Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
1.Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме.
2. Норма литературного языка и способы ее усвоения
3.Особенности русского ударения. Орфоэпическая норма.
4.Лексика и фразеология.
5.Слово, его лексическое значение.
6.Выразительные возможности лексики и фразеологии.
7.Профессиональная лексика и научная терминология.
8.Лексическая норма. Лексические ошибки и их исправление.
9.Неологизмы, архаизмы, историзмы.
10.Диалектные слова и их роль в современном русском литературном языке.
11.Понятие синонимов, антонимов, омонимов.
12.Паронимы и их употребление.
13.Причины нарушений лексических норм: смешение паронимов, плеоназм, тавтология, анахронизм и др.
14..Словообразование. Способы словообразования.
15.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
16. Морфологическая норма и нарушение ее в речи.
17.Особенности образования форм прилагательных. Ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных.
18.Имя числительное и использование числительных в речи. Особенности сочетания числительных и существительных.
19.Предупреждение ошибок в образовании и употреблении числительных.
20.Синтаксис. Основные синтаксические единицы.
21.Словосочетание.Виды связи в словосочетании.
22.Выразительные возможности русского синтаксиса.
23.Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии.
24.Принципы русской пунктуации.
25.Пунктуация в простом предложении. Виды обособления в простом предложении.
26.Пунктуация в сложном предложении.
27.Чужая речь. Способы оформления своей и чужой речи.
28.Функциональные стили русского языка.
|
29.Текст и его структура. Типы речи.
30.Стилистические нормы.
31.Особенности публицистического стиля. Употребление слов и синтаксических конструкций, характерных для стиля.
32.Особенности научного стиля речи. Употребление слов и синтаксических конструкций, характерных для стиля.
33.Особенности официально-делового стиля речи. Употребление слов и синтаксических конструкций, характерных для стиля.
Комплект заданий для проведения дифференцированного зачета.
Пояснительная записка.
Данная работа направлена на выявление уровня усвоения учебного материала за семестр по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся. Задания, представленные в работе, определяют уровень сформированности следующих компетенций: языковой, социокультурной, лингвистической. Работа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Работа предполагает письменный ответ и состоит из 3-х заданий практического характера.
Практическое задание № 1
1.Отметить прилагательные, которые употреблены в переносном значении: бархатный голос, бархатное платье, бархатные глаза, бархатный сезон, бархатная кожа, бархатный занавес.
2.Отметить номера с речевыми ошибками:
а) Больной был госпитализирован в больницу.
б) Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
3.Выберите подходящий по смыслу синоним:
а) эффектный, эффективный (метод);
б) коренные, корневые (побеги).
|
Практическое задание № 2
1.Определите значение слов, составьте с ними словосочетания: истекший - истёкший, небо-нёбо, железка-желёзка.
2.Отметить прилагательные в сравнительной степени:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
3.Определите функции знаков препинания в предложении:
а) Я крикнул, они побежали.
б) Я крикнул - они побежали.
в) Я крикнул: они побежали.
Практическое задание № 3
1.В каком предложении устаревшее слово «ныне» используется неуместно?
а) Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам….
б) А воз и ныне там.
в) Ныне в университете был день открытых дверей.
2.В каком предложении речевая ошибка? Исправьте.
а) В том году сильные морозы начались в начале января.
б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.
3.Определить виды омонимов: течь – течь; лук – луг; ве́рхом – верхо́м; плот – плод.
Практическое задание № 4
1.Какая особенность русского ударения использована в словах:
ви́дение - виде́ние, про́пасть - пропа́сть, бе́гом - бего́м.
2. Найдите неправильный ответ:
К среднему роду относятся:
время, городишко, дитя, умишко, солнышко, пепелище.
3.Объяснить значение новых фразеологизмов: детский сад, каменный век, пожарная команда.
Практическое задание № 5
1. Раскрыть лексическое значение слов. Какое из них имеет значение: «сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг чего - либо»: кураж, мираж, ажиотаж, антураж.
2. Определить стиль речи, указать признаки различных стилей:
а) Град – атмосферный осадок в виде небольших ледяных шариков.
б) – А дождь-то, видать, с грозой. Под укрытие пора.
- Да, ничего.
- Ничего. Град – то голову тебе враз обмолотит.
в) Дождь был холодный, заставил удирать к лесной полосе. Не успели мы отдышаться в сыром кленовом полумраке, из дождя начали выпадать градины. Сначала они были маленькие, матовые, потом покрупнее.
3. Найти ошибки в согласовании прилагательного с существительным:
черный вуаль, красивая тюль, болезненный мозоль, справедливое жюри,
любимое дитя.