Вопрос. Специфические закономерности развития детей с нарушениями слуха.




В. И. Лубовский.

1. Сниж-е спос-ти к приему, переработке, хранению и использ-ю инф-и. В нескольких отнош-ях у Де с НСл сниж-е хар-но только для опред-го периода онтогенеза. Напр. замедленная скорость переработки инф-и при зрит.восприятии, менее точное и длительн.хранение наглядн.мат-ла у Де с НСл отмеч-ся в дошк.и младш.школьн.возрасте(до 10-11 лет). Потом Де с НСл не отстают по этим параметрам от нормы.

2. трудность словесного опосредования. При адекватных усл-ях обуч-я соотнош-е непосредственного и опосредованного запомин-я изменяется в пользу последнего. Де учатся пользоваться адекватн.приемами осмысленного запомин-я в отнош-ии наглядн.и словесн.мат-ла.

3. замедление процесса формир-я понятий. Эта законом-ть имеет свои временные и структурные особ-ти проявл-я. На начальн.этапах обуч-я гл/х Ре речи для него хар-но своеобразн.употребл-е слов, т.к. Ре опирается только на впечатл-я, возникающ.от непосредствен.восприятия окруж.действит-ти с пом.сохран.анализаторов. В начале обуч-я Ре м.уловить в слове только указание на опред-й предмет=>значение слов не определенное, мало различ-ся по степени общности. По мере овлад-я речью Ре усваивает более точные и обобщенные знач-я слов, может оперировать отвлеченными понятиями.

Закон-ти, хар-ные для дан.вида наруш-я:

1. связана с тем, что необх-м усл-ем успешн.разв-я Ре явл-ся значит.возрастание кол-ва, разнообр-я и сложности внешн.воздей-й. Из-за пораж-я слуха объем внешн.воздей-й на гл/х Ре сужен, взаимод-е со средой обеднено, общ-е затруднено=>психич.деят-ть упрощ-ся, реакции на внешн.воздей-я менее ложное и разнообразные. Компоненты психики у Ре с нарушен.слухом развив-ся в иных пропорциях по сравнен.со слышащ.Де. (несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логич.мышления, письмен.речьв обеих формах приобретает бОльшуюроль по сравнению с устной, импрессивн.(чтение) преоблад.над экспрессивн(письмо). 2. отличия в темпах психич.развитияу Де с НСл по сравнению с нормой: замедление психич.развития после рождения и ускорение в последующие периоды. И.М.Соловьев путь психич.развития Ре с НСл представлял в след.виде: различия в психич.деят-ти м-у слыш.и глух.Ре, незначительные на начальн.этапах онтогенеза, возрастают в течение последующ.времени. Это происходит до того, когда вследст.систематич.сурдопедагогич.воздей-й различия уменьшаются.

Вопрос. Слуховые ощущения и восприятия у детей с нарушенной слуховой функцией.

Ощущение - элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, действующих на наши органы чувств.

Восприятие – представляет собой целостный образ предметов и явлений.

Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий.

Исследования показывают, что у значительной части глухих детей (около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок.

У ребенка, имеющего нарушение слуха, процесс развития ощущений и восприятий протекает по тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающегося ребенка. Вместе с тем, у детей с полной или частичной потерей слуха имеются определенные особенности в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Главным отличием сенсорной организации неслышащего ребенка от таковой слышащего является выключение из анализаторных систем слухового анализатора – одного из важнейших источников получения информации. В чувственном отражении окружающего мира слуховые ощущения и восприятия играют важную роль, т. к. на человека постоянно воздействуют самые различные звуки: шумы; звуки, присущие различным объектам и явлениям; музыкальные звуки; речь.

Все эти раздражители, воздействующие на орган слуха, у глухого человека не вызывают слуховых ощущений. Тонус коры больших полушарий головного мозга оказывается сниженным. Отсутствие слуха лишает ребенка возможности получения ощущений и восприятий от огромного звукового многообразия окружающего мира, что приводит к нарушению информационного баланса между средой и организмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: