Детские минеральные воды: нутрициологический аспект




А.В. Салахутдинова,

Salahutdinova20061997@gmail.com

К.Н. Иванова,

Kristina589@bk.ru

А.В. Сокорина,

sashasm88@yandex.ru

студенты 3 курса напр. «Технология молока»,

науч. рук. И.С. Полянская,

к.т.н., доц.,

Вологодская ГМХА,

г. Вологда, с. Молочное

ДЕТСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ: НУТРИЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

   

Выбор потребителем питьевых вод обусловлен тремя основными информационными источниками: знакомые, реклама, телевизионная информация, например, передача «Контрольная закупка».

Актуальность проблемы. От качества потребляемой питьевой воды во многом зависит здоровье человека, а от того какой фундамент здоровья человека будет заложен в раннем детстве, зависит качество всей дальнейшей жизни человека [1]. Ожирение, диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые патологии – все это в значительной мере обусловлено неправильным питанием ребенка. В связи с этим необходимо расширить и дополнить вузовские программы разделами, посвященными проблемам питания [1-6].

При рождении в организме ребенка содержится более 80 % воды. Центр интеллектуальной мысли – головной мозг – на 90 % состоит из воды и очень чувствителен к обезвоживанию. Современная нутрициология рекомендует не давать воду детям первые 6 месяцев со дня рождения, чтобы не уменьшать выработку молока у кормящей матери. Педиатры рекомендуют поить новорожденных водой только во время болезни – при повышении температуры или коликах. С введением прикорма вода становится необходимой, ребенок нуждается в дополнительной жидкости. Чем теплее и суше в помещении и чем теплее одет ребенок, тем больше жидкости он теряет, тем актуальнее для него питье.Вода для грудного ребенка отличается от обычной «взрослой» питьевой воды. В частности, к ней предъявляются иные требования по содержанию минералов: общее содержание минералов менее 200-300 мг/л; кальция менее 60 мг/л; калия менее 5-20 мг/л; натрия менее 20 мг/л; магния менее 10-35 мг/л Продукт должен пройти государственную регистрацию как вода питьевая высшей категории (иметь свидетельство о государственной регистрации). Поставляемая питьевая вода должна быть высшей категории качества, негазированная, расфасованная в герметично укупоренные одноразовые или обеззараживаемые емкости многоразового применения, гарантирующие безопасность в эпидемическом отношении и безвредность по химическому составу. Для дошкольных образовательных учреждений вода поставляется в емкостях объемом 1,5 литра [8]. Физиологическая норма потребления жидкости составляет 30–40 мл/кг массы тела в сутки. Роль воды для организма, в частности детского, очень велика, так как все метаболические процессы происходят именно в водной среде. Кровь, лимфа, межклеточная и внутриклеточная жидкость, слюна, пот, желудочный сок, желчь, моча – это всё вода с растворёнными в ней минеральными солями. Постоянный объем жидкости, как и постоянная концентрация солей в их составе, поддерживает водно-солевой баланс внутренней среды организма, обеспечивает транспорт полезных веществ ко всем клеткам, способствует быстрому выведению побочных продуктов жизнедеятельности, ускоряет восстановление.

В старшем возрасте минерализация употребляемой воды должна быть выше. Столовая минеральная (натуральная) вода пригодна для ежедневного применения. Содержание солей в ней не превышает 1 г на литр воды. Поскольку потребность учащихся в кальции в среднем удовлетворяется на 70—80%, т.е. при нормативе, равном 1200 мг [9], дефицит кальция составляет порядка 300 мг, существуют концепции обогащения питьевых вод [10, 11], в частности кальцием и магнием.

Кальций способен усиливать сократительную силу сердечной мышцы, повышает иммунитет, обезвоживает организм, влияет на рост костей, повышая их прочность, обладает противовоспалительным действием. [12]. Магний минеральных вод хорошо усваивается организмом, способствует уменьшению спазмов желчного пузыря, снижает уровень холестерина в крови, благотворно влияет на нервную систему, способствует нормализации реологических свойств крови, обеспечивая профилактику атеросклероза и сердечно-сосудистых осложнений. Лучшим считается соотношение Са/ Мg, для детей 1-3 лет близкое 1.0/0.2, для взрослых 1.0/0.5.

Использование в питании детей природных минеральных вод имеет свои особенности. Столовая минеральная (натуральная) вода пригодна для ежедневного применения [12].

Лечебно-столовые (от 1 до 10 г солей на литр воды) и лечебные воды (более 10 г на литр либо воды с повышенным содержанием наноэлементов или микроэлементов первого порядка, например, мышьяка, бора) пьют по рекомендации врача-специалиста.

Предмет настоящего исследования: количественная характеристика содержания кальция и магния в детских минеральных водах (см. табл. 1). Основной метод исследования - по ГОСТ 1.2-2009. Все исследованные образцы по содержанию минералов соответствуют основным требованиям, предъявляемым к детской минеральной воде.

Табл. 1 - Исследование образцы воды

  Наименование воды Общая жест- кость   Ионы Са+2   Ионы Мg+2 Соотношение Са/ Мg
Мотя, Московская обл. 3,6 2,7 0,9 1,0/0,3
Винни, Московская обл. 3,6 1,9 1,7 1,0/0,9
Фрутоняня, Липецк 3,5 2,0 1,5 1,0/0,8
Агуша, Москва 3,3 2,0 1,3 1,0/0,7
Спортик, Кострома 2,5 1,5 1,0 1,0/0,7
Нipp, Австрия 3,4 2,7 0,7 1,0/0,3

Литература и примечания:

[1] Здоровье закладывается в детстве. – Медицинская газета. https://www.mgzt.ru

[2] Полянская И.С. Нутрициологическая химия S-элементов. - Вологда, 2011. – 139 с.

[3] Полянская И.С., Артемова А., Тугаринова М.Н. Нутрициологические аспекты водопотребления: исследование жесткости природных вод Северо-Запада Наука и образование в XXI веке 2015. С. 79-81.

[4] Полянская И.С., Аверьков А., Байлова С.И., Гурина А. А., Тугаринова М.Н., Фетюкова А.А. Правополушарное развитие студентов на уроках химии // Наука и образование в XXI веке - 2015. - С. 111-114.

[5] Полянская И.С., Гурина А.А., Тугаринова М.Н. Питьевое значение вод рек и озёр Вологодской области // ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ. - 2015. - С. 52-56.

[6] Полянская И.С., Венкова М.С. Классификация бутилированных питьевых вод // Science Time. -2015. -№ 12.

[7] Специализированная вода для новорождённого. Комсомольская правда https://www.kp.ru/guide/voda-dlja-novorozhdennykh.html

[8] Реестр пищевых продуктов для питания обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений

[9] Лопатин С.А. Водный или пищевой источник минеральных веществ? https://economics.open-mechanics.com/articles/121.pdf

[10] Концепция перехода на снабжение населения Санкт-Петербурга физиологически полноценной питьевой водой.- СПб., 2008.- 70 с.

[11] Способ приготовления минерализованных и витаминно-минерализованных вод со сбалансированным составом. Патент на изобретение RUS 2004105584 24.02.2004

[12] Лечебные секреты подземных вод. //zdravkom.ru/

© А.В. Салахутдинова, К.Н. Иванова, А.В. Сорокина, 2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: