Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолит.




Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах 12 — 10 тыс. лет назад.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на:

- земледельческий;

- скотоводческий;

что способствовало прогрессу в развитии производительных сил.

И второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей.

Энеолит.

К этой эпохе относится Трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.

Энеолит - меднокаменный век. В этот период появились изделия из чистой меди.

Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла – меди и бронзы. Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы. Увеличился обмен между разными этносами и регионами.. Из-за этого учащались столкновения между племенами. усугублялось разделение труда. Появлялось имущественное неравенство внутри рода.

В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Также сходство можно найти в древнейших памятниках письменности, появляющихся у некоторых племен Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.

В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам.

Около V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества.

Факторы, повлиявшие на это:

· неолитическая революция,

· увеличение эффективности земледелия,

· развитие специализированного скотоводства,

· появление металлургии,

· развитие торговли,

· появление специализированного ремесла.

Накопленное в семьях, старалось оставаться в этой же семье. Члены семья постепенно перестают делиться с общиной. Начинают закладываться основы частной собственности (имущество начинает переходить от отца к сыну).

Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство.

Начинает складываться верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно, первые из них постепенно превращаются в господствующих, а вторые – в подчиненных.

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

В различных районах мира разрушение первобытнообщинных отношений произошло разновременно.

Первобытнообщинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному.

Роль и значение общины.

1) Праобщина - первобытное человеческое стадо. Небольшой непостоянный коллектив древнейших людей на дородовой стадии. Люди занимались собирательством, охотой и рыболовством, вели бродячий образ жизни.

2) Первобытная родовая община. Основой общины становится сознание кровного родства. Род- первая социальная ячейка. Коллективный труд, потребление, охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях, большие коллективные усилия. Один реальный предок, экзогамия (запрет на браки внутри рода). Общая территория, культурная жизнь, бытовые традиции. Орудия труда из камня и кости, лук и стрелы, первые религиозные верования, коллективизм, первые признаки неравенства (по захоронениям). На уровне родов правят главы (старейшины). На уровне общины- совет старейшин.

3) Позднепервобытная родовая община. (Патриархальная). Производство, складывается собственность на землю, укрупнение общин, общины могут собираться ради защиты своей территории в племена. Общность территории, языка, культурной и сакральной жизни. Усложнение организации. Племенем руководит вождь, ему помогает вооружённый отряд

4) Разоложение первобытно - общинного строя. 4-3 тыс. лет до н. э. Появление соседской общины. Отдельные семьи, каждая из которых ведёт самостоятельное хозяйство. Внутри семей очень прочные родственные связи. Браки только за пределами семьи или рода, патриархат. Роли жёстко закреплены. Патриарх защищает наработанный продукт. Возникновение социальной дифференциации.

Фундаментальные принципы всех ранних обществ:

1. Принцип эквивалентного обмена - дара;

2. Принцип эгалитаризма (уравнения)- строгая уравнительность, но с учётом возраста и пола

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: