Казачество – жители присоединенных южных приграничных территорий.




Земские соборы.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в.

Понятие: Земские соборы – это высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 - конце 17 веков. Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Состав: 1) Боярская Дума, 2) Освященный собор, 3) Представители от дворян и посада, 4) Крестьяне – один раз только в 1613 г.

a) Функции: Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государствен­ного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.

Приказы.

Понятие: Приказ – это центральный отраслевой орган управления (управление в той или иной сфере). Начальником приказа был боярин, который назначался лично государем. Также в состав приказа входили дьяки, подьячие, повытчики, приказные чиновники.

Приказ осуществлял управление и правосудие по делам, относящимся к его ведению. В XVII в. появились новые приказы: Дворцовый приказ в 1627 г. (ведал доходами и расходами царского двора), Аптекарский приказ в 1632 г. (ведал аптеками, лекарствам, докторами и лекарями), Монастырский приказ в 1649 г. (ведал судом над духовенством), Приказ тайных дел в 1654 г. (наблюдал за управлением в в государстве, за точным исполнением царских указов и производил следствие по важнейшим преступлениями против государства), Хлебный приказ в 1663 г. (ведал хлебным делом в городах, селениях и землях великого князя московского), Панихидный приказ в 1663 г. (ведал поминовением лиц царского дома), Приказ рейтарских дел (ведал рейтарами, сборами в их пользу и выдачей им жалованья; рейтары – конные полки), Приказ счетных дел в 1654 г. (ведал контролем сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям)

 

Местное управление

В XVII в. управленцами в уездах стали воеводы. Воеводы назначались царем зи отсвных служилых людей – бояр, дворян, детей боярских. Воеводы ведали военными, административными, полицейскими, судебными, финансовыми и поместными делами в уезде. При воеводе создавалась приказная изба. За свою службу воеводы получали вотчины, поместный оклад, а также корм. Срок службы воеводы составлял 1-3 года. В большие города назначали несколько воевод, один из них считался главым. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков. Губные и земские органы подчинялись воеводе.

 

 

2. Общественный строй в XVII в.

 

В XVIIв. Общество состоит из сословий. Понятие: Сословие – это замкнутая социальная группа с переходящими по наследству правами и обязанностями (право и дееспособностью).

Права и обязанности сословий закрепляются в Соборном Уложении 1649 г.

Сословия:

1. Боярство - аристократическое сословие. Все бояре имели знатное происхождение. Права и обязанности бояр: право и обязанность служить на государя на светской и военной службе, Право владеть землей с проживающими на ней крестьянами (вотчинами). Бояре освобождались от налогов и повинностей и имели преимущества в судебном процессе.

Вотчина – это форма землевладения, при которой обладатель земли получал ее в награду за прошлую службу, бессрочно и с правом владеть, пользоваться и распоряжаться (обменивать, продавать, передавать по наследству).

2. Дворянство было служилым сословием. Дворяне произошли от слуг князя, занимавшихся административным управлением. Права и обязанности дворянства: - обязанность служить на государя; право владеть землей с проживающими на ней крестьянами (поместьями). Дворяне освобождались от налогов и повинностей. Поместье – форма землевладения, предоставляемая дворянам на срок службы во владение и пользование без права распоряжения.

! По Соборному Уложение введены правила по уравнению вотчины и поместья. Поместья стало можно передавать по наследству, продавать и обменивать на вотчины.

3. Городское население.

Посадские люди – это городское население. Структура городского сословия: Гости и купцы гостиной сотни; Купцы, состоящие в суконной или черной сотнях. и др. сотнях., Ремесленники, состоящие в цехах., Работные люди. Территория города делилась на районы – слободы. Слобода – это небольшой городской район со своим самоуправлением, являющийся единицей налогообложения. В 17 веке слободы были двух видов: белые и черные. Белые слободы – это слободы, принадлежащие частным феодалам: боярам, дворянам, монастырям, духовным иерархам. Жители белых слобод освобождались от повинностей и налогов в пользу государства. Черные слободы – это слободы, принадлежащие государству (ввиду непринадлежности их частным лицам). Жители черных слобод исполняли налоги и повинности в пользу государства. Жители черных слобод оказывались в невыгодном положении по сравнению с жителями белых слобод. Купцы и ремесленники белых слобод могли предлагать свой товар по более выгодным ценам, так как не платили налог государству. Между жителями белых и черных слобод случались конфликты. Соборное Уложение 1649 г. приравняло по статусу белые слободы к черным слободам. При этом за посадом закреплялось все его население, переход из посада в посад запрещался.

4. Крестьяне – сельское население, проживающее на землях вотчин и поместий. Права и обязанности крестьян: право заниматься земледелием и скотоводством, право продавать результаты своего труда, обязанность платить налоги и нести повинности.

В XVII в. заканчивается процесс закрепощения крестьян. В Соборном Уложении 1649 г.отсутствует указание на Юрьев день. Также в Соборном Уложении 1649 г. вводится бессрочный срок сыска беглых крестьян. В результате крестьяне не могли переходить от феодала к феодалу, а беглые крестьяне подлежали возврату феодалу независимо от сроков, которые прошли с момента побега.

Закрепощение крестьян – это процесс прикрепление крестьян к земле и установление экономической и личной зависимости крестьян от собственника земли – феодала.

Крепостное право – это юридически оформленная зависимость крестьян от феодала, собственника земли, на которой они проживают, и привязанность их к этой земле.

Крестьяне делятся на: черносошных, частновладельческих и царских.

5 Холопы – это лица, лично зависимые от своего господина. Права и обязанности холопа: -обязан выполнять все поручения господина; - имеет право на содержание со стороны господина (право на пропитание).

6. Духовенство – лица, отправляющие религиозный культ. Права и обязанности духовного сословия: - право заниматься церковным служением. Духовенство освобождалось от налогов и повинностей в пользу государства.

Духовенство делилось на белое и черное. Белое духовенство – это священнослужители в приходах. Черное духовенство – это священнослужители в монастырях, а также церковные иерарахи (епархи, архиепископы, митрополит, патриарх)

 

Казачество – жители присоединенных южных приграничных территорий.

- обязанность охранять границы, нести военную службу

- предоставлялось местное самоуправление

- предоставлялось освобождение от налогов

Еще в XVI в. сформировалось несколько казачьих сообществ – Запорожское казачье войско, Волгское казачье войско, Яицкое казачье войско, Донское казачье войско. В Великий голод 1601-1603 гг. многие бояре прогоняли своих холопов, так как не имели возможности прокормить их. Многие из таких холопов бежали на окраины и примыкали к казакам. В XVII в. случилось несколько восстаний казаков. Восстания под предводительством Болотникова (1606-1607), Баловнева (1614-1615 г.), Балаша (1632-1634) и Разина (1670-1671).


 

3. Церковь в XVII в.

 

В XVI-XVII веке церковь как социально-политический институт достигла своего полного расцвета.

Система церковных органов:

  1. Патриарх (с 1589 г.).

2. Освященный собор - - собрание высших иерархов Русской православной церкви в XV - XVII в

3. Епископы в епархиях.

4. Священники в приходах и игумены в монастырях.

Основные изменения в церковной сфере:

1) Государство пытается установить ограничить политическую независимость Церкви. Соборным уложением был учрежден монастырский приказ.

Монастырский приказ - высший центральный судебный орган для духовенства. Был учрежден Соборным Уложением – гл. 13. Согласно Уложению Монастырский приказ должен был быть только судебным органом, но фактически он исполнял функции финансовые, административные и полицейские по церковным делам, осуществлял сбор денежных средств с церковных имений. Монастырский приказ стоял вне органов церковного управления, а потому вызывал недовольство духовенства. В 1677 г. царь Федор Алексеевич упразднил МП.

2) Проводится реформа религиозного культа – церковная реформа патриарха Никона. Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в России обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

 

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

1. Редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов

3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца).

4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

5. Изменено число просфор на проскомидии.

Аллилуя – молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу

Просфора – это богослужебный литургический хлеб, употребляемый во время Проскомидии.

Проскомидия – это обряд по освящению хлеба и вина и последующее их употребление.


4. Право в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: