БТБУ – блок тормоза безопасности универсальный предназначен для:
- обеспечения торможения состава метрополитена в режиме резервного управления;
- обеспечения торможения состава метрополитена в режиме экстренного торможения (петля безопасности);
- контроля петли безопасности (обрыв прямого или обратного проводов), проходящей через весь состав от головы к хвосту и обратно;
- контроля замыканий;
- контроля тока, текущего через петлю безопасности;
- контроля тока, текущего через вентиля пневмотормоза (К1 и К2);
- передачи данных о токах, текущих через вентили и петлю безопасности, и неисправностях БТБУ в БУКП.
Блок тормоза безопасности выполняет следующие функции:
- формирует гальванически развязанное от бортовой сети питание 50 В для петли безопасности;
- контролирует целостность состояния петли безопасности с отключением питания;
- принимает команды с основного пульта управления (аварийный тормоз, экстренное торможение, положения КМ «Тормоз», «Тормоз+» и «Выбег»);
- формирует команды на АДУТ-М и КТО при резервном управлении;
- формирует признаки состояния петли безопасности: замкнута, разомкнута, наличие замыкания на прямом (обратном) и общем проводе на 75В и 0В бортсети
Питание БТБ получает через автоматический выключатель в кабине управления «КРАН МАШИНИСТА», замкнутые контакты (К8.2) реле управления РУ, контакты датчика давления ТМ СД2 при давлении более 2,6 АТМ.
Замыкается цепь питания либо через контакты включённой системы БАРС, либо (при отключённом РЦ АРС) контакты нажатой педали безопасности ПБ, а при её отключении через тумблер «ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ПЕДАЛИ БДИТЕЛЬНОСТИ».
Контейнер тормозного оборудования КТО каждого вагона содержит клапан тормоза безопасности КТБ. КТБ всех вагонов соединяются между собой трёхпроводной петлёй тормоза безопасности, проходящей через весь состав, включающей в себя два замыкаемых в хвостовом вагоне провода положительной полярности и один общий провод. Клапаны подключаются между обратным проводом положительной полярности и общим проводом.
|
Реле К1 при включённом БТБ головного вагона подаёт напряжение питания на прямой провод, и через замкнутые контакты отжатых кнопок «ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ», и контакты контроллеров управления головной и хвостовой кабины не находящихся в положении «Э», в обеих кабинах, через контакты реле К1 (К1.1) хвостового вагона (с не включённом БТБ) запитывает обратный поездной провод.
Петля безопасности имеет непрерывный контроль её замыкания на корпус и попадания бортового напряжения 75В.
БТБ выдаёт информацию во внешние устройства системы управления о разрыве петли безопасности и исправности БТБ. При разрыве петли безопасности информация передаётся машинисту на экран монитора управления.
При разрыве петли тормоза безопасности (кнопкой «ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» или «Э» от контроллера) на время более 10мс, БТБ снимает питание со своего реле К1, и даже после восстановления петли, на прямой провод питание подаваться не будет. КТБ вагонов потеряв питание, включают экстренное торможение до полной остановки поезда.
Для отмены экстренного торможения и включения реле К1, требуется снять и заново подать напряжение питания на блок тормоза безопасности БТБ.
|
Снятие питания с БТБ так же приводит к включению экстренного торможения (реле К1), но при подачи питания экстренное торможение сразу отменяется.
БТБ теряет питание:
- при выключении кабины управления;
- при отключении автоматического выключателя «КРАН МАШИНИСТА» или «АКТИВНАЯ КАБИНА»;
- при давлении в ТМ мене 2,6 АТМ (сработке срывного клапана автостопа или открытии СТОП-КРАНА);
- при отключении тумблера «АРС» на пульте управления;
- при отключении РЦ АРС;
- при отключении аккумуляторных батарей состава кнопкой «ОТКЛ БС».
Для перезапуска БТБ и отмены экстренного торможения, после разрыва петли безопасности (кнопкой «ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» или «Э» от контроллера), требуется:
- переключить переключатель «НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ» в положение «0» и обратно;
- выключить тумблер «АРС» на пульте управления и заново запитать АРС;
- разрядить ТМ до давления не менее 2,6 АТМ открытием СТОП-КРАНА с последующим восстановлением;
- выключить и заново активировать кабину управления;
- выключить и включить автоматический выключатель «ПИТАНИЕ КРАНА МАШИНИСТА» или «АКТИВНАЯ КАБИНА»;
- отпустить и снова нажать ПБ, при следовании с отключенным РЦ АРС.
В случае, если питание КТБ восстановить не удается (обрыв электрических цепей, отсутствие напряжения, повреждение межвагонных соединений, короткое замыкание и т.д.) для принудительного отпуска необходимо перевести ручку крана машиниста во ІІ положение давление в ТМ 5,2±0,1 обеспечит отпуск пневматических тормозов
При переходе в режим «АХ» БТБ переходит на цепи резервного управления пневмотормозами, при этом цепь питания и работа петли тормоза безопасности сохраняются без изменения.
|
Сигнал на переход в режим «АХ» БТБ получает через автоматический выключатель «УПРАВЛЕНИЕ РЕЗЕРВНОЕ» и переключатель ВРУ в положении «АХ».
Клапаны К1 и К2 (клапаны замещения электрического торможения) получают питание от четырёхпроводной линии резервного управления, проходящей через весь состав, включающей в себя провод +75В, провода включения К1 и К2, провод 0В перехода на резервное управление.
Переход от штатного режима к режиму резервного управления осуществляется с помощью включения промежуточного реле К1, расположенного в блоке управления вагоном (БУВ) каждого вагона и коммутирующего своими контактами цепи питания К1 и К2.
Переход на резервное управление БТБ формирует на проводах питания резервного управления напряжение +75В (Питание К1, К2) и 0В (Управление 0В), а промежуточные реле БУВ (К1) своими контактами переводят минусовые цепи управления клапанов К1 и К2 на поездные провода (Включение К1 и Включение К2). При получении сигнала на торможение с помощью клапанов К1 и К2 формируется необходимое давление (по датчику ДД9) в управляющих полостях повторителей ПС1 и ПС2 силового модуля КТО в зависимости от давлений в пневморессорах с датчиков ДД5, ДД6.