УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ »
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки «Психология профессионального образования»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Психологическая служба в профессиональном образовании ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 25 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор:
кандидат психологических наук, доцент,
доцент каф. ППР Е.В. Лебедева
кандидат психологических наук, доцент,
доцент каф. ППР О.В. Мухлынина
Рецензент:
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и психологии управления департамента психологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета | Э.Э. Сыманюк |
Одобрена на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол № 16 от 14 апреля 2016 г.
Заведующий кафедрой психологии
образования и профессионального
развития Э.Ф. Зеер
Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования. Протокол № 8 от 29 апреля 2016 г.
Председатель методической комиссии
Института ППО В.В. Пузырев
Зам. директора Научной библиотеки Е.Н. Билева
Директор Института ППО И.И. Хасанова
|
© ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2016
© Е.В. Лебедева, О.В. Мухлынина, 2016
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цельюосвоения дисциплины «Психологическая служба в профессиональном образовании» является формирование у будущих педагогов-психологов знаний и умений по вопросам создания и функционирования психологической службы для оказания помощи различным категориям людей, а также активизация процессов формирования собственной профессиональной идентичности студентов.
Воспитательной целью дисциплины является развитие профессиональной компетентности и психологической культуры, формирование профессиональной позиции бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Задачи:
· изучение способов построения и организации психологической службы в условиях образовательных учреждений и промышленных предприятий;
· изучение специфики направлений деятельности психологической службы;
· формирование у студентов профессионального представления о специфике и видах психологической помощи, умений оказания психологической помощи различным категориям людей;
· формирование навыков построения коррекционных и развивающих программ;
· развитие профессиональной рефлексии.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВО
Данная учебная дисциплина входит в Профессиональный цикл и относится к вариативной части дисциплин.
Для освоения дисциплины необходимы знания, полученные при изучении следующих дисциплин: «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Управление персоналом образовательных учреждений», «Психология развития», «Педагогическая психология».
|
Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Основы профессионального консультирования», «Психология профессионального образования», а также для прохождения производственной и квалификационно-педагогической практики.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Профессиональные компетенции, формируемые в процессе освоения дисциплины
– способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-21);
– способность применять психолого-педагогические технологии решений типовых задач социально-профессионального развития и обучения учащихся, а при необходимости корректировать деструктивные тенденции развития (ПСК-4);
– способность проектировать индивидуальные траектории профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей и потребностей СПО (ПСК- 5).
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
– цели и задачи, а также основные виды деятельности практического психолога в образовательных организациях;
|
– нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность служб психологической помощи;
– принципы и формы организации психологической службы;
– требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога;
– регламентацию отношений практического психолога с заказчиками и клиентами.
уметь:
– выделять актуальные и перспективные направления в деятельности психологической службы;
– решать типовые задачи в рамках основных направлений профессиональной деятельности психолога в образовательных организациях;
– осуществлять практическую психологическую работу с участниками образовательного процесса;
– оформлять программу психологического обследования и заключения по результатам обследования;
– рассчитывать трудоемкость различных видов работы практического психолога и осуществлять планирование деятельности.
владеть:
– навыками работы с документацией практического психолога;
– технологиями, методами и методиками работы практического психолога в составе психологической службы;
– практическими навыками организации психологической службы в образовательных организациях.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объемы учебной работы | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Семестр | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
семинарские занятия | - | - |
лабораторные работы | - | - |
текущие консультации | - | - |
другие виды аудиторных занятий | - | - |
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | - | - |
контрольная работа | - | |
домашние задания | ||
подготовка к зачету | ||
Вид итогового контроля | зачет | зачет |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для очной формы обучения
Таблица 2
Разделы учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||
1. История и современное состояние психологической службы в России и за рубежом. | Еженед. | Изучение теоретического курса. Участие в дискуссии, подготовка презентации. Входной контроль знаний. | ||||
2. Психологическая служба в системе образования | Еженед. | Изучение теоретического курса. Выполнение творческих заданий, участие в групповой дискуссии. | ||||
3. Деятельность практического психолога образования. | Еженед. | Участие в групповой дискуссии.Текущий контроль(дидактический тест). | ||||
4. Психологическая служба промышленных предприятий Специализированные психологические службы. | Еженед. | Подготовка и выступление с докладом. | ||||
Итого: | Зачет |
4.3. Содержание и тематическое планирование дисциплины для заочной формы обучения
Таблица 3
Разделы учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||
1. История и современное состояние психологической службы в России и за рубежом. | - | Еженед. | Изучение теоретического курса. Участие в дискуссии, подготовка презентации. Входной контроль знаний. | |||
2. Психологическая служба в системе образования. | Еженед. | Изучение теоретического курса. Выполнение творческих заданий, участие в групповой дискуссии. | ||||
3. Деятельность практического психолога образования. | Еженед. | Участие в групповой дискуссии.Текущий контроль(дидактический тест). | ||||
4. Психологическая служба промышленных предприятий. Специализированные психологические службы. | Еженед. | Подготовка и выступление с докладом (защита контрольной работы). | ||||
Итого: | Зачет |
Матрица компетенций
Таблица 4
Разделы учебной дисциплины | Компетенции | ||
ПК-21 | ПСК-4 | ПСК-5 | |
1. История и современное состояние психологической службы в России и за рубежом. | + | + | |
2. Психологическая служба в системе образования. | + | + | + |
3. Деятельность практического психолога образования. | + | + | + |
4. Психологическая служба промышленных предприятий. Специализированные психологические службы. | + |
Содержание дисциплины