Африканская безъядерная зона




Роль безъядерных зон в обеспечении международного режима ядерного нераспространения.

План занятия:

1. Безъядерная зона
2. Соглашения о безъядерных зонах
3. Африканская безъядерная зона
4. Бангкокский договор
5. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии
6. Проблемы ядерной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке
7. Южная Азия
8. Северо-Восточная Азия
9. Современное состояние вопроса о нераспространении ракетных технологий.

1. Безъядерные зоны — зоны, свободные от размещения ядерного оружия, создание которых уменьшает возникновение ядерного конфликта, укрепляет безопасность входящих и них стран, содействует реализации целей Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г.

При создании Б.з. ядерные государства берут на себя обязательства не передавать участникам зоны ядерного оружия и контроля над ним, не помогать им в обзаведении ядерным оружием, не размещать в ней такое оружие, отказываются от применения или угрозы применения ядерного оружия против стран — участниц зоны.
Безъядерная зона — зона, регион (район), на территории которого в договорном порядке запрещено размещение ядерного оружия, средств его доставки к целям, проведение испытаний и производства ядерных боеприпасов. При этом ядерные государства принимают на себя определённые международно-правовые гарантии как в отношении других государств, так и собственных территорий, входящих в безъядерные зоны.

Они обязуются не применять ядерное оружие против государств-участниц безъядерной зоны, не вводить в эти страны корабли и части, оснащённые ядерными боеприпасами и ядерными энергетическими установками, не передавать участникам зоны ядерное оружие, не помогать им в создании своего ядерного потенциала.

На 2009 год безъядерными зонами были объявлены:

· Район Антарктики (Договор 1959 года);

· Латинская Америка (Договор Тлателолько 1967 года);

· Южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 года);

· Юго-Восточная Азия (Бангкокский договор 1995 года);

· Африка (Договор Пелиндаба 1996 года);

· Средняя Азия (Семипалатинский договор 2007 года);

Статус безъядерного государства имеют Монголия и Беларусь.

Создание безъядерных зон способствует укреплению доверия между государствами, обеспечению безопасности, соблюдению режима нераспространения ядерного оружия.

Большое значение в деле нераспространения ядерного оружия и обеспечения глобальной безопасности имеет процесс создания зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО).

Соглашения о безъядерных зонах имеют важные международно-правовые признаки и каждый свои обязанности - целью которых является:

§ прекращение распространения ядерного оружия;

§ борьба с ядерным терроризмом;

§ запрещение испытания ядерного оружия в обусловливаемых территориях;

§ запрещение производства ядерного оружия в обусловливаемых зонах иностранного производства;

§ запрещение транспортировок ядерного оружия через территорию обусловливаемой зоны;

§ развитие атомной индустрии в мирных целях.

Африканская безъядерная зона


Принятое в 1991 г. решение ЮАР о присвоении к ДНЯО открыло возможности по созданию безъядерной зоны на Африканском континенте. В апреле 1998 г. группа экспертов Организации африканского единства (ОАЕ) на встрече в г. Хараре (Зимбабве) приняла решение начать процесс выработки проекта договора о создании безъядерной зоны. На 1994 г. были запланированы две встречи группы экспертов и ко времени встречи на высшем уровне государств (ОАЕ) предполагалось подготовить окончательный вариант текста, уже готовый к подписанию.

Договор состоит из преамбулы и 22 статей, а также Приложений и трех Протоколов.

Статья II Договора определяет территорию Африки, как свободную от ядерного оружия.

Статья III Договора определяет, что каждый участник Договора обязуется не разрабатывать, не производить, не владеть и не контролировать любые ядерные взрывные устройства и не оказывать какой-либо поддержки в отношении любых видов деятельности, связанной с такими устройствами.

Статья IV определяет, что каждый участник Договора не предоставляет своей территории для размещения на ней ядерных взрывных устройств.

Статья V запрещает деятельность, связанную с проведением ядерных испытаний.

Статья VIII отмечает, что Договор не препятствует использованию ядерных исследований и технологий в мирных целях.

Договор был открыт к подписанию 11 апреля 1996 года в Каире, где и был подписан 43 государствами. В настоящее время его участниками являются 53 государства. Договор не вступил в силу, так как не был ратифицирован необходимым числом участников. Депозитарий Договора - Генеральный секретарь Организации Африканского единства.

Протокол к Договору был подписан 5 официальными ядерными государствами. При этом, по мнению России, необходимо внесение большей ясности в отношении статуса острова Диего-Гарсия, который контролируется Великобританией и используется как база ядерных вооружений США.

Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Африке (African Nuclear-Weapon-Free Zone Treaty). Открыт для подписания 11 апреля 1996 г., подписан 51 из 53 африканских государств (в дальнейшем Мадагаскар и Экваториальная Гвинея заявили о присоединении), но в силу на 1 января 2009 г. не вступил – вступит в силу в день сдачи на хранение 28-й ратификационной грамоты (на 1 декабря 2008 г. ратифицирован 26 государствами). Назван по месту согласования текста к июню 1996 г. – г. Пелиндаба (ЮАР). Два протокола к П. д. подписаны «ядерной пятеркой», третий – Францией, как государством, несущим международную ответственность за расположенные в регионе территории (Испания не подписала протокол). Соответствующие протоколы ратифицированы Китаем, Францией и Великобританией.

Решительное продвижение к выработке договора стало возможным после 26 февраля 1990 г., когда президент ЮАР Ф. де Клерк дал указание о ликвидации шести единиц ядерного оружия (ЯО), тайно созданного в 1979–1989 гг. После конверсии военных ядерных объектов и присоединения ЮАР к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) выработка документа о зоне, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), в регионе не выявила серьезных противоречий.

Новыми элементами стали обязательства участников П. д. декларировать любую имеющуюся возможность производства ядерных взрывных устройств [ЯВУ, см. Ядерное взрывное устройство] (Ст. 6.а) и поддерживать высочайший уровень безопасности и эффективную физическую сохранность ядерных материалов, объектов и оборудования (Ст. 10). П. д. – единственный из договоров о создании ЗСЯО, предусматривающий запрещение исследований в отношении любого ЯВУ любыми средствами и в любом месте (Ст. 3.а).

Авторы П. д. используют термин «ядерное взрывное устройство» (независимо от целей его возможного использования), охватывающий все ЯВУ, в т. ч. в разобранной или частично собранной форме (Ст. 1.с). Специальная Ст. 6 посвящена «объявлению, демонтажу, уничтожению или конверсии ядерных взрывных устройств и объектов для их производства», что связано с южноафриканским опытом.

Договор не распространяется на океанические районы за пределами территориальных вод участников. По требованию государства Маврикий, претендующего на удерживаемый Великобританией архипелаг Чагос, он также включен в состав африканской ЗСЯО. В число островов архипелага входит Диего-Гарсия, на котором развернута военная база США.

Оригинальным стало положение П. д., запрещающее вооруженное нападение средствами обычного или иного оружия на ядерные объекты в африканской зоне (Ст. 11). Захоронение радиоактивных отходов (РАО) полностью запрещено в пределах ЗСЯО, причем стороны обязались эффективно осуществлять меры, предусмотренные Бамакской конвенцией о и использованием внутри Африки запрете на ввоз в Африку и о конт-опасных отходов (1991 г.), в части, роле за трансграничной перевозкой касающейся РАО (Ст. 7).

 

Бангкокский договор - Договор о безъядерной зоне в юго-восточной Азии. Договор открыт для подписания с 15 декабря 1995 года. Вступил в силу 28 марта 1997.

В договоре участвуют 10 государств - Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. К настоящему времени никто из стран, официально обладающих ядерным оружием, не подписал протоколы, в основном из-за американских и французских претензий касательно определенных обязательств в отношении безопасности и расширенной территории, которая включает исключительные экономические зоны.

Договор о зоне заключен на постоянной основе и срок действия не оговорен. Договором подразумевается создание Комиссии по безъядерной зоне в юго-восточной Азии и Исполнительного Комитета. Обязательства по договору аналогичны обязательствам по остальным БЗ, в том числе запрет на захоронение ядерных отходов в море, и запрет на любыеядерные взрывы. В БЗ по договору входят территории государств, континентальные шельфы, а также исключительную экономическую зону сторон.

Контроль за исполнением договора ведется с помощью предоставления отчетов, а также применяются наблюдатели МАГАТЭ. Разрешение движения иностранных кораблей и самолетов с ядерными зарядами на борту остается на усмотрение стран-участников договора. Протокол открыт для подписания Китаем, Францией, Россией, Великобританией и США. Они возьмут на себя принимать во внимание Договор и не содействовать любому акту, который противоречит договору. Они также обязуются не использовать и не угрожать использованием ядерного оружия государствам БЗ, а также на территории БЗ.

В июле 1999 министры иностранных дел государств-участников впервые собрались в составе комиссии по безъядерной зоне в юго-восточной Азии. Комиссия постановила подготовить предварительные правила всех необходимых действий в соответствии с соглашением, в том числе консультации с ядерными державами, МАГАТЭ и другими заинтересованными сторонами. Работа комиссия была осуществлена одновременно с региональным форумом АСЕАН в Сингапуре. На этой встречи Китай согласился подписать протоколы, как и Индия. Однако Индия не попадает под определение ядерной державы в договоре о нераспространении ядерного оружия, поэтому разрешить Индии подписать протокол было бы юридическим нарушением обоих договоров.

Идея создания БЗ была озвучена еще в 1971 году, когда 5 участников встречи АСЕАН в Куала Лумпур подписали декларацию зоны АСЕАН как зоны мира, свободы и нейтральности. Бангкокский договор – серьёзный шаг на пути становления этой зоны.

Этот договор содержит 2 элемента, которые выходят за рамки традиционных договоров о БЗ:

1. Зона включает не только территории стран-участников, но также континентальные шельфы и исключительные экономические зоны (200 миль)

2. На ядерные державы налагается обязательство не использовать ядерное оружие против любой страны-участницы на территории соглашения.

В остальных аспектах этот договор повторяет предыдущие. Поэтому же ядерные державы не подписали протоколы из-за протестов против включения континентального шельфа и исключительной экономической зоны, и против ограничения не использовать ядерные оружие в зоне и из зоны против целей за ее пределами.

Бангкокский договор не имеет специального секретариата, но комиссия на уровне министров иностранных дел и группа экспертов следит за исполнением договора.

Нет установленной даты воплощения договора, но стратегия АСЕАН до 2020 подразумевает, что все ядерные державы останутся верными протоколу и регион сможет быть свободным от ОМУ.

Договор о зоне, свобод ной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Treaty on the Southeast Asia Nuclear-Weapon-Free Zone). Подписан 10 странами региона (Бирма, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) 15 декабря 1995 г. в Бангкоке (Таиланд) [отсюда название]. Вступил в силу 27 марта 1997 г. (ратифицирован всеми подписавшими его государствами). Ядерные державы не подписали Протокол к Б. д., где, в частности, содержится обязательство «не прибегать к применению или угрозе применения ядерного оружия в зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии» (Ст. 2). Ядерные державы не удовлетворены определением понятия зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), в Юго-Восточной Азии, данным в Ст. 1.а и 2.1 Договора, охватывающим, помимо территорий стран-участниц, «их соответствующие континентальные шельфы и исключительные экономические зоны (ИЭЗ)». Переговоры между ядерными державами и государствами – участниками Б. д. до 1 января 2009 г. не привели к устранению разногласий.

Определение понятия ядерного оружия (Ст. 1.с) фактически приравнивает его к понятию ядерного взрывного устройства и тем самым снимает вопросы о возможности ядерных взрывов в мирных целях.

Стороны Б. д. обязуются содействовать сохранению эффективности международной системы нераспространения, основывающейся на Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и системе гарантий МАГАТЭ (Ст. 4.2.d). От государствучастников требуется заключить соглашение с МАГАТЭ о всеобъемлющих гарантиях не позднее, чем через 18 мес. после вступления Б. д. в силу (Ст. 5). На 1 января 2008 г. такие соглашения действовали для всех участников Договора. Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины подписали с МАГАТЭ Дополнительный протокол о гарантиях, однако лишь Индонезия ввела его в действие. Система гарантий МАГАТЭ подкрепляется на региональной основе отчетами и обменом информацией, процедурой разрешения споров.

Особенностью Б. д. является развитая система запросов о разъяснении и расследовательских миссиях (Ст. 10.2.с, 10.2.d, 12, 13 и Приложение). В соответствии со Ст. 7 государство-участник может, в частности, самостоятельно принимать решение о приеме иностранных судов и летательных аппаратов в своих портах и на аэродромах (проблема транзита ядерного оружия).

Нововведением Б. д. являются обязательства государств-участников, желающих приступить к осуществлению собственной мирной ядерной программы, «провести тщательную оценку своей программы на предмет обеспечения ядерной безопасности в соответствии с руководящими принципами и нормами, рекомендованными МАГАТЭ» (Ст. 4.2.b), и закрепленное в Ст. 6. обязательство о присоединении к Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. (см. о ней в ст. Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и об оперативном оповещении о ядерной аварии). Запрещено избавляться от радиоактивных отходов или материалов на суше, однако не затрагивается право на захоронение таких отходов и материалов «в соответствии с нормами и процедурами МАГАТЭ» в земле на собственной территории или на территории другого согласного государства, если речь идет о мирном использовании ядерной энергии, в частности, в целях «экономического развития и социального прогресса» (Ст. 3.3, 4.1 и 4.2.е).

Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (Treaty on a Nuclear-Weapon-Free Zone in Central Asia, CANWFZ). Подписан 8 сентября 2006 г. в Семипалатинске (Казахстан). Соответствующая инициатива была выдвинута президентом Узбекистана И.А. Каримовым в 1993 г. Центрально-Азиатская зона, свободная от ядерного оружия (ЦАЗСЯО), охватывает Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

В соответствии с С. д. договаривающиеся стороны обязуются не осуществлять исследований, разработки, производства, накопления запасов или иного приобретения, владения или контроля над любым ядерным оружием (ЯО) или другим ядерным взрывным устройством (ЯВУ) любыми средствами где бы то ни было (Ст. 1.а). Кроме того, пять государств приняли на себя обязательства «не искать и не получать никакую помощь в исследовании, разработке, производстве, накоплении, приобретении, владении или контроле» над любым ЯО или другим ЯВУ (Ст. 1.b).

С. д. выделяется среди других договоров о зонах, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО): страны-участницы обязуются соблюдать положения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) (Ст. 5), а также заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и ввести в действие не только Соглашение о применении гарантий, но и Дополнительный протокол (Ст. 8.b). Все пять государств подписали и ратифицировали ДВЗЯИ, четыре страны ввели в действие Дополнительный протокол (Киргизия подписала его 29 января 2007 г.). Кроме того, стороны С. д. обязались применять меры физической защиты в отношении ядерных материалов и установок «по меньшей мере столь же эффективные, как и меры, предусмотренные в Конвенции о физической защите ядерного материала и в рекомендациях и руководящих принципах, разработанных МАГАТЭ» (Ст. 9). Согласно Ст. 4, страны – участницы С. д. сами вправе решать вопросы, связанные с транзитом ЯО через свои территории, включая заходы иностранных судов в свои порты и посадку иностранных летательных аппаратов на своих аэродромах.

Примечательным является закрытость С. д. для присоединения других стран. В процессе согласования текста участники переговоров пришли к выводу о нецелесообразности включения в него присутствовавших в первых проектах положений, допускающих расширение географических рамок зоны, в т. ч. за счет присоединения соседних государств.

К С. д. прилагается Протокол о гарантиях, открытый для подписания государствами, обладающими ядерным оружием, – Великобританией, Китаем, Россией, США и Францией. Подписав Протокол, содержащий негативные гарантии безопасности, каждое государство, обладающее ядерным оружием (ЯОГ), примет на себя обязательство не применять ЯО и не угрожать его применением странам – участницам С. д.

На церемонии подписания С. д. отсутствовали представители западных ЯОГ – США, Великобритании и Франции. Россия и Китай изначально заявили о готовности подписать Протокол в случае согласия других членов «ядерного клуба».

На 1 января 2009 г. четыре государства (Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Узбекистан) ратифицировали С. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: