Организация и проведение лабораторных работ




КОМИТЕТ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЫБОРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

 

Выборг, 2018 г.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;

- Уставом колледжа и иными локальными нормативными актами.

1.2. Лабораторные работы и практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование общих и профессиональных компетенций. Лабораторные работы и практические занятия составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Семинарское занятие является видом практических занятий.

1.3. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько лабораторных заданий, одно или несколько практических заданий под руководством педагогического работника в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

1.4. Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий проводится с целью:

· формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;

· формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины и/или профессионального модуля;

· обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

· совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

· развития интеллектуальных умений обучающихся: аналитических, проектировочных, конструктивных и проч.;

· выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, креативность.

1.5. При проведении лабораторных работ и практических занятий при реализации основных образовательных программ учебная группа может делиться на подгруппы.

Перечень учебных дисциплин (профессиональных модулей), по которым осуществляется деление на подгруппы,отражается в рабочем учебном плане, утверждаемом руководителем образовательной организации среднего профессионального образования.

Планирование лабораторных работ и практических занятий

2.1. Состав заданий для лабораторной работы и практического занятия планируется с расчетом, чтобы за отведенное время задания могли быть качественно выполнены большинством обучающихся.

2.2. Содержание лабораторных работ и практических занятий по предмету, учебной дисциплине, профессиональному модулю должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым они ориентированы.

2.3. При планировании состава и содержания лабораторных работ, практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

2.3.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работявляется экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей, зависимостей).

2.3.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений (профессиональных умений) выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности или учебных умений по освоению содержания учебных дисциплин.

2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и проч.

2.4.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ разработчик руководствуется сложностью учебного материала: для усвоения содержания в целом; для понимания внутри предметных и межпредметных связей; для понимания значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности. При выборе содержания и объема лабораторных работ разработчик ориентируется на то, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании предмета, учебной дисциплины, профессионального модуля.

2.4.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью – подтверждением теоретических положений – в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения инавыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдение, сравнение, анализ, установление зависимости, обобщение, оформление результатов и проч.).

2.5. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документацией и проч.

2.5.1. При разработке содержания практических занятий учитывается, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатываются способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения обучающихся.

2.5.2. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, практики, подготовки выпускных квалификационных работ.

Организация и проведение лабораторных работ

И практических занятий

3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия проводится в специально оборудованных учебных лабораториях (учебных мастерских). Продолжительность – не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый педагогическим работником, а также организацияобсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных аудиториях или специально оборудованных помещениях (площадках и проч.). Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся являются инструктаж, проводимый педагогическим работником, а также анализи оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.

3.3. Выполнению практических и лабораторных работ предшествует проверка знаний обучающихся – их теоретической готовности к выполнениюзадания.

3.4. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично- поисковый и поисковый характер.

3.4.1. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

3.4.2. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при ихпроведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан подробный алгоритм выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и проч.

3.4.3. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую задачу (проблему), опираясь на имеющиеся уних теоретические знания.

При планировании по выполнению практических и лабораторных работразработчик находит оптимальное соотношение репродуктивных, частично- поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальнойдеятельности.

3.5. Формы организации обучающихся при проведении лабораторных работ и практических занятий: фронтальная, групповая и индивидуальная.

3.5.1. При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

3.5.2. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами (бригадами) по 2-5 человек.

3.5.3. При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет собственное индивидуальное задание.

3.6. Для повышения эффективности проведения по выполнению практических и лабораторных работ реализовываются:

· подготовка сборников задач, заданий и упражнений;

· разработка контрольно- диагностических материалов (фондов оценочных средств) для контроля за подготовленностью обучающихся к выполнению практических и лабораторных работ, в том числе в форме тестовых материалов для автоматизированного контроля;

· подчинение методики проведения практических и лабораторных работ ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;

· применение сочетания коллективных и групповых форм работы, а также максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;

· проведение практических и лабораторных работ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей,

· подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих вболее быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические и лабораторные работы.

3.7. Оценки за выполнение практических и лабораторных работ учитываются как результат текущего контроля знаний обучающегося, который проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение учебной дисциплины, предмета, профессионального модуля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: