Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа (из расчёта 6 учебных часов в неделю, длительность учебного года – 34 недели).
Введение 34-недельного учебного года закреплено следующими документами:
- Типовым положением об общеобразовательных учреждениях (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196) (с изменением от 23.12.2002г.);
- приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска от 10.12.2009 №1510;
- Уставом МОУ г. Мурманска Гимназия №9.
В год – 204, из них на развитие речи – 37, уроков национально-регионального компонента – 10% - 20 ч.
В неделю – 6 часов
Разделы науки о языке | Дидактические единицы рабочей программы | ||||||||||||
О языке | Язык - важнейшее средство общения в определенном национальном коллективе | ||||||||||||
Фонетика. Орфоэпия | Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипций. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни; Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания | ||||||||||||
Морфемика | Отличие морфемы от других языковых единиц, Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания | ||||||||||||
Лексика. Словообразование. Правописание. | Лексикология как раздел науки, о языке. Лексика как словарный состав, Совокупность слов данного языка. Отличие слова от других языковых единиц» Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность
|
объектов и признаков). Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов.. Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи: Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения, неоправданного повтора. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; Основные способы словообразования. | ||
Грамматика. Морфология | Морфология. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система, частей речи, в русском языке. Грамматическое значение слова него отличие от лексического значения | |
Имя существительное | Существительное Общего рода: Существительные, не имеющие родовой характеристики. Правильное употребление имени существительного в речи | |
Имя прилагательное | Зависимость рода, числами падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи | |
Глагол | Правильное употребление глаголов в речи | |
Синтаксис | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений | |
|
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
• воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, к оммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.
Данные цепи обусловливают решение следующих задач:
• развитие всех видов речевой деятельности; чтение, аудирование, говорение, письмо;
• формирование общеучебных умений навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение, нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.