Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детский морской Центр "Альбатрос"
Московская область, г. Домодедово, мкрн. Западный, ул. Зелёная, стр.72 а
Т. 8- (496) 794 – 30 – 13
E-mail: dmc-albatros@mail.ru
Методический материал
На тему:«Общее устройство и работа двигателя»
Педагог дополнительного образования: Нестеров Е.А. г. Домодедово 2014 год Устройство и техническое обслуживание мотоциклов - Двигатель мотоцикла. | ||||
На мотоциклы устанавливают двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в цилиндрах которых тепловая энергия сгорающего топлива превращается в механическую работу. Возвратно-поступательное движение поршня, воспринимающего давление газов, преобразуется во вращение коленчатого вала посредством кривошипно-шатунного механизма, который состоит из цилиндра, поршня с кольцами, поршневого пальца, шатуна и коленчатого вала. Крайние положения перемещающегося в цилиндре поршня называют мертвыми точками — верхней мертвой точкой (ВМТ) и нижней мертвой точкой (НМТ). Расстояние от ВМТ до НМТ называется ходом поршня, а образуемое пространство — рабочим объемом цилиндра. Полный внутренний объем цилиндра состоит из рабочего объема и объема камеры сгорания. Отношение полного объема к объему камеры сгорания называется степенью сжатия; чем она выше, тем более эффективно происходит рабочий процесс двигателя. Современные двигатели имеют степень сжатия 9–10 единиц (у спортивных моделей встречаются большие значения).
Поршневой двигатель внутреннего сгорания
У двух- и четырехтактных ДВС протекание рабочего процесса и конструкция деталей несколько различаются. В четырехтактных двигателях рабочий цикл происходит за четыре хода поршня (такта) и два оборота коленчатого вала: впуск — поршень опускается от ВМТ и засасывает горючую смесь через открытый впускной клапан; сжатие — поднимающийся от НМТ поршень сжимает рабочую смесь при закрытых клапанах; рабочий ход — смесь сгорает, воспламенившись от электрической искры, и образующиеся газы, расширяясь, перемещают поршень вниз (этот ход поршня называется рабочим, поскольку во время него и совершается полезная работа); выпуск — движущийся вверх поршень выталкивает отработавшие газы через открытый выпускной клапан.
|
Рабочий процесс четырехтактного двигателя
а — впуск; б — сжатие; в — расширение (рабочий ход); г — выпуск; | 1 — впускной клапан; 2 — свеча зажигания; 3 — выпускной клапан |
Конструкция современного четырехтактного двигателя («БМВ-F650CS»)
1 — форсунка системы впрыска топлива; 2 — многоклапанная головка (DOHC); 3 — насос жидкостной системы охлаждения; 4 — поршень, рассчитанный на высокую частоту вращения коленчатого вала; | 5 — электростартер; 6 — датчик управления микропроцессорными системами зажигания и питания; 7 — масляный фильтр |
В двухтактных двигателях один рабочий цикл происходит за один оборот коленчатого вала. Другая их особенность — отсутствие клапанов (впускных и выпускных) с механическим приводом. Их роль выполняет сам поршень, открывая и закрывая специальные окна и каналы на зеркале цилиндра. Объем картера под поршнем также используется при газообмене.