Вопрос. Понятие дефектокомпенсации.




Вопрос. Предмет и задачи Сурдопсихологии.

СП -это отрасль специал. псих, кот анализир. особ-ти форм-ия психики чел, имеющего дефекты слуха, вплоть до полной глух.

Предметом СП явл. изучен своеобразия псих-го развит людей с недост. слух-й функ. и установл. возможн и путей компен. наруш. различ. сложности.

Задачи СП: 1 -выявить общие и специфич. законом-ти психич. развит людей с наруш. слухом по сравнению с людьми,сохран. слух.; 2 -изучить особен. разв. отдельных видов познав-ой деят-ти людей с НСл; 3 -изучить законом-ти разв. их личности; 4 -разработать методы диаг-ки и псих-ой кор-ии наруш псих разв людей с недост слуха; 5 -дать психол-ое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагог-го возд-я на Де и Вз с НСл, изучить психолог. пробл. интеграции людей с НСл в общество, в частности пробл. интегр-го обуч-я.

Вопрос. Методы сурдорсихологии.

При изучен особ-тей психики Де и Вз, имеющ. наруш. слуха, испол-ся основ. и вспомог. методы психологии. Основ мет-м-- метод наблюд. и психологич. экспер. Вспомогат — метод анализа продуктов деят-ти, метод тестов, анкетир. и др. метод наблюд.-целенапр-ть, опосредован. теоретическими представ-ями и планомерн.Предметом наблюд м.б внешние комп-ты деят-ти-движен, перемещ; реч. акты,особ-ти лексич., граммат.,фонететич. строя речи; своеоб мимики и пантом. Присутствие наблюд-ля может менять повед. Де, нарушая его естес-сть. Для этого можно использ регис-щую ап-ру(кино-,видеосъе.).

Для получ-ия выводов и обобщ. матер., необход. Провод. Длител. и системат. наблюд. за Де в различ видах д-ти.

Психолог-й экспер. Этапы: цели(гипотезы исслед; планиров.;проведен.эксперим.; анализ получ. Рез-ов, включая проверку статист гипотез; формулир выводов.

При организации экспер-та следует учитыв.:адекват поним инситуации(т.к.Ре может не понять или понять неправ предъявл ему словес инстр.,можно использ. жест.речь. Проводя экспер, исслед-ль оказывается включенным в ситуац общ-я с испыт-ым и невольно может повлиять на егоповед-е. В пр-се раб.следует учит.это,т.к. Де более внушаемы. Исслед особен. психики Де с НСл, испол-ся все виды психол. экспер.:лаборат. экспер,естеств. Экспер.,(А.Ф.Лазурским)-естеств-ть обст-ки, привыч для Де д-ть.обучающ экс-т. состояние ЗУНов. Раб.заключ в отработке поэтапной, строго дозир-й помощи, кот. оказыв.Ре при выпол задания. Как Ре выпол. основ. задание, ему предлаг. сходное с основным по способу выполн. При этом помощь не оказыв.,т.к.определ возмож-ти переноса усвоен. способа действия.

Вспомог. Мды:методд анализа продуктов д-ти.(Изуч.различ. видов д-ти-рисун, поделки, аппл-и, констр-и, изделия, изготов. в пр-се труда, письм. раб., сочин.) М-д позволяет прослед и выделить затрудн и ошибки, способы преодол. трудн., провести их соотнош. на конечном и промеж-м этапах д-ти. Важно выделить то, что Ре делает по указан Вз, и самост-но.

Анализ разных прод-в д-ти: в дошк и мл. школ. возрас это рис, аппл, в ср. школ.-письм. раб., сочин(анализ употреб-я слов,грамм-го стор речив юнош. Возр. и у Вз глух.-труд. д-ть.

В наст.вр.в США, для опред-я ур. интелл. разв. испол-ся тестирование(стандартизир.вопр. и задан.). Для тестир. глух. создаются шкалы дейс-я (шкала Артара), а также неверб. Тесты(словес.общен.без участия устн.и пис.речи).

Матрицы Дж. Равена. Также использ-ся методов беседы и анкетирования,но ограничены, т.к. и тот и др. связаны с получ-ем инфо на основе словесн.-устн. или письм.общения. Однако у Де с НСл м-д беседы позволяет судить об уровне разв. устн. речи и о ее особ-ях.

При оптим-ом сочетании м-в психол-го изуч. Де и Вз с НСл удается получить данные, позвол-щие охарактеризовать специфические закономерности их психич. разв.

вопрос. Понятие дефектокомпенсации.

Компен-я психич. функ.-это возмещ-ие недоразв-х или наруш-х психич. функ. путем использ-я сохранных или перестройки частично наруш.функ. Выделяют два типа компен.. 1-внутрисист. компен., кот. осущ-ся за счет привлеч. сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это разв. остат-го слух. воспр. 2- межсист. компен., кот осущест. путем перестройки функц-ых систем и включ. в раб. нов. элем-в из др. структур, выполн. ими несвойств. ранее функций. Компен. функ. слух. анализ-ра у родивш глухим Ре происхрд. за счет разв. зрит. воспр, кинестет. и такт.-вибрац. чувст-ти.

Высшие формы к-ции выраж. в создании усл. для полноц-го разв. личности, предпол-щие наличие возможн. для овладения знаниями основ наук, труд. навык., основами произв-ва, формир. способности к систематич труду, возможн. выбора проф-и, формир. мировоззр. и нравств. качеств личн.

В ран. возрасте возникает конфликт м/у прирожд.чувством общности и чувством неполноцен. Разв чувства общности связано с близкими Вз, окруж. Ре с детства, прежде всего с матерью. При неразвитом чувстве общности у Де формируются невротич. комплексы, что приводит к отклон. в разв. личн. Непол. к-ция обусловл-ет возник-ие комплекса неполноцен, изменяет жизнен. стиль Ре, делая его тревож., неувер., завистл.,напряжен.

Стремясь преодолеть чувство неполноцен. и самоутверд, чел.актуализирует свои творч. возможн. Идея сверхк-ции то, что «оценивает положит. не страдание само по себе, а его преодол; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы».Сверхк-ция-только крайняя точка одного из двух возможных исходов пр-са к-ции, один из полюсов осложненного дефектом разв. Другой полюс-неудача к-ции, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологич. позиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: