Хореографический факультет
Кафедра педагогики хореографии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория и история хореографического искусства»
Романтизм в балетном театре
Выполнил студент: 405 БНХК группы 4 курса, очной формы обучения Фоменко Ольга Николаевна | |
Научный руководитель: Крысанков Тимофей Георгиевич доцент кафедры искусство балетмейстера |
Дата сдачи –
Подпись студента –
Подпись руководителя –
Подпись зав. кафедрой –
Курсовая работа защищена
«_____» _________________ 2018 г.
Оценка _______________________
Пред. комиссии Дубских Т. М. _______
Челябинск 2019
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Романтизм как основное направление в искусстве первой половины ХIХ века 5
1.1. Особенности романтизма как направления искусства. 5
1.2. Черты романтизма в балетном театре. 10
Глава 2. Романтизм в русском и западноевропейском балетном театре. 16
2.1. Романтизм в западноевропейском балетном театре. 16
2.2. Романтизм в русском балетном театре. 20
Заключение. 26
Список литературы.. 29
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что балет эпохи романтизма, несмотря на кризисы, не исчерпал себя, а приобрел новые идеи в ХIХ в.
Эпоха романтического балета, пожалуй, является самой важной в истории балета. Ведь именно в данный период были поставлены знаменательные для всего хореографического искусства произведения, такие как, например, «Сильфида» и «Жизель». Именно в данное время был принят легкий, воздушный, невесомый танец на пальцах, законодательницей которого стала итальянская балерина М. Тальони.
Во время развития романтического балета на сцену вышли разнообразные фантастические существа: наяды, нимфы, сильфиды, нереиды, ундины, воплощая в себе мир грез и мечтаний юных принцев и других влюбленных кавалеров.
|
Романтический период в балетном театре имеет достаточную разработку в теоретических источниках, сохранилось большинство образцов классического наследия – балетов эпохи романтизма. В то же время необходим новый, современный подход к рассмотрению данной темы, с точки зрения использования традиций романтического балета в поиске новых выразительных средств.
В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости поиска новых средств выразительности в балетном искусстве. Но любые поиски должны опираться на традиции, достойное знание истории создания балетного искусства.
Цель данной работы: изучить особенности романтизма в балетном театре.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретическую базу исследования;
- определить особенности романтизма как направления искусства;
- изучить черты романтизма в балетном театре;
- рассмотреть романтизм как направление в русском балетном театре;
- рассмотреть романтизм как направление в западноевропейском балетном театре;
- подвести итоги исследования.
Объектом исследования является процесс зарождения и развития романтизма как художественного направления в искусстве.
Предмет исследования – проявления романтизма в балетном искусстве России и Западной Европы.
При изучении творчества отечественных и зарубежных хореографов и танцовщиц периода расцвета романтизма мы обращались к работам Ю. А. Бахрушина, К. Блазиса, А. Я. Левинсона и др.
|
Работа включает в себя введение, две главы («Романтизм как основное направление в искусстве первой половины ХХ века»; «Романтизм в русском и западноевропейском балетном театре»), содержащие по два параграфа, заключение и список литературы.
В работе были использованы такие методы исследования как анализ теоретических источников, сравнение, обобщение.
ГЛАВА 1. РОМАНТИЗМ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХIХ ВЕКА
Особенности романтизма как направления искусства
Романтизм представляет собой идейное и художественное направление, которое возникло в европейской и американской культуре в конце XVIII – первой половине XIX в. Романтизм стал реакцией на эстетику классицизма. В 1790-е гг. это направление складывается в философии и поэзии Германии, а потом в 1820-е гг. оно распространяется в Англии, Франции и других странах [10; 112]. Романтизм предопределил дальнейшее развитие искусства, в том числе и те его направления, которые выступали против него.
С приходом романтизма в искусстве появились новые критерии. Ими стали естественность, свобода самовыражения, высокий интерес к индивидуальным, неповторимым чертам человека, откровенность и раскованность, которые сменили привычку подражать классическим образцам XVIII в. Романтики отклоняли рационализм и практицизм Просвещения как безличностный, механистичный и искусственный. Взамен этого они превозносили вдохновение и эмоциональность выражения.
Романтики пытались донести миру свои современные взгляды. При этом они чувствовали себя независимыми от системы аристократического правления, которая в то время приходила в упадок. Поменялось их место в обществе. Они отыскали своих читателей и зрителей из усиливающегося среднего класса, который был готов эмоционально поддержать и в том числе преклоняться перед ними. Хладнокровие и покорность были не признаны в романтизме. Взамен им пришли сильные эмоции, доходящие зачастую до крайностей [13; 30].
|
Под особым влиянием романтизма оказалась молодежь, которая получила шанс учиться и много читать, что содействовало формированию и развитию печатного дела. Молодое поколение вдохновляется идеями индивидуального развития и самосовершенствования, идеализацией персональной свободы в мировоззрении.
Молодые люди также соглашаются с отрицанием рационализма. Индивидуальное развитие ставилось выше стандартов честолюбивого и увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи переменил сословное общество Европы и стал началом возникновения образованного европейского среднего класса.
Романтизм был связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя классическая культура Французской революции действительно задержали приход этого направления искусства во Францию.
Во время расцвета романтизма появилось несколько литературных движений, основными из которых являются «Буря и натиск» в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Ж.-Ж. Руссо, готический роман. Также увеличивается интерес к возвышенному стилю, балладам и старым романсам.
Источником вдохновения для немецких писателей-теоретиков йенской школы романтизма (братьев Шлегель, Новалиса и др.), провозгласивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая превозносила творческие возможности разума [18]. Такие новые идеи затем проникли в Англию и Францию, а также обусловили формирование американского трансцендентализма.
Таким образом, романтизм возник как литературное течение, но оказал существенное влияние и на музыку, театр и прочие виды искусства. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, в меньшей степени – в архитектуре.
В XVIII в. любимыми мотивами художников стали горные пейзажи и живописные руины. Основными чертами романтизма стали динамичность композиции, интенсивный колорит, объёмная пространственность, светотень. Среди художников-романтиков можно также отметить Фузели, Мартина. Также как одно из проявлений романтизма можно рассматривать творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре.
Романтический герой – это непростая, страстная личность, внутренний мир которой исключительно глубок, безграничен. Это целая вселенная, которая полна противоречий. Романтики интересовались всеми страстями, и высокими, и низкими, противопоставленными друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противополагали жизнь духа, особенно религию, искусство, философию. Интерес к интенсивным и сильным чувствам, всепоглощающим страстям и тайным движениям души выступают характерными чертами романтизма [14; 31].
Можно говорить о романтике как об особенном типе личности, а именно человеке сильных страстей и высоких духовных стремлений, несовместимых с повседневной жизнью. Такой характер сопровождают исключительные обстоятельства.
Романтиков привлекает фантастика, народная музыка, поэзия, сказания, одним словом все, что в течение до этого рассматривалось как мелкое и не стоящее внимания. Для романтизма присуще провозглашение свободы, независимости личности, усиленное внимание к неповторимому в человеке.
Уверенность в самоценности человека становится в последствии протестом против судьбы. Нередко героями романтических произведении становится художники, способные творчески воспринять реальность. Классическое «подражание природе» противопоставлено у романтиков творческой энергии художника, который преображает реальность.
Формируется собственный, особый мир, более интересный и настоящий по сравнению с эмпирически воспринимаемой действительностью. Именно творчество является смыслом жизни для романтиков. Творчество – это высшая ценность мироздания. Романтики горячо отстаивали творческую свободу и фантaзию художника, считая, что гений художника не подчиняется правилам, а создает их.
Романтики в своем творчестве обращаются к различным историческим эпохам. Их привлекает своеобразие, экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из бессмертных завоеваний художественной системы романтизма. Данный интерес выразился в образовании жанра исторического романа. Его основоположником считается В. Скотт.
Романтики подробно и точно отображают исторические детали, фон, колорит определенной эпохи, но романтические характеры подаются вне истории, они обычно находятся выше обстоятельств и не зависят от них. Кроме того, романтики видели роман как средство освоения истории, а от истории шли к постижению тайн психологии и современности. Интерес к изображению истории сказался также в трудах историков французской романтической школы, таких как О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Менье.
В эпоху романтизма произошло открытие культуры Средневековья. Но в то же время восхищение античностью, характерное для прошлой эпохи в конце XVIII – начале XIX вв., тоже не слабеет. Многообразие исторических, национальных, индивидуальных особенностей обладало и философским смыслом. Так, богатство общего мирового целого состоит из суммы этих отдельных черт, а изучение истории отдельных народов позволяет прослеживать непрерывную жизнь по средством следующих одно за другим новых поколений.
Идеи романтизма распространялись абсолютно во всех видах искусства и по всему миру. Романтизм (romanticism), идейное и художественное направление, появившиеся в европейской культуре конца XVIII в. – первой половины XIX в., как реакция на эстетику классицизма. Сначала романтизм сформировался (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и прочих странах.
Романтическое искусство своеобразно: неприязнь к буржуазной реальности, окончательный отказ от рационалистических принципов буржуазного воспитания и классицизма, сомнение к культу ума, характерные для воспитателей и писателей нового классицизма.
Моральная эстетика романтизма связана прежде всего с утверждением достоинства человека, самой ценности его духовной и творческой жизни. Это нашло отражение в образах героев романтического искусства, которым были свойственны образы выдающихся героев и сильные страсти, стремление к свободе без границ. Романтики отрицают необходимость и возможность объективного отражения реальности. Поэтому они объявили субъективный произвол творческого воображения основой искусства. Сюжеты для романтических работ были отобраны исключительными событиями и необычными условиями, в которых действовали персонажи.
Изучив особенности романтизма можно сделать следующий вывод: идеи романтизма распространялись абсолютно во всех видах искусства и по всему миру. Моральная эстетика романтизма связана прежде всего с утверждением достоинства человека, самой ценности его духовной и творческой жизни. Это нашло отражение в образах героев романтического искусства, которым были свойственны образы выдающихся героев и сильные страсти, стремление к свободе без границ.