Качество личности – это черта личности, характеризующая предрасположенность личности вести себя соответствующим образом в широком диапазоне жизненных ситуаций.




Лекция 4.

УЧЕНИК – ТВОРЧЕСКИ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ

4.1. Возрастные и индивидуальные особенности ученика 4.2. Природные, социальные и педагогические факторы раз­вития ученика 4.3. Проблемы творчески одаренных и способных учащихся 4.4. Проблемы трудных учащихся 4.5. Идеальная модель личности ученика – выпускника средней школы 4.6. «Я-концепция» ученика

Основные понятия:

Возрастные особенности

Индивидуальные особенности

Факторы развития

Одаренные учащиеся

Способности

Трудные учащиеся

Личность ученика

 

Учителю важно знать и учитывать возрастные особенности ученика. Для того, чтобы максимально и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей учащихся.

Возрастные особенности – это наиболее характерные возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

На необходимость изучения и учета возрастных особенностей учащихся обращал внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая строго следовать природным законам его развития.

Для учета возрастных особенностей детей и учащихся было предложено классифицировать периоды человеческой жизни. Такие классификации часто построены на различных критериях и признаках. Сложности возрастной периодизации связаны с тем, что наряду с физиологическими изменениями организма происходят изменения и в интеллектуальной сфере и в процессе социализации личности. Изменения в биологической, социальной и духовных сферах идут не всегда равномерно, но, тем не менее, в тесной связи между собой.

В отечественных исследованиях в настоящее время принята следующая периодизация детского и школьного возрастов:

Младенчество – до 1 года

Предшкольный возраст – от 1 до 3-х лет

Младший дошкольный возраст – от 3-х лет

Средний дошкольный возраст – от 4-х до %-ти лет

Старший дошкольный возраст- 5-6 лет

Младший школьный возраст –от 6 до 10 лет

Средний школьный возраст - от10 до 15 лет

Старший школьный возраст – от15 до 18 лет

Игнорирование и даже малейшее пренебрежение возрастными возможностями детей и учащихся, применение неадекватных их возможностям методик и технологий обучения неизбежно приводит к физическим и интеллектуальным перегрузкам, если опережаются возможности растущего организма или не создаются условия для полноценного темпа их развития. Вместе с тем, выделенные возрастные периоды не всегда имеют четкие границы и разными индивидами проходятся неравномерно, так как важно также учитывать индивидуальные особенности развития (см. след. подтему). Кроме того, в определенные периоды можно наблюдать ускорение развития и можно говорить об акселерации, которая, в свою очередь может приводить к рассогласованию темпов физического, психического и социального развития личности. Так, к 13 годам у девочек и к 14 годам у мальчиков средней и, тем более, южной полосы России, физиологическое развитие в основном достигает уровня взрослого человека, а духовное и социальное развитие их отстает и приводит к резким противоречиям и конфликтам в их обучении и воспитании. Т.о.необходимо учитывать неравномерность сторон и свойств растущего человека и темпов его общего развития. Другая закономерность развития – сенситивные периоды развития (те, которые наиболее благоприятны для развития определенных функций).

Периодом развития ребенка до школы занимается дошкольная педагогика. Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста изучает педагогика начальной школы. Мы рассмотрим средний школьный возраст и старший школьный возраст, которыми занимается педагогика средней школы.

Средний школьный возраст. Период от 11 до 15 лет. Он считается переходным возрастом от детства к юности. Этот период жизни школьника часто называют подростковым возрастом. В этот период идет активный процесс духовного и физического взросления, перестройки всего организма, половое созревание. У девочек он начинается в 11-12 лет, у мальчиков – 12-13. Половое созревание вносит существенные изменения в жизнедеятельность организма, что сказывается на общем поведении девочек и мальчиков, является определяющим для жизни подростка. Мир подростка – это сложный имир и ребенка и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты и угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется в повышенной критичности к другим людям, в том числе и учителям.

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.

Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.Постепенно возрастает логичность суждений, обобщений и выводов, речь становится более образной, выразительной и доказательной.

Активно идет процесс социализации подростка. Формируется его миропонимание, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.

Мир подростка – это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто меняются интересы и увлечения. Нередко подростки пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Проявляется повышенный интерес к приключенческой и детективной литературе. При чтении для подростка главное не внутренний мир литературного героя, а сам сюжет, само событие и похождения героев.

В подростковый возраст происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто остаются не понятыми взрослыми. Более того, лицемерие и явная ложь взрослых, их стремление к наживе любой ценой не остаются, бесследны для неокрепшей, легко ранимой души подростка.

Задача учителя в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего, с нравственных позиций принимать решения, систематически корректировать его поведение. Взаимоотношения учителя и подростка должны быть всегда доброжелательно-требовательными. Как подчеркивал А.С.Макаренко, в этот период особенно важно сочетать требовательность с уважением к его личности. Особенно опасно грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка. Поэтому учитель должен в разговорах, особенно в ситуациях неформального общения, соблюдать с ним педагогический такт.

Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами. Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые «ничего не боятся», которым «все можно». Попадая под их влияние, подростки быстро «осваивают» их приемы жесткости и аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в так называемые группировки, а затем попадают в среду правонарушителей. Девочки в этом возрасте также очень быстро могут попасть под влияние мнимых кумиров и ложных идеалов. Некоторые девочки-подростки не особенно осуждают проституцию и даже гордятся своими знакомствами с более взрослыми ребятами из местных группировок и правонарушителями.

В период подросткового возраста возникает и масса других проблем, чаще всего они бывают связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему тому, что предлагают учителя, родители.

Однако уже к концу подросткового возраста у многих встает проблема выбора профессии. Большинство подростков решает вопрос, продолжать ли учебу в школе или поступать в профессиональное училище, профессиональный лицей и т.д., делают это глубоко осмысленно, с учетом своих возможностей и способностей.

Старший школьный возраст. Старший школьный возраст охватывает период от 15 до 18 лет. Этот возраст также называют юношеским. В этот период в основных чертах завершается формирование физических и психических качеств человека. Старшеклассникам импонируют чувство своей силы, привлекательности, уверенность в себе, бодрости и жизнерадостности. На годы юности приходится первая любовь, которая оставляет свой заметный след на всю жизнь. Увлечениям, творческим интересам старшеклассники отдаются с большим энтузиазмом и стремлением докопаться до сути вещей. Их читательские интересы весьма разносторонни. Они стремятся постичь внутренний мир героя, его позицию и мировоззрение. Нередко литературные герои, артисты, спортсмены или национальные герои становятся для старшеклассников идеалом или даже кумиром.

Юношеский возраст – это период становления мировоззрения, творческого самоопределения и формирования жизненной позиции. Юношеский возраст – это время становления личности, активного поиска жизненного пути и самоутверждения.“В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасно для общества, ни стесняться его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душе юности, был хорошего качества», – писал о юношеских годах К.Д.Ушинский (1, с.221). На юношеский возраст приходится период активного гражданского становления юношей и девушек. В 16 лет они получают паспорт, а в 18 им уже предоставляется право участия в выборах.

Юношеский возраст – это период расцвета умственных способнос­тей, проявления стремлений понять сущность общественной позиции, определить собственную позицию в ней. Взрослые часто безапелляционно отвергают точку зрения старшеклассников, обвиняя их в наивности, и тем самым создают условия для конфликтов. У старшеклассников вырабатываются устойчивые интересы к отдельным предметам, которые часто перерастают в интерес к соответствующей науке.

Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях, спорах. Аргументация суждений в этом возрасте часто подменяется категоричностью выводов и обобщений.

В соответствии с этим возрастом возрастает интерес к «своей» будущей профессии.

В общении старшеклассников наблюдается большее разнообразие, они особенно ценят живость и глубину ума, умение быстро ориентироваться в ситуации, чувство юмора и остроумие.

Авторитетом в классном коллективе пользуются юноши и девушки, сочетающие в себе высокий уровень интеллектуального, физического и нравственного развития.

В юношеском возрасте активизируется процесс самовоспитания и саморазвития, который все более приобретает целенаправленный характер. У старшеклассников проявляется интерес к вечным проблема цели и смысла жизни, справедливости, правды и человеческого счастья.

В этом же возрасте проявляется и интерес к религии, к духовно-нравственному самосовершенствованию

Интерес к общественной деятельности в этом возрасте имеет большую амплитуду колебаний: от увлечения до полного отрицания. Жизненны планы старшеклассников, их ценностные ориентации сильно дифференцированы и часто связаны с получением престижных профессий, с поиском возможностей для развития своих способностей, с перспективой иметь интересную высокооплачиваемую работу.

Индивидуальные особенности учащихся. Индивидуальные особенности – это совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других качеств личности, которые заметно отличают одного человека от другого.

Поскольку в развитии человека проявляются общие и особенные качества, то учителю приходится больше внимания уделять тем особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт личности отдельно взятого ученика.

Главный недостаток современной школы, современных методик обучения и воспитания – это недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся. Природа щедро одарила каждого человека чем-то особенным, индивидуальным. Один ученик очень прилежен, второй ленив, третий обладает глубоким и проницательным умом, четвер­тый имеет поверхностные суждения, пятый кроток и сдержан, шестой имеет бурный темперамент, седьмой открыт в общении, восьмой замкнут и т.д. Учителю следует постоянно изучать, а главное учитывать индивидуальные особенности каждого своего воспитанника.

Разрабатывая свою систему воспитания личности в коллективе, А.С.Макаренко писал: «Я увидел, что должна быть и общая программа «стандартная» и индивидуальный корректив в ней» (2, с.118).

А.С.Макаренко часто подчеркивал, что такие качества и привычки, как аккуратность, точность, быстрота ориентировки не нужно воспи­тывать при помощи «индивидуальной обработки». А вот для других, более значимых личностных качеств, требуется индивидуальный подход.

Очень важно учитывать темп деятельности, так как одни дети все делают быстро, а другие медленно.

Учащиеся даже одного возраста очень отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, памяти, воображению, интересам, склонностям, творческим способностям.

Должен ли учитель учитывать эти и многие другие индивидуальные особенности своих учеников? Как ни странно, но встречаются в учительской среде специалисты, которые считают, что в условиях массового обучения и воспитания учитывать индивидуальность не обязательно. Они считают, что все учащиеся должны выполнять все требования, предъявляемые к ним, совершенно одинаково. Однако как развитие педагогической теории, так и передовая педагогическая практика показывают, что те учителя, которые всесторонне учитывают индивидуальные особенности своих учеников, добиваются более высоких результатов в обучении и воспитании. Проблеме индивидуализации обучения и воспитания будет уделено большое внимание во второй части предлагаемого курса. А пока только обратим внимание читателя на то, что в индивидуальном подходе особо нуждаются «трудные», творчески одаренные учащиеся. Этим вопросам посвящаются третий и четвертый параграф этой главы.

4.2. ПРИРОДНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫРАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

От чего зависит процесс развития человека в период его школьной жизни? Каковы природные социальные и педагогические факторы этого развития? Эти вопросы для современного учителя представляют профессиональный несомненный интерес.

Однако для того, чтобы разобраться во всех тонкостях этого сложного процесса, вычленить закономерное от случайного, необходимо уточнить суть таких понятий, как «фактор» и «развитие», применительно к развитию ученика. В энциклопедических словарях «фактор» определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или его отдельные черты. С учетом наших интересов сосредоточим анализ на наиболее значимых, главных природных, социальных и педагогических факторах, которые будут выступать в качестве движущих сил развития личности ученика в процессе его обучения и воспитания.

В философии, да и во многих других науках о человеке (филологии, психологии, педагогике), существует большой разброс мнений о влиянии природных, социальных и педагогических факторов на развитие человека. Некоторые, как, например, английский философ и педагог Джон Локк, считали, что «душа» человека представляет собой чистую доску, на которую воспитание наносит свои письмена. Другие же, а их большинство, утверждают, что человек не рождается «чистой доской», так как природа, наследственность уже заложили в его генное начало очень многое из того, что должно предопределить все или почти все его последующее развитие.

Существует и третья точка зрения, согласно которой процесс развития еще далеко не познанный процесс и к тому же он часто протекает стихийно. Да, в развитии человека есть и стихийные, спонтанно протекающие процессы, но и, как установила наука, причинно обусловленные, строго детерминированные процессы. Действительно, развитие физических, психических и социальных качеств человека происходит и подчиняется общим законам развития биосоциальных систем. В настоящее время мы можем с полным основанием утверждать, что развитие человека детерминировано внутренними и внешними факторами и условиями.

К внутренним факторам и условиям относится все, что передается человеку по наследству, особенности строения его организма, его физиологические и психические свойства. А к внешним факторам и условиям относится сама социальная среда, в которой осуществляется реальная жизнедеятельность человека, и то обучение и воспитание, которые человек получает.

В исследованиях Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна установлено, что внешние факторы и условия создают предпосылки для реализации внутренних возможностей, проявления внутренних факторов и условий развития личности.

Однако существует немало внешних и внутренних противоречий, например противоречий, обусловленных повышением требований, которые предъявляет к человеку социальная среда или процесс обучения и воспитания, с одной стороны, и недостаточно высокий уровень способностей, которыми человек реально располагает, – с другой. Эти и многие другие противоречия создают рассогласование между внешним и внутренним, объективным и субъективным в развитии человека и выступают той главной движущей силой, приводящей в движение механизм развития человека.

Исследование факторов как движущей силы развития и саморазвития личности позволило в значительной степени приоткрыть завесу тайны этого сложного явления. Прежде всего установлено, что процесс и результат развития человека детерминирован воздействием трех факторов – наследственности, среды и воспитания. Врожденные и унаследованные от природы свойства и качества – это те физиологические характеристики человека, которые задают внутреннюю программу развития человека, делают людей непохожими друг на друга, передаются из рода в род.

В настоящее время точно известно, что от родителей к детям передаются не только внешние признаки типа цвет глаз, волос, особенности телосложения, но и запрограммированные в генах и организме группа крови, резус-фактор и другие свойства. Известно, что многие болезни сердца, печени и других органов человека имеют наследственную предрасположенность. Это касается особенностей и недостатков нервной деятельности родителей, а тем более их психических расстройств (включая психические болезни), которым бывают подвержены родители, напрямую сказывается на общем и умственном развитии детей.

То, что наследственные факторы играют большую и, можно сказать, значительную роль во всей дальнейшей жизнедеятельности и развитии человека, не подлежит сомнению. Вопрос только в том, – в какой степени? В какой степени, например наследственность, влияет на интеллектуальное развитие человека? По этому вопросу нет единого мнения. Некоторые ученые, как, например, видный генетик академик Н.П.Дубинин, считают, что для нормального мозга нет генной обусловленности в развитии интеллектуальных способностей. Однако большинство ученых придерживаются другой точки зрения. Так, известный психолог Г.Айзенк (3), исследовавший особенности интеллектуальных способностей человека, считает, что в развитии интеллектуальных способностей до 70-80 % предопределено природными, наследственными факторами, а остальное обусловлено особенностями среды, качеством обучения и воспитания.

Вместе с тем, по оценкам специалистов социогенного направления, влияние наследственности может достигать 90 %, сторонники биогенного направления чаще отводят 80 % на то, что получает человек при рождении, и только 20 % – на влияние среды, обучения и воспитания. Однако развитие каждого отдельного человека имеет большие отклонения и доля влияния среды, обучения и воспитания у каждого индивида, видимо, своя.

Особенно существенный вклад в развитие ребенка вносят родители, семья, то окружение, которое сопутствует человеку в его детские годы.

Вопросам изучения закономерностей развития человека посвящены исследования таких известных зарубежных ученых, как Жан Пиаже, Лоуренс Кольберг, Эрик Эриксон. Их исследования показывают, что в своем развитии человек проходит ряд этапов, переход от одного этапа к другому для разных людей проходит за разные отрезки времени. То есть каждый предыдущий этап как бы создает основу для прохождения и развития следующего этапа. Так, Жан Пиаже в развитии когнитивной сферы выделил дооперационный этап, этап конкретных действий и этап формального или абстрактного мышления. Однако не все люди в одни и те же годы проходят эти этапы. По разным причинам наблюдаются задержки в формировании когнитивной сферы. Более того, часть людей так и не достигает уровня абстрактного мышления. На процесс развития когнитивной сферы и других качеств человека влияет множество факторов, но, как установили ученые, особенно влияет социальная микросфера, в которой растет ребенок. Если в семье ребенка царит доброжелательность и любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают нервные, часто с большими задержками в развитии и даже с психическими расстройствами дети.

Не случайно народная мудрость гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает». Однако эта пословица наводит еще на одно размышление: передаются ли по наследству нравственные качества? Рождаются ли люди изначально добрыми, честными, или природа и здесь задает свой генетический импульс? Исследования в этом направлении показали, что, например, ряд негативных качеств (агрессивность, жестокость), которые с развитием человека не лучшим образом влияют на его нравственное поведение, могут передаваться и передаются по наследству. Но то, что человек становится полноценной личностью только в процессе социализации – это общепринятый факт.

В учебниках психологии и педагогики для подтверждения этого утверждения в качестве примера приводят обычно случаи, когда детей воспитывали животные. Известен случай, когда в Индии были обнаружены мальчик и девочка, воспитанные в логове волка. Долгое время после приобщения к нормальной человеческой жизни этих детей не могли научить даже ходить в вертикальном положении, а их лексикон через 7 лет расширился только до 45 слов. Поэтому семья, социальная среда формируют и потребности, и интересы, и ценностные ориентации, а также основы интеллектуальной и нравственной сферы, которые в дальнейшем являются основой развития личности.

Однако влияние наследственности и среды не всегда бывает позитивным. Поэтому свое корректирующее и целенаправленное влияние должны оказать воспитание и обучение. Преимущества обучения и воспитания в развитии личности заключаются в том, что они могут и должны быть целенаправленными и эффективными.

Утверждение, что обучением и воспитанием можно добиться всего, не оправдывает себя. Точнее, воспитанием и обучением особенно талантливые педагоги добиваются многого – это факт. Но траектория развития человека зависит не только от учителей и воспитателей, она во многом зависит и от самого человека. Сила же обучающих и воспитательных влияний во многом зависит от того, как организован учебно-воспитательный процесс. Исследования педагога и психолога Л.С.Выготского показали, что учебная и воспитательная деятельность должна учитывать «зону ближайшего развития учащегося». Л.С.Выготский выделял два уровня умственного развития: 1) уровень актуального, то есть достигнутого развития и 2) зону ближайшего развития. Если ученик справляется с учебным заданием самостоятельно, то считается, что он действует в зоне актуального развития. Повышение сложности, проблемности задач и заданий выводит ученика в зону ближайшего развития, когда в необходимых ситуациях учитель приходит ему на помощь.

Обучение и воспитание, которое преимущественно осуществляются в зоне ближайшего развития, считаются наиболее плодотворными. Поэтому постановка и решение проблемных задач и заданий, работа в зоне ближайшего развития ученика и является решающим фактором его умственного развития. Но при этом учителю важно знать, на какие мотивы, потребности опираться, чтобы они сработали.

Внутренние факторы развития личности ученика, потребности действительно выступают внутренней движущей силой не только деятельности, но через деятельность и движущей силой дальнейшего саморазвития человека. Известный психолог А.Маслоу (4) предложил следующую классификацию потребностей:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви и привязанности;

4) потребность в общественном статусе (уважении);

5) потребность в самореализации и индивидуальном развитии.

Не трудно заметить, что предложенная иерархия отражает возрастание потребностей, начиная с физиологических, все более вовлекая их в контекст социализации личности и ее самоутверждения через развитие.

Исследования последних лет показали также, что важным фактором в развитии личности ученика является то, каков тип личности учителя и ученика. Типология личности, как известно, зависит от многих психических и даже нейропсихических особенностей личности, в том числе и от особенностей функционирования мозга. В данном случае речь идет о правополушарных и левополушарных детях. Но вот что педагогически важного обнаружили в этом направлении нейропсихологи. «Педагог левополушарного типа лучше оценивает левополушарных же детей. И наоборот – правополушарный учитель видит лучшие черты правополушарных детей и акцентирует отрицательные качества левополушарных. Вывод напрашивается сам: значит, с педагогом «своего» типа ребенок раскрывает все лучшие стороны личности, становится активным, решительным, не боится трудностей, а с воспитателем противоположного типа он скован, боязлив, не уверен в себе. Таким образом, причина многих трудностей в школе лежит в индивидуальных нейропсихологических особенностях взрослого и ребенка. Влияет ли такая несовместимость на отметки, которые ставит учитель? Да, влияет. Проанализировав, например, успеваемость в 8 первых классах гимназии, где ведется предметное обучение, мы обнаружили, что если первоклассников левополушарного типа учит левополушарный учитель, то независимо от предмета отметки, поставленные этим детям, в 74 – 90 % случаев немного выше, чем в среднем по классу.

Так кто же они – наши бедные троечники? Не исключено, что их трудности – «это наше неумение раскрыть их потенциальные возможности, понять их личностные особенности, способы мышления, эмоциональный мир» (5).

Несомненно, важным, если не решающим, фактором развития личности ученика в процессе обучения и воспитания является та психолого-нравственная, творческая атмосфера, которую способен, или наоборот, не способен создать учитель.Ситуации и сам стиль сотрудничества между учителем и учащимися – это, несомненно, один из решающих педагогических факторов развития ученика в современной школе.

4.4. ПРОБЛЕМЫТРУДНЫХ УЧАЩИХСЯ

Ни в каком другом возрасте человек так не нуждается в понимании, как в дошкольные годы, особенно в годы своей ранней юности. И не случайно с годами взросления от многих учеников можно слышать, что учителя их не понимают. Это-то непонимание и создает учителям дополнительные проблемы и трудности. А эти трудности в понимании, обучении и воспитании ассоциируются у учителя с определенной группой учащихся, которых он и зачисляет в категорию «трудных».

Попытаемся ответить на вопрос: кто они, эти трудные дети и учащиеся? Однако прежде чем ответить на этот вопрос, еще раз обратим внимание читателя, что термин «трудные дети», «трудные учащиеся» весьма условный и не бесспорный для современной педагогики. Есть немало ученых и педагогов, которые оспаривают правомерность его использования.

Если обобщить сведения по имеющейся психолого-педагогической литературе и соотнести полученные материалы с реальной педагогической практикой, то в категорию трудных входят учащиеся: трудные для понимания; не предсказуемые в поведении; с задержками в развитии отдельных личностных качеств и способностей, а потому трудно обучаемые; с низкой или даже отрицательной мотивацией к обучению; повышенной конфликтностью; с вредными привычками; систематически нарушающие общую дисциплину; психологически несовместимые с учителем (такие тоже есть!); склонные к правонарушениям или уже совершившие правонарушения; склонные к алкоголю, наркомании, проституции и многие другие: вряд ли удастся всех перечислить.

Дело в том, что трудные учащиеся не являются таковыми изначально. Они становятся трудными в ситуациях, когда учитель не находит сразу ответ на вопрос: как поступить, как действовать, как обучать и воспитывать? Но это не говорит о том, что нет выхода. Это всего лишь означает, что с такими учащимися трудно, для него не подходят простые варианты педагогических решений. Нужны неординарные приемы и методы, нужны значительные усилия и кропотливая работа учителя, которая к тому же не всегда гарантирует полный успех.

Были ли «трудные» в колонии А.С. Макаренко? Вопрос непростой, но, как заметил А.М. Горький, посетивший колонию, А.С. Макаренко настолько глубоко знал колонистов, что способен был охарактеризовать каждого пятью словами и так, будто делал с его характера моментальный фотографический снимок.

Будучи великолепным практическим психологом. А.С. Макаренко предупреждал, что нет необходимости специального сбора данных и изучения воспитанников. Знание о воспитанниках должно прийти к воспитателю не в результате оторванного от живой педагогической практики изучения, а в процессе трудной совместной работы с ним, а главное – в процессе активной помощи ребенку.

В реальной педагогической практике учитель сталкивается с таким огромным разбросом индивидуальных различий, что порой бывает трудно подобрать нужный прием, метод, найти такое педагогическое средство, чтобы оно действительно сработало и сработало эффективно.

Если взять для анализа процесс обучения и учебные способности, то в категорию трудных для обучения попадут самые разные учащиеся, имеющие:

а) задержки в умственном развитии;

б) серьезные проблемы в знаниях, умениях и навыках по отдельным, особенно «нелюбимым предметам»;

в) низкий уровень развития памяти;

г) несформированные общеучебные умения;

д) отрицательное отношение к учителю;

е) слабое здоровье, быструю утомляемость, низкую работоспособность.

Если же темп развития ученика значительно опережает своих сверстников и ученик за год обучения способен осваивать программу 2-3 лет, то у учителя возникает другая трудность – загрузить ученика, подобрать ему такие задачи и задания, чтобы удовлетворить его познавательные интересы и создать реальные условия для обучения в быстром темпе.

Значительные трудности у учителя как воспитателя возникают в связи с кризисами развития в период взросления учащихся. Кризисы и кризисные явления в период взросления создают много дополнительных сложностей для воспитания, так как служат причиной отклонения поведения и личностных нарушений обычного поведения. Более того, на фоне трудностей созревания и развития, особенно в подростковом и юношеском возрасте, наблюдаются не только отклонения от нормы, но в экстремальных ситуациях можно констатировать и психологические заболевания.

“Термин «Кризисы периода взросления» не означает определенного диагноза, а объединяет очень различные виды поведения и переживаний, которые с точки зрения классификации психических расстройств могут относиться к неврозам, к личностным нарушениям или психозам» (6)

Подростки постоянно ищут себя, задавая себе простые и одновременно сложные вопросы: Кто я? Зачем я? Каким я хочу быть? Каким меня видят другие? Неуверенность и страхи за свое несовершенство и беспомощность в подростковом возрасте иногда достигают такой степени, что это приводит к навязчивой идее неполноценнос­ти и поступкам, которые трудно квалифицировать как нормальные.

Широкое распространение в период взросления в подростковом возрасте имеет реакция протеста, которая может быть направлена против семьи, отца или матери и выражается в форме побега из дома. Реакция протеста против авторитета, давления может вылиться и в другие формы: приобщение к алкоголю, наркотикам или вступление в преступные группировки, секты.

Пристально наблюдая за другими и за самим собой, подросток часто испытывает состояние депрессии и кризис самооценки, если находит явные или хотя бы некоторые нарушения в собственном облике, которые чаще всего бывают связаны:

• с действительным или мнимым уродством лица (например, слишком длинный нос, слишком маленький рот, шрамы, угревая сыпь);

• с размерами тела (у мальчиков – слишком маленький рост, у девочек – наоборот, слишком высокий рост);

• с искривлением позвоночника, аномалиями в походке, разного рода ожогами, пигментными пятнами и т.д.

Слишком повышенная чувствительность, болезненные переживания своих недостатков иногда достигают такой силы, что отмечаются попытки подростков к самоубийству.

Кризисные явления имеют и другую направленность, получившую название нарциссического кризиса, который выражается в неадекватно сильной сосредоточенности на собственной личности, преувеличении своих возможностей и способностей вплоть до самолюбования и требований повышенного внимания к себе. Это отмечается обычно в подростковом и юношеском возрасте, когда у школьников имеются отдельные успехи, но чаще всего это бывает связано со склонностью к психическим и невротическим заболеваниям.

Самыми сложными и опасными отклонениями в поведении взрослеющей личности являются суицидальные попытки – это действия, предпринимаемые с целью покончить с собой. Суицидальные попытки не имеют какой-то одной причины, они могут быть спровоцированы самыми различными ситуациями. Как считают специалисты, спектр причин весьма велик – это и психические заболевания, и конфликты, и неразделенная любовь, и неудовлетворенность своей жизнью, и просто импульсивные поступки, связанные с необузданной фантазией или предварительно совершенными аморальными поступками, из-за которых «не хотелось больше жить».

Для учителя важно знать признаки поведения и рассуждения детей и подростков, которые имеют склонность и желание умереть. Предсуицидальный синдром у детей и молодежи отмечается следующим образом:

• ведутся рассуждения о способах осуществления самоубийства;

• отмечаются частые состояния обиды и подавленности, стрессы;

• частые психические расстройства, крайняя усталость, психические срывы;

• отчаяние от несбывшихся надежд и ожиданий, разочарование.

Следующая группа трудных детей и учащейся молодежи может быть отнесена к категории социально запущенных. Прежде всего, это дети и подростки, склонные к правонарушениям, у них проявляется частичное или полное игнорирование социальных норм поведения. К социально запущенным относятся и те подростки, которые уже уличены в правонарушениях, и те, которые внешне ведут себя вполне законопослушными, но, судя по каким-либо дополнительным или косвенным ист



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: