Считается, что балет – это высший уровень хореографии, в котором танцевальное искусство совершенствуется до уровня музыкального и сценического исполнения. Понятие «балет» зародилось в 16 веке в Италии и обозначило танцевальный эпизод.
30-е года 19 века принято считать расцветом романтизма. Балет, как и все виды искусства, находится под воздействием романтизма. Романтизм, как направление в искусстве, проявился во Франции, в которой на тот момент техника исполнения танца достигла высочайшего уровня своего развития. Балет «Жизель» Жюля Перро и балет «Сильфида» Филиппа Тальони стали ярким примером выражения романтизма в балетных спектаклях.
Романтизм получил распространение во всех видах искусства. Романтизм (romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально романтизм возник в 90-х годах 18 века в философии и поэзии Германии. Широкое распространение романтизм получил в 19 веке во Франции, Англии и других странах Европы.
Важной особенностью романтизма становится противостояние мира реального с фантастическим миром. Это противостояние оказало огромную роль в оформление спектакля, его атмосферу. Благодаря развитию пальцевой техники новым танцевальным стилем стала воздушная полетность движений. Так утверждался танец на пуантах, каким мы знаем его сейчас. В романтических балетах усиливается важность главной танцовщицы, получает развитие и женский кордебалет. На первое место по своей значимости выходит женский танец, всецело затмив мужской танец. Мужчины-танцоры в основном были задействованы для опоры балерин во время выполнения сложных вариаций.
|
Важнейшим выразительным средством в балетном спектакле стал танец, посредством танцевальных движений стало раскрываться балетное содержание и чувства героев.
В стране каждого театра становление романтизма имело свои характеристики, которые объяснялись конкретными историческими условиями, культурными традициями и национальными эстетическими идеалами.
Романтический балет стал формироваться в 19 веке во Франции, в последующем распространившись по территории всей Европы. С именами Марии и Филиппо Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи, Жюля Перро был связан западноевропейский балет[6;78].
С утверждением романтизма в балетном спектакля в самом балете начинают развиваться новые возможности: танцовщица становится главной в балете, появляется танец на пальца(пуантах), развивается прыжковая техника. Мария Тальони – одна из ярких представительниц балетного романтизма, начала самой первой использовать танец на пуантах.
Стала зарождаться новая эстетичность романтизма, которая распространилась на все виды искусства. Благодаря этому все, что было свойственно предыдущей эпохе, стало забываться. Романтизм, позволил находить новые источники вдохновения, разрушая старые формы прошлой эпохи. Балетный спектакль испытывал первые проявления романтизма дольше, чем другие виды искусства. Начало эпохи романтизма в хореографическом искусстве связанно с именем Филиппо Тальони. Именно он в 1832 году ставит балет «Сельфида» на музыку Ж. Шнейцегоффера, который является началом эпохи романтизма в балетном спектакле.
|
После выхода в свет балета «Сельфида», у Марии Тальони появляется одна из ярких соперниц того времени - Фанни Эльслер из Вены. Эльслер – это представительница другого направления в романтическом балете. Эльслер называли «языческой танцовщицей», а Тальони наоборот «христианской танцовщицей». Героини, исполняемые Эльслер, были вполне земными существами, обладавшие плотским очарованием. Эльслер запомнилась зрителю в качуче, страстном испанском танце, который стал визитной карточкой ее творчества. Не смотря на, соперничество балерин, Тальони и Эльслер добились колоссального успеха в России. Эльслер смогла совершить путешествие в США, став первой балериной, побывавшей в Новом Свете[16].
1832 год считается годом триумфа Марии Тальони, которая вошла в историю балета как самая лучшая Сильфида в балете «Сильфида» Филиппо Тальони. В этом балете и музыка и сюжет были подобранны и разработаны таким образом, что невозможно было представить ничего более подходящего для Марии [7; 90].
В балете «Сильфида» повествуется сказка о Сильфиде, духе воздуха, которая из-за своей любви к земному юноше губит себя. Этот балет стал яркой точкой приложения творческих сил отца и дочери. В «Сильфиде» костюм был сделан так идеально, что остался не измененным до наших дней. В его организации участвовал популярный художник и модельер Э. Лами, применявший многослойную легкую ткань для формирования пышной и невесомой тюники, или пачки, как ее именовали в России.
В дополнение к воздушной юбке в форме колокола за плечами М. Тальони к бретелькам лифа укреплялись легкие прозрачные крылышки. Такая театральная деталь выглядит сейчас абсолютно непосредственным дополнением к фигуре Сильфиды, в равной мере способной по собственному желанию взмыть в воздух или спуститься на землю. Голова М. Тальони была гладко причесана и украшена изящным белым венчиком.
|
В «Сильфиде» Тальони танцевала на пуантах, создавая иллюзию легкого, почти случайного прикосновения с поверхностью сцены. Зрители увидели новое выразительное средство – словно паривших над землей подруг Силфиды и саму Сильфиду, потерявшая свою человеческую оболочку. Это противоречило здравому смыслу.
Балет «Сильфида» с Тальони стало главным событием западноевропейского балета. Люди увидели, что такое настоящий талант, переживали потрясение. Партии Сильфиды были не характерны технические действия. В этом и состоялась революция Тальони – в смене предпочтений, в полном успехе романтизма как новой эпохи хореографии. Сколько лет прошло с тех пор, сколько оваций видела сцена, когда казалось, что в каком-то одном легком прыжке Сильфида унесется навсегда! Премьера 1832 года для видевших Тальони в главной роли осталась тем редким в искусстве примером, когда вокруг спектакля не было никакой разноголосицы, никакой дискуссии, когда голоса вчерашних врагов слились в единый дружественный хор. О М. Тальони говорили, что другой такой нет и не будет, что сущность ее искусства так чиста, что «она могла бы танцевать и в храме, не оскорбляя святости данного места». Но самое главное - "Сильфида" Тальони закрепляла за балетом обязанность возвышать человеческую душу и право, как писали современники, "вступать в яркий храм изящных искусств".
Изучив зарождение романтизма в западноевропейском балете, можно прийти к следующему выводу: благодаря развитию романтического направления в балетном театре, танец становится главным выразительным средством; начали усложнять технику исполнения танцевальных композиций; ведущая роль в балете была отдана исполнительнице. Все эти изменения повлияли на становление романтического балета, который известен нам на сегодняшний момент.