По-прежнему не маловажным фактом является женская бедность в результате гендерного неравенства, не смотря на все положительные изменения этот вопрос остаётся достаточно острым. Гендерное неравенство значительно варьируется в зависимости от ситуации в конкретной стране, сокращение благ по этой причине колеблется от 17 до 85% (непосредственно не сопоставимое с общими потерями в силу использования различных методов подсчёта). Наиболее гедерно-равноправной страной являются Нидерланды с 17%, за ними следуют Дания, Швеция и Швейцария. При этом в странах с большим гендерным неравенством наблюдается несправедливое распределение человеческого развития и не только среди полов, этот принцип действует и наоборот.
Индекс многомерной бедности
Основным отличием этого подхода является описание бедности как многомерной структуры. Теперь учитываются не только денежные показатели, но и различные виды множественной депривации и их возможного наложения. Виды депривации выделяются по тем же параметрам, что и ИРЧП, и показывает число людей, являющихся бедными. Выделяется 10 показателей бедности, домохозяйство считается многомерно бедным, если оно подвергается деривации не менее чем по двум из шести показателей. Показатели:
Здоровье
. Питание
. Детская смертность
Образование
. Годы обучения в школе
. Число детей, охваченных обучением
Уровень жизни
. Вид, используемого топлива
. Туалет
. Вода
. Электричество
. Пол в доме
. Активы
По последним подсчётам число многомерно бедных людей находится в районе 1,75 млрд. В целом наблюдается тенденция, при которой число многомерно бедных людей больше, чем количество людей проживающих менее, чем на 1,25 доллара США в день, но в некоторых странах уровень многомерной бедности ниже уровня абсолютной бедности. На это существует ряд причин. Первое, в этих двух подходах различно понимание объектов измерений. Второе, в ряде развивающихся велика доля неформального сектора экономики и потребления изделий кустарного производства, что вызывает большие трудности в подсчёте ИМБ. Третье, некоторых странах высока доля гуманитарной помощи и помощи социальной от государства в виде материальных благ.
|
Опыт борьбы с бедностью в разных странах
Страны Западной Европы
В странах Западной Европы социальная защита реализуется по-разному, но можно выделить четыре основные группы
1. Страны, в которых основной акцент делается на социальное страхование населения
2. Страны, где социальное страхование не имеет такого значения, а пособия и выплаты лучше соответствуют индивидуальным потребностям, и финансируются при этом из налоговых сборов
3. Страны, занимающие промежуточную позицию между двумя первыми
4. Страны со слабо развитой социальной защитой населения
К первой группе относится Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах трудящиеся отдают определённую часть своих налогов в страховой фонд, что позволяет воспользоваться услугами фонда, когда им понадобится помощь, и в тех размерах, которые соответствуют их накоплениям. Работодатели перечисляют определённые суммы страховой фонд на имя своих рабочих.
Обычно сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и суммы, которая была накоплена на счету работающего. Исключением являются расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Цель такого подхода - поддержать уровень человеческой жизни в случае болезни, инвалидности или потери работы. Основным смыслом этого подхода является перераспределение доходов человека. В этих странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты.
|
Тем не менее, государства из этой группы обязуются, что доходы любого гражданина не опустятся ниже определённого гарантированного минимума вне зависимости от условий его страхования. Эти выплаты осуществляются из общенационального бюджета. Медицина так же финансируется в основном за счёт страхования, но минимум опять же гарантирован за счёт бюджета. Ко второй группе стран относится Великобритания, Ирландия, Дания. В этих странах социальная защита меньше связанна с социальным страхованием. Одну из важнейших ролей в социальной защите этих государств играет бюджет страны. Льготы, различные пособия и социальные выплаты распределяются более равномерно. В основе этой концепции лежит идея о том, что все люди равны в нужде. Оказание помощи должно происходить в зависимости от потребностей человека, а не в зависимости от его прежних доходов. Различие социальных выплат от пособий заключается в том, что выплаты - обязательны и каждый гражданин может на них претендовать, а пособия выдаются в зависимости от нужды и характера социального риска.
К третьей группе стран относятся Нидерланды и Италия, они представляют смешанную систему социальной зашиты. Эти страны всё-таки ближе к первой группе относительно социальной защиты, но существуют важные отличия. Итальянское государство не берёт на себя обязательства по предоставлению гарантированного социального минимуму доходов. В Нидерландах же социальная защита находится на очень высоком уровне, она охватывает всех жителей страны.
|
В странах четвёртой группы социальная защита слабо развита к ним относится Португалия, Греция, Испания. У них нет минимального гарантированного дохода, социальная защита доступна далеко не всем гражданам.
Норвегия
Норвегия занимает первое место по уровню ИРЧП (0, 9555).
Многие социальные службы Норвегии образовались в результате частных начинаний, таких как пожертвования различных групп граждан, профсоюзов, различных ассоциаций и молодёжных движений с целью помощи сиротским домам, приютам для женщин, поддержки пожилых людей или люде с ограниченными возможностями, и т.д. Если организации демонстрируют эффективную работу, то они могут получить поддержку от крупных организаций или правительства. Так же социальная служба может регламентироваться законом или нормативными актами как всеобщая обязанность в данном обществе.
В Норвегии существует система медицинского страхования, которая финансируется налогами от работающего населения, работодателей, областей и муниципалитетов. По этой программе совершается выплаты пенсионерам, детям, вдовам, нетрудоспособным, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов.
У каждого муниципалитета имеются свои социальные офисы, которые предоставляют широкий спектр услуг, основывая свою деятельность на соответствующих законодательных актах.
Акт, принятый в 1964 году, предусматривает предоставление социально-экономическую помощь тем, кто не имеет права на пенсию по социальному страхованию или другие выплаты, а так же тем, кто не способен поддерживать своё существование. Ещё одной немало важной целью социальной защиты является защита детей, проживающих в условиях разрушающих их здоровье и развитие. Все муниципалитеты имею отделы по защите детей, и в них ведётся работа на трёх уровнях базовая профилактика, профилактика в семьях и защитные меры. Профилактические меры включают в себя общее улучшение жизненных условий детей, это выполняется посредством открытия детских садов, молодёжных клубов, детских площадок, решением транспортных проблем и т.д.
Семьям, в которых дети живут в неблагополучных условиях, оказывается активная поддержка. Помогают со школой, детским садом или яслями, предоставляется экономическая поддержка эти семьям, также за этими семьями идёт строгий надзор. Но если ситуация не улучшается, то детей могут отдать в приёмные семьи или детские дома, чаще эта ситуация временная нежели постоянная, как только ситуация в родной семье улучшается дети возвращаются.
Существует специальная возможность получить консультацию по социальным вопросам в местных органах самоуправления. В результате этих консультаций модно получить информацию по интересующему вопросу, совет или конкретные указания к действию и обеспечить себе поддержку в случае общественных и личных потрясений.
США
Социальная защита в США децентрализована, и многие вопросы решаются в рамках законодательства штатов, но это не отменяет программы социальной зашиты на федеральном уровне. В государственной системе социального обеспечения выделяется два направления: социальное страхование социальное вспомоществование.
Социальное страхование
Программы социального страхования - это программы, в которых их участник делает свой собственный предварительный вклад в своё будущее пособие или пенсию, который отчисляется в форме налога. Таким образом, получается, что граждане самостоятельно обеспечивают себе социальные выплаты, что позволяет уменьшить нагрузку на государство. Существуют такие программа страхования: страхование по утери кормильца, страхование по безработице, страхование по нетрудоспособности, медицинское и пенсионное страхование.
Государственную пенсию получают мужчины и женщины в возрасте от 65 лет, и проработавшие более 35 лет, при меньшем трудовом стаже пенсия снижается. Средний размер пенсии обеспечивает лишь доход на уровне черты бедности, установленной в США.
Пособие по нетрудоспособности выплачивается лицам, которые стали инвалидами в результате несчастных случаев или заболеваний, никак не связанных с производством. Для выплаты пособия необходимо выплатить определённый объём взносов и проработать на предприятии, охваченном страхованием по Общей федеральной программе (ОФП), не менее 5 лет
Пособие по утрате кормильца устанавливается членам семьи покойного, если члены семьи находились на иждивении, а покойный имел право на пенсию по старости. Размер пособия зависит от возраста и доходов иждивенцев, а так же от гипотетической пенсии покойного, которую он мог бы получать по достижению пенсионного возраста.
Страхование по безработице. Федеральный закон определяет основные принципы страхования безработицы, а законодательство штатов определяет категорию лиц подлежащих страхованию, порядок получения пособий, их размеры сроки и выплаты. В основном налоги от предпринимателей образуют фонды страхования по безработице. Пособие составляет в среднем 25-30% месячной зарплаты, в период не менее 12 месяцев с наиболее высокой заработной платой.
Медикэр - программа медицинского обслуживания пенсионеров. Страхование разделяют на основную и дополнительную части. Основная часть финансируется из налога на социальное страхование. Эти деньги идут на оплату лечения в стационаре, а амбулаторное лечение и консультативные услуги врачей оплачивается через дополнительное страхование. Оно финансируется из федерального бюджета и взносов участников.
Программы социального страхования направлены на предупреждение бедности.
Вспомоществование
Государственное социальное вспомоществование является второй частью социального обеспечения, по-другому это модно назвать помощью бедным. В отличии от социального страхования для получения помощи в этой системе не требуется специальных предварительных взносов. Основанием для предоставления помощи является нуждаемость, для определения её степени вводится понятие черты бедности, которая рассчитывается методом М. Оршански, описанным в первой главе. Такая социальная защита направлена на борьбу с абсолютной бедностью.
Сейчас существует множество различных программ вспомоществования, но выделим несколько основных.
· Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых, полных и постоянных инвалидов и слепых.
Федеральное правительство выплачивает указанным группам населения денежные пособия, для обеспечения минимума среднего существования. Этот минимум уровень составляет примерно 60% от уровня дохода на черту бедности, гарантированный доход находится на слишком низком уровне, что бы обеспечить достойное выживание человека. Тем не менее, этот вопрос можно решить на местном уроне, штаты имеют право увеличить размер этого пособия за счёт своих бюджетов.
· Программа помощи нуждающимся семьям с детьми. Под эту программу попадают малообеспеченные многодетные семьи, главами которых являются вдовы или матери одиночки. В некоторых штатах пособия по этой программе получают бедные семьи, в которых глава семьи безработный, это большая редкость. Основную роль в правилах распределения этого пособия играют штаты, это пособие составляет 390 долларов, что меньше 20% от средней зарплаты. В большинстве штатов это пособие не позволяет подняться до уровня бедности, к тому же это пособие не индексируется от инфляции, что приводит к его обесцениванию с ростом цен.
· Программа продовольственных талонов. Правом на получение талонов обладают лица или семьи, чей доход не превышает 125% на "черте бедности". Эти карточки позволяют покупать продукты со скидкой. Программой пользуется менее половины тех, кто может получить к ней доступ из-за бюрократических проволочек. Может получиться так, что пройдя через все проволочки, бедный перестанет получать эти карточки, потому что черта бедности постоянно плавает, и в какой-то момент он может перестать всходить в тот круг людей, кому положена эта льгота.
· Жилищными субсидиями могут воспользоваться семьи с низкими доходами, и в среднем субсидии достигают 2000 долларов в год. Для получения субсидий рассматривается каждый отдельный случаи в отдельности.
· Медикейд - медицинская программа для лиц живущих ниже черты бедности. Получатель этой программы не платит за предоставляемые услуги в этом её отличие от Медикэр. Власти штатов самостоятельно устанавливают порядок получения доступа к этой программе населения, но в любом случае к ней имею доступ те, кто проходит по программам помощи семье с детьми на иждивении или по программе гарантированного дохода
Большинство социальных программ поддерживаются населением США.
Китай
В Китае только система социальной защиты находится только в стадии разработки, по этому нет цельной системы социального обеспечения. Китай заявил о создании новой системы социального обеспечения буквально в июле 2001 года. Новая система должна быть независимой от государственных и коммерческих предприятий, а финансироваться будет сразу из нескольких источников. Предполагается разработка особой системы социального страхования. Сначала реформа будет проходить в провинции Ляонин в рамках эксперимента.
Одной из ключевых проблем в Китае является проблема трудоустройства населения. В Китае большой процент безработных среди городского населения и он постоянно пополняется выпускниками школ и вузов. Немало важной является проблема трудоустройства молодёжи.
Сокращения пахотных земель является причиной роста безработицы в деревне. Безработные отправляются на поиски сезонной работы в строительных организациях и на предприятиях горнодобывающей промышленности. Эту проблему в том масштабе, в каком она существует в Китае, можно решить только посредством быстрого развития городов.
Реформация пенсионной системы стала ещё более актуальной в связи с экономическим ростом, который привёл к повышению уровня жизни людей и её продолжительности, что в свою очередь привело к росту числа пенсионеров. Первые пенсионные фонды стали появляться ещё в 80-е годы, но система организации при накоплении пенсий оказалась не эффективной. Вследствие чего появился большой процент людей, не успевших накопить необходимое количество пенсионных средств, что привело к истощению пенсионных фондов, снижению размеров пенсий и задержкам по их выдаче.
В Китае существует недостаток государственных больниц, предоставляющих бесплатные медицинские услуги. По данным на 2000-2001 г. г. медицинским страхованием обладало 80 млн. работающих граждан из 711,5 млн. трудоустроенных китайцев. Основные расходы на нужды медицины берут на себя местные бюджеты, что отрицательно сказывается на качестве здравоохранения в деревне. Это происходит из-за разницы в доходах между городом и деревней. Многие проблемы в области здравоохранения связаны и недостаточном финансировании на уровне государства. На сегодняшний день в Китае не существует бесплатного высшего образования, обязательное школьное образование - бесплатно, но расходы на учебники слишком велики для бедных семей, поэтому детям часто приходится бросать школу. Часть проблем в социальной защите Китая связана с процессом перехода к рыночной экономике. При этом государство активно разрабатывает и реализует различные проекты по улучшению социальной защиты населения.
Российская Федерация
В прошлом году абсолютная бедность достигла 8% от населения страны. В зависимости от глубины оценки бедности к бедным можно отнести до 30% населения нашей страны. Ядром этой бедности является 4-6% населения проживающих за чертой бедностью более 5 лет. У этих людей происходят особые психологические изменения, которые значительно усложняют переход из числа бедных к благополучному населению страны.
Две трети людей живущих за чертой абсолютной бедности в нашей стране являются женщинами, и за последние 10 лет наблюдается тенденция к увеличению среди бедных числа женщин. В современных условиях брачный статус значительно влияет на риск бедности. Доля вдовых и разведённых среди бедных больше, чем среди не бедных. В тоже время, доля никогда не состоявших в браке больше среди не бедных. Немало важным фактором бедности в нашей стране является иждивенческая нагрузка. Количество бедных многодетных семей значительно больше, чем не бедных. Важно отметить, что риск бедности не изменяется в зависимости от того, кто является иждивенцем, то есть у семьи с двумя детьми и у семьи, содержащей двух пожилых родителей, одинаковые риски оказаться за чертой бедности.
Обязательное образование в РФ составляет 11 лет обучения. Не смотря на общие стандарты обучения и программы в школах, качество школьного образования остаётся различным для разных регионов. Существует проблема не только с качеством образования, но и с его оценкой. Попыткой со стороны государства ввести единые стандарты для оценки знаний учащегося было учреждение ЕГЭ, оно должно способствовать равным возможностям для поступление в вуз. Так же государство предоставляет возможность получения бесплатного высшего образования, эти механизмы служат социальными лифтами, помогающими детям из бедных семей улучшить свой уровень жизни.
Существуют различные программы по улучшению жилищных условий для бедных слоёв населения, на разных основаниях, существует возможности по получению бесплатного жилья, его приобретения в рассрочку по более дешёвым ценам, предоставление ипотечных кредитов в банке на более выгодных условиях. Все эти программы далеко не совершенны.
Существует система обязательного медицинского страхования, так же разработан ряд льгот для нуждающихся. Существующие пособие по безработице находится в пределах от 850 до 4900 рублей, что ниже среднего прожиточного минимума по стране.
Из-за резкого перехода от плановой экономике к рыночной возник целый ряд острых социальных проблем, социальная защита была направлена на их адресное и оперативное решение. Такой адресный подход породил множество программ для решения частных и конкретных задач, в результате этого подхода почти 70% граждан РФ имеют те или иные льготы, что порождает неэффективную растрату бюджетных средств. На данный момент необходимо создание единой упорядоченной системы льгот и выплат направленной на профилактику кризисных ситуаций и социальную защиту населения и каждого конкретного населения в целом.
Заключение
При рассмотрении определения понятия бедности мы выясняли, что существуют несколько определений этого понятия и все они имеют право на своё существование. И на основе этих определений строятся методы борьбы с бедностью. Так же мы рассмотрели новый подход, разработанный ОНН, в рамках этого подхода бедные не отделяются и не противопоставляются обществу, а борьба с бедностью происходит в рамках развития общества. ИРЧП демонстрирует уровень этого развития. На мой взгляд, этот подход наиболее эффективен, поскольку при расчёте ИРЧП учитывается наибольшее количество сфер жизнедеятельности человека. Так же преимуществом этого подхода является его интернациональность и доступ к опыту множества стран, что значительно упрощает выделение общих принципов увеличения ИРЧП.
На примере Западной Европы и США мы рассмотрели основные стратегии социальной защиты населения, обе стратегии имеют свои сильные стороны и только разумное сочетание этих стратегий приводит к хорошему результату. На примере Китая хорошо видны проблемы, с которыми сталкивается развивающаяся страна. А пример России ещё раз подчеркивает необходимость всестороннего подхода к решению проблемы бедности. Цели и задачи, поставленные при написании курсовой работы, были выполнены
Список литературы
1. С.Н. Смирнов, Т. Е Сидорина "Социальная политика", Издательский дом ГУ ВШЭ, Москва 2004г.
2. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия "Кругосвет", раздел Экономика и право, статья "Бедность" https://www.krugosvet.ru
. Овчарова Л.Н. "Теоретико-методолигические вопросы измерения бедности"SPERO №18 Весна-Лето, 15-38стр.
. Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека, издательство "Весь мир" 2010 г.
. Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире, издательство "Весь мир" 2013 г.
. Корнюшина Р.В. "Зарубежный опыт социальной работы" Издательство Дальневосточного университета 2004
. Забровская Л.В. "Социальная защищенность трудящихся в современном Китае (1990-е годы - начало XXI)"
. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
. Олейник А.А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. №1-12, 1999.
. Селезнев А.З. Ограничения экономического роста в России. // Проблемы прогнозирования. - 2002. - №6. С.29-43.
. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.
. Якобсон Л. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М.: Наука, 1995.
13. Аналитически доклад "Бедность и неравенство в современной Росси: 10 лет спустя" - Институт социологии.