Понятия «теория», «объект» и «предмет» научного исследования. Методология как учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Понятия «концепция» и «гипотеза». Связь концепции с научной проблемой. Проверка гипотезы.
Технология разрешения научной проблемы. Методы и инструменты научного исследования. Общие методы: методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Специальные методы исследования в области управления персоналом: факторный, системный, кластерный анализ, социологические исследования и др.
Методики и техники научного исследования; задачи поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования. План как система, его структура, степень детализации.
Теория – это учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют познать существующие процессы и явления, проанализировать действия различных факторов и предложить рекомендации по практической деятельности.
Объект научного исследования – это определенный элемент реальности, который обладает реальными границами, относительной автономностью существования. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.
Предмет научного исследования – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта или отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Методология – это учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности (учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности). Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследования средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения задачи. Наиболее важным в методологии является постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности.
|
Теоретическое исследование начинается с поиска. Выясняется, какая концепция, может объединить и собрать воедино все наработанные эмпирические результаты или их большую часть. Когда предметная область определена исследователем, начинается процесс построения концепции. Исследователь должен определить центральное системообразующее звено своей теории: концепцию. Формулировка концепции развивается в совокупности факторов, условий, принципов, моделей, механизмов, теорем и т.д. Иногда, если проблема исследования расчленяется на несколько относительно независимых аспектов, концепция развивается в несколько концептуальных положений – а те уже далее развиваются в совокупности принципов и т.п
Гипотеза (от греч. hypоthеsis – основание, предположение) – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена. Гипотеза всегда выходит за пределы известных фактов и является направляющей силой для проведения теоретических или экспериментальных исследований. Любая гипотеза подвергается тщательной проверке, в результате которой убеждаются, что она не противоречит никаким другим уже доказанным гипотезам и что следствия, вытекающие из нее, совпадают с наблюдаемыми явлениями.
|
Методология – это учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности (учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности). Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследования средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения задачи. Наиболее важным в методологии является постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности.
Методы исследования.
Основными общенаучными методами являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация. Синтез (от греч. synthеsis – соединение) – это метод исследования, который позволяет соединять элементы (части) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между элементами и познавать объекты исследования как единое целое. Анализ (от греч. аnаlysis – разложение) – это метод исследования, заключающийся в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта, или его признаки, свойства, отношения), при этом каждая из частей исследуется отдельно. Индукция (от лат. inductiоn – наведение) – это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Дедукция (от лат. dеductiоn – выведение) – это вывод, сделанный по правилам логики, то есть переход от общего к частному. Дедукция – это форма научного познания, когда вывод делается на основе знаний о признаках всей совокупности. Это метод перехода от общих представлений к частным. Аналогия (от греч. аnаlоgiа – соответствие, сходство) – это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке и технике. Метод аналогий является основой другого метода научного познания – метода моделирования. Моделирование (от лат. mоdulus – мера, образец) – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать все существенные черты реального объекта. Абстрагирование (от лат. аbstrаctiо – отвлечение) – это метод научного исследования, основанный на том, что при изучении какого-либо явления (процесса) не учитываются его несущественные признаки и стороны. Это позволяет упрощать картину изучения явления. Конкретизация (от лат. cоncrеtus – сгущенный, уплотненный, сросшийся) – это метод научного познания, с помощью которого выделяются существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений. Он требует учета всех реальных условий, в которых находится исследуемый объект. К методам научного познания, используемым на теоретическом уровне, относятся объяснение и формализация. Метод научного познания – объяснение, с помощью которого составляется объективная основа изучаемого явления или процесса. Оно позволяет выдвинуть гипотезу или предложить теорию исследуемого класса явлений или процессов. Формализация – это отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.), с помощью которого производится формальное исследование их свойств. Осуществляется на основе абстракций, идеализации и введения искусственных символических знаков. Гипотеза и теория, рассмотренные ранее как формы научного познания, также относятся к методам научного познания, как и наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это метод целенаправленного исследования объективной действительности в том виде, в каком она существует в природе и обществе и доступна непосредственному восприятию. Эксперимент (от лат. еxpеrimеntum – проба, опыт, чувственнопредметная деятельность в науке; в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.) – это метод научного познания, при котором происходит исследование объекта в точно учитываемых условиях, задаваемых экспериментатором, позволяющий следить за изучаемым объектом и управлять им. Преимущество экспериментального изучения объекта по сравнению с простым наблюдением заключается в следующем: – возможность изучения свойств объекта в экстремальных условиях, что позволяет глубже проникнуть в сущность явлений
|
Методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент) направлены на выявление, точное описание и детальное изучение разных фактов, явлений и процессов. Эмпирические исследования дают возможность получать разностороннюю информацию о состоянии явлений, процессов и оказывают содействие углублению их количественного и качественного анализов.
Специальные методы исследования в области управления персоналом:
Факторный анализ – обширный способ, который применяется для определения связи значениями переменных. Обычно известные переменные в большей части зависят от количества неопределенных значений, а также наличия случайных ошибок.
Факторный анализ позволяет:
Разобраться в причине ошибок.
Классифицировать факторы, влияющие на управление персоналом.
Расчет рентабельности поможет увидеть реальное состояние производства, продаж, вложений предприятия, оборота персонала, что позволяет грамотно смоделировать ситуацию, которая сложилась, и согласовать план действий.
Системный анализ главным образом характеризуется логически обоснованным и упорядоченным подходом к исследованиям проблем, а также применением возможных существующих методов их решения, которые могут разрабатываться и в рамках других наук.
Цель системного анализа – всесторонняя, полная проверка вариантов действий с позиции качественного и количественного сопоставления затрачиваемых ресурсов с получающимся эффектом.
Кластерный анализ предназначен для разбиения совокупности объектов на однородные группы (кластеры или классы). Это задача многомерной классификации данных. В менеджменте: разбиение персонала на различные по уровню мотивации группы, классификация поставщиков, выявление схожих производственных ситуаций, при которых возникает брак.
Методики и техники научного исследования; задачи поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования. План как система, его структура, степень детализации.
Методика научного исследования – это целенаправленное субъектобъектное взаимодействие, характеризующееся определенным сочетанием приемов этого взаимодействия, осуществляемых с помощью определенного инструментария в определенных условиях и предназначенное для получения определенного результата. Технологическая методология – это методика и техника исследования (набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания). Все уровни методологии педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.
Для разработки методики и способов решения проблем необходимо обобщить результаты исследования и сформировать экспертное заключение. Необходимо рассмотреть существующие методики решения исследуемых проблемы, выявленных на основе анализа критериев эффективности; дать их критический анализ, обосновать необходимость разработки методики на базе существующих или новой методики (если анализ выявил отсутствие аналогов), учитывающей специфику исследуемого объекта.
Разработать и изложить в пошаговой форме методику решения исследуемой проблемы или методические рекомендации, если этого достаточно для решения проблемы. В данном разделе также могут разрабатываться методические положения, инструкции по отдельным направлениям управления персоналом организации, различные регламенты, нормы и нормативы, квалификационные требования.
Планирование (составление плана) - важнейшая составляющая часть достижения цели. План научно-исследовательской работы разрабатывается обучающимся под руководством научного руководителя, утверждается на заседании кафедры и фиксируется по каждому семестру в отчете по научно-исследовательской работе. Как правило в нем содержатся следующие разделы: Индивидуальное задание на научно-исследовательскую работу; Рабочий график (план) проведения научно-исследовательской работы; Описательная часть; Приложения (при наличии).