Сенсорно-перцептивные психические образования представляют собой конкретно-чувственный уровень отражения внешней и внутренней сред организма. Именно эти компоненты психической организации человека наиболее тесно связаны с преобразованием информации, поступающей непосредственно из окружающего нас мира. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
В качестве особенных сенсорно-перцептивных психических образований выступают ощущение и восприятие. Оба этих познавательных процесса относятся к конкретному уровню отражения действительности, поскольку работают при непосредственном контакте материальных раздражителей с органами чувств человека. При помощи ощущения мы получаем информацию об отдельных свойствах объектов и явлений, а восприятие помогает строить уже целостные образы объектов окружающего мира.
Сенсорно-перцептивные системы дают возможность организму получать информацию, необходимую для выживания. Например, у лягушки, которая питается насекомыми, глаза имеют рецепторные клетки, реагирующие только на маленькие темные объекты, которые движутся. Лягушка могла бы умереть с голода в окружении мух, которые не летают, но как только мимо пролетает муха, клетки-«детекторы» реагируют мгновенно.
Ощущение и восприятие являются фундаментом познавательной деятельности человека, которая включает и такие сложные психические процессы, как мышление, память и воображение.
Многие данные свидетельствуют о том, что сенсорно-перцептивные процессы, будучи отражением объективной действительности и регуляторами деятельности, относятся к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубокими слоями целостной структуры человеческого развития личности.
|
Восприятие как интегральный образ и регулятор действий (трудовых, коммуникативных, гностических, игровых, учебных и т.д.) составляет обязательный и активный компонент каждой из социальных деятельностей человека. Вместе с тем именно в процессе этих деятельностей формируется система операций, обеспечивающих адекватность, сеективность и другие свойства восприятия. Благодаря разнообразию практических отношений человека к действительности (через деятельность) восприятие участвует в удовлетворении человеческих потребностей и само становится фактором их развития. Восприятие как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание весьма различных образований – функциональных, операционных и мотивационных.
Значимость конкретно-чувственного познания хорошо заметна при исследовании феномена так называемой сенсорной депривации.
Сенсорная депривация – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.
Экспериментальные исследования сенсорной депривации начались в середине ХХ века учеными из американского университета Мак-Гилла. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. К удивлению ученых, большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. Сознание. Лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе, как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. На основании этого опыта был сделан вывод о чрезвычайной важности внешней сенсорной стимуляции для нормального функционирования сознания.
|
Дальнейшие исследования показали, что в результате пребывания в условиях сенсорной депривации существенно изменяется восприятие, особенно зрительное: восприятие цвета, формы, размера и расстояния. Иногда наблюдалась утрата константности восприятия, при этом плоские поверхности воспринимались как изогнутые. Сенсорная депривация приводила к изменениям восприятия и времени: короткая – к завышению, а длительная – к занижению временных интервалов.
Известный спелеолог Сиффр не различал зеленого и синего цвета еще целый месяц после двухмесячного дефицита информации вследствие одиночного пребывания в пещере. У участников антарктических экспедиций, работавших в условиях крайне однородной в зрительном отношении среды, отмечалась склонность переоценивать размеры предметов и недооценивать расстояние до них, а также изменение восприятия скорости движения.