кадров;

* повышение квалификации и развитие кадров;

* планирование служебной карьеры талантливых работников.

Делопроизводство в чистом виде в современных кадровых службах не должно превышать десятой части фонда рабочего времени, а в их состав не должны входить только конторские работники. В настоящее время в научно-исследовательских организациях кадровые службы имеют таких специалистов как психологи, консультанты по планированию карьеры, педагоги, медики и аналитики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: