Воспитание, условия формирования личности Александра II




Введение

Всегда и всем очень трудно дать объективную оценку тех или иных событий, независимо от того, когда они имели место быть, особенно, которые произошли задолго до нашего рождения, а теперь уже и несколько веков назад. Еще сложнее определить роль личности в истории, в частности, правителей России. Династия Романовых правила Россией более трех столетий, пока революция 1917 года не сбросила их с престола.

Большинство фактов, тенденций и политических событий прошлого весьма противоречивы и покрыты пеленой неизвестности.

Александр второй – один из величайших правителей России, имя которого тесно связано с важнейшими для России реформами, занимает особое место в плеяде российских правителей. Сменив на троне своего отца – Николая первого – Александр сделал для России то, на что не решался ни один из его предшественников. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных решений. Учитывая особенности государственного устройства и жизненного уклада России, движение вперед возможно было лишь при содействии монарха. Реформы составили суть его царствования.

Как самодержавный монарх великой державы Александр второй интересен и в новом измерении – европейском и даже всемирном. Современник Наполеона третьего, Вильгельма первого, Авраама Линкольна, он жил и правил в эпоху крупномасштабных и всемирно значимых событий – Гражданской войны в США, Франко-Прусской войны, Парижской коммуны, и др.Позиция императора в международных делах. Его личные качества оказывали немалое влияние на баланс сил на мировой арене.

Император России Александр Второй был очень многосторонним человеком, именно поэтому, изучая его личность и жизненный путь, я ставлю целью показать и оценить его роль как человека и государственного деятеля, сыгравшего большую роль в преобразованиях Российского государства второй половины девятнадцатого века.

В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать императора как личность;

2. Выделить роль правителя во внутренней политике, подчеркнуть значение его преобразований;

3. Отобразить основные направления внешней политики России в период его царствования;

4. Подвести итоги правления императора России Александра Второго.

При написании данной работы в качестве источника использованы воспоминания французского дипломата в России Мориса Палеолога «Роман императора», посвященные годам правления Александра Второго, а также его личной жизни. В этом исследовании были использованы следующие монографии: А. П. Корелин «Российские самодержцы», Леонид Ляшенко ЖЗЛ «Александр второй», Г.Чулков «Императоры: психологические портреты», М.Г.Давыдов «Российские государи 1598-1917 годы»

Воспитание, условия формирования личности Александра II

Александр Николаевич, родился в 1818 году в семье отца Николая Первого и матери Александры Фёдоровны. Воспитателем и наставником юного наследника был известный поэт Василий Андреевич Жуковский, под руководством которого Александр рос справедливым и мужественным человеком. Он был старшим сыном в семье императора. Являясь первенцем в семье великого князя Николая Павловича, уже через несколько дней после рождения он был назначен шефом лейб-гвардии Гусарского полка, в 7 лет пожалован чином корнета, позднее чинами подпоручика, поручика, штаб-ротмистра, ротмистра.

В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. Наставником цесаревича был Жуковский В.А., воспитателем - Медер К.К., среди учителей - генерал Ушаков П.П. (главный воспитатель), Сперанский М.М. (законодательство), Арсеньев К.И. (статистика, история), Конкрин Е.Ф. (финансы), Брунов Ф.И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее.

Хорошо знал Александр такие предметы, как русский язык, географию, этнографию, философию, логику, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию. Свободно говорил на французском, немецком, английском, польском языках.

В отдельную группу выделялись предметы, и занятия, направленные на развитие природных дарований: музыка, фехтование, плавание рисование, гимнастика и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение, декламация. Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.

Воспитательные усилия Николая были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких ''уроков'', данный Александру в связи с известием, что французский король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией. Николай I сказал по этому поводу: '' Сын мой! Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один день шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но на ступенях трона''.

Когда цесаревич достиг совершеннолетия, высшие сановники прочитали ему курс лекций о законе и праве, о финансах, основах политики и стратегии России, что в дальнейшем сыграло значительную роль в управлении Российским государством.

Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также между учителями и наставниками и их воспитанниками.

Александр был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры,

храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако отмечалось и отсутствие усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам.

В 1839 г. он назначается присутствующим в Государственный Совет, на следующий год - членом Государственного Совета. В 1842 г. по случаю двухмесячного отъезда Николая из столицы на Александра Николаевича впервые возлагается решение всех государственных дел по Комитету министров, Государственному Совету, министерствам. В последующие годы это становится правилом.

Наследнику поручаются все более важные дела, среди которых особое значение имел крестьянский вопрос. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В.А.Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере. Составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя.

Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом».

Ещё 4 мая 1834 года шестнадцатилетний Александр был объявлен совершеннолетним и ему было дано символическое назначение – адъютанта и атамана казачьих войск. После возвращения из Европы наследник получает более серьезные должности: с 1839 года он присутствующий в Государственном совете, с 1840 года Комитете министров. В 1846 году отец назначает его председателем Секретного комитета по крестьянскому делу, через два года он возглавляет комитет, в ведении которого вопросы жизни дворовых людей.

В 1844 году Николай пожаловал сыну звание полного генерала пехоты. В 1849 назначен на пост начальника военных учебных заведений. С 1852 года сделал Главкомом гвардейским и гренадерским корпусами.

Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. До конца 1837года он посетил двадцать девять Российских губерний, а также Закавказье и Тобольск.

Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов внутренних реформ, в первую очередь освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: