Проблемы ядерной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке




Политическая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, характер режимов, сложившихся в государствах региона, их внешнеполитическая ориентация, а также социально-экономические процессы в этих странах вызывают повышенный интерес мирового сообщества. Такое внимание объясняется рядом факторов:
- стратегической значимостью региона для топливно-энергетического обеспечения мировой экономики за счет углеводородных носителей;
- ролью государств региона как выгодного рынка капиталовложений, импорта продукции, в том числе военной, а также передовых технологий промышленно развитых стран;
- значением группы государств региона в качестве финансового донора США и Западной Европы (в западных банках только Саудовская Аравия, по экспертным оценкам, аккумулировала около 750 млрд долл. 2);
- современной ролью и местом ислама;
- концептуальным подходом стран Ближнего и Среднего Востока к обеспечению национально-государственной безопасности, имеющим особую значимость в условиях современных глобальных угроз;
- нерешенностью одного из наиболее длительных и острых региональных конфликтов — арабо-израильского;
- ситуацией в Ираке, близкой к гражданской войне, и ролью находящихся там коалиционных войск;
- наибольшей опасностью региона по сосредоточению угроз ядерного оружия (ЯО) и последующим его распространением;
- проблемой размещения в государствах региона крупнейших опорных баз международного терроризма.
Наиболее разработанными и широко представленными в российской и зарубежной прессе являются вопросы безопасности, связанные с Ираком, Ираном и арабо-израильской проблематикой. При этом трансформации, происходящие в других влиятельных странах региона, таких, как Турция, Египет и государства – члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 3, остаются недостаточно изученными. При этом один из острейших вопросов безопасности – угроза ядерного распространения в регионе – уже в обозримой перспективе может перерасти в глобальную проблему в силу множества причин.
Во-первых, это неопределенность ядерного статуса Израиля на фоне многолетнего арабо-израильского конфликта в регионе.
Во-вторых, между многими мусульманскими государствами региона существуют конфликтные отношения, осложненные доходящими до силового противодействия внутригосударственными противоречиями между двумя основными конфессиями ислама – суннитами и шиитами.
В-третьих, некоторые страны региона либо имели ядерные военные программы в прошлом (Ирак, Ливия), либо подозреваются в их развитии и в нарушении положений ДНЯО, в частности, Иран.
В-четвертых, в регионе имеются ядерные объекты энергетического, научно-исследовательского характера и ядерного топливного цикла.
В целом, при рассмотрении проблемы ядерного распространения на Ближнем и Среднем Востоке, можно говорить о двух его моделях.
1. Латентное распространение, когда государство состоит в ДНЯО и, внешне выполняя условия Договора, тайно развивает военные ядерные программы. В определенный момент оно может выйти из ДНЯО и даже провести ядерное испытание.
При этом нельзя забывать, что сохранение членства в ДНЯО и продолжение легальных мирных ядерных программ с использованием внешних поставок объективно порождают научно-технические предпосылки для создания ЯО через опыт обращения с ядерными материалами и технологиями, экспертизу и более всего - через элементы полного топливного цикла (главным образом обогащение урана и сепара-цию плутония). Существуют подозрения, что Исламская Республика Иран (ИРИ) идет по этому пути.
2. Распространение «первого и второго уровня», когда материалы и/или технологии покупаются или похищаются у частных компаний, либо ядерные государства (признанные или непризнанные) или неядерные государства с различными технологическими возможностями в ядерной области помогают другим странам нелегально осуществлять программы по созданию ЯО и средств его доставки.
Тесная взаимосвязь этих моделей позволяет сегодня говорить о высокой вероятности подрыва режима нераспространения в случае провала международных усилий по сдерживанию государств-распространителей.

Южная Азия

Южная Азия, по мнению многих политиков и экспертов мира, — это регион, где риск вооруженного конфликта с применением ядерного (ЯО) оружия достаточно велик. Также этот район весьма опасен с точки зрения получения доступа к ядерному оружию международным терроризмом. После 1998 г. на этот взрывоопасный фон наложилась открытая гонка ракетно-ядерных вооружений растущей разрушительной мощи и досягаемости.

Главные факторы, влияющие на динамику разворачивающегося в регионе ядерного соперничества, таковы:

  • конфронтация между Индией и Пакистаном вокруг Кашмира, то затихающая, то разгорающаяся с новой силой;
  • сложные и противоречивые отношения Индии с Китаем, отягощенные историей открытых вооруженных конфликтов;
  • развитие пакистано-китайского и пакистано-северокорейского военно-технического сотрудничества, прежде всего в ядерной и ракетной областях;
  • количественное наращивание и качественное совершенствование ракетно-ядерных сил Китая.

Северо-Восточная Азия

Развитие глобализационных процессов в различных сферах поставило на повестку дня пересмотр традиционных подходов к проблеме обеспечения международной безопасности в сфере ядерного нераспространения. Регион Северо-Восточной Азии является не только одним из наиболее динамично развивающихся в мире, но одним из наиболее уязвимых с точки зрения ядерной угрозы. В Северо-Восточной Азии находится стразу несколько ядерных государств, три из которых – Россия, США и Китай обладают так называемой «ядерной триадой». Государства — формально поддерживающие статус безъядерных – Республика Корея и Япония обладают развитой атомной энергетикой и входят в военно-стратегический альянс с США, позволяющий размещать на их территории стратегические вооружения.

Республика Корея развивает свою ядерную программу с 1959 г. Несмотря на то, что большинство экспертов сходятся во мнении, об отсутствии у Южной Кореи ядерного оружия, была выявлена деятельность южнокорейских ученых, которые в лабораторных условиях занимались работами по обогащению урана[1]. Уже с 1977 г. в Японии работает завод по обогащению плутония. По состоянию на 2002 г. Япония владела 38,7 тоннами топливного плутония. На сегодняшний день Япония обладает всеми необходимыми технологиями для перехода к активной программе развития стратегических вооружений. Япония присоединилась к американской ракетной программе, разработанной для Азии[2].

Безусловно, наиболее дестабилизирующим фактором с точки зрения ядерной безопасности, является развитие северокорейской ядерной программы, с учетом того, что КНДР вышла из договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В условиях эскалации конфликта на Корейском полуострове регион Северо-Восточной Азии столкнулся с реальной угрозой применения ядерного оружия.

Проблема обеспечения ядерной безопасности в Северо-Восточной Азии существенно осложняется тем, что в регионе фактически продолжают действовать механизмы периода «холодной войны»[3]. Комплекс исторически сложившихся противоречий, осложняется наличием территориально-пограничных споров, военно-политических альянсов и стремлением национальных политических элит укрепить свое положение на внутриполитической арене за счет агрессивной внешнеполитической риторики и возрождения милитаризма. Это стимулирует все возрастающую гонку вооружений. Но если Россия в последние десятилетия отдавала предпочтение развитию обычных вооружений, то КНР, Северная Корея и США напрямую связывают реализацию своих геополитических задач с совершенствованием ядерных вооружений и средств доставки. Так руководство КНР уделяет основное внимание развитию и переоснащению ядерного потенциала страны. При этом отдается предпочтение развитию ракетно-ядерных сил и средств тактического и оперативно-тактического назначения, исходя из того, что основные предполагаемые угрозы для безопасности КНР находятся в АТР[4].
Ситуация осложняется закрытостью военно-политических структур ведущих держав региона и отсутствием фактического механизма контроля за развитием их ядерных потенциалов.

Еще одним аспектом проблемы ядерной безопасности в регионе СВА является вопрос о доступности ядерных технологий и материалов для международных террористических структур. В 90- е гг. резко расширился состав стран — членов ядерного клуба, которые не участвовали в подписании ограничительных соглашений и еще не создали развитые механизмы контроля. В условиях нарастания политического, религиозного и этнического экстремизма доступность ядерных технологий для международных террористических структур стала одной из наиболее актуальных проблем современной системы обеспечения международной безопасности. Современные террористические структуры активно глобализируются, приобретают транснациональный характер, создают разветвленную инфраструктуру, зачастую используя государственные системы[5]. Более того, развитие ядерных программ в ряде развивающихся стран напрямую связывают с деятельностью международной сети нелегальных поставок ядерных технологий. Так развитие северокорейской ядерной программы связано с деятельностью пакистанской сети во главе с А.К. Ханом, которая задействовала компании — посредники из Малайзии и ОАЭ[6].

По оценкам экспертов наиболее вероятным источником для создания ядерного оружия в современных условиях является приобретение низкообогащенного урана для его дальнейшего обогащения до оружейного уровня. Другой не менее серьезной угрозой является возможность приобретения радиоактивных материалов для создания «грязных бомб». Руководство США неоднократно выражало обеспокоенность угрозой хищения урана с российских объектов. Тем более что на сегодняшний день нет данных по хищениям оружейного плутония в странах СНГ после развала СССР[7]. Однако и в США также зафиксированы случаи хищений. Кроме того, в Соединенных Штатах активное участие частных фирм и организаций в ядерной конверсии и переход АЭС в частные руки поставило вопрос об эффективности системы национально безопасности в области распространения ядерных материалов и технологий. В феврале 2013 г. в шести подземных резервуарах так называемого Хэнфордского ядерного комплекса близ Вашингтона в США была обнаружена утечка радиоактивных отходов. Комплекс был построен в 1943 г. в штате Вашингтон на берегу реки Колумбия в рамках Манхэттенского проекта по производству первых атомных бомб. Его реакторы выработали свой срок к середине 1980-х гг. В подземных хранилищах комплекса находится более 200 литров отходов. Их попадание в реку и грунтовые воды может привести к радиоактивному заражению обширных территорий. Также остро стоит проблема с использованием урана в исследовательских реакторах, которые США поставляли в десятки стран и следы которого далеко не всегда удается обнаружить.

Авария на японской АЭС в Фукусиме 11 марта 2012 г снова привлекла внимание к проблеме безопасности атомных станций, которые находятся в густонаселенных районах и могут стать не только источником техногенной катастрофы, но и объектом террористических актов, а также источником хищений радиоактивных материалов в целях создания «грязных бомб».

Несмотря на то, что большинство государств СВА признают наличие проблемы обеспечения ядерной безопасности в регионе, они зачастую расходятся в оценке источников угроз и способах их устранения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: