Западный и восточный стили видения бизнеса.




Анализ ведения бизнеса восточными и западными компаниями

Введение

«Западников» – компании с иностранным капиталом и, как следствие, с иностранным же менеджментом, а иногда и просто западные компании, пришедшие на наш рынок – всегда можно узнать по агрессивной рекламной и PR-политике.

Западные компании блюдут кадровый менеджмент, обеспечивают сотрудникам соцпакет, вывозят на культмассовые мероприятия и исправно платят налоги.

В Японии очень сильно влияние синтоизма, национальной религии. А синтоизм учит, что все божественно, дается свыше и ко всему надо относиться трепетно, бережливо и по-честному. Поэтому японцы чистоплотны во всех сферах своей жизни, не только в бизнесе.

Один из специалистов по стилям видения бизнеса Ш.Борохов считает, что между Западом и Востоком нет симметрии. Запад открыт любым партнерам, включая деловых, этому способствует устоявшаяся форма письменных контактов, демократические нормы с гласностью и туризм. Восток же закрыт для постороннего глаза, отсюда пошло и знаменитое «Восток – дело тонкое». Однако у каждого стиля есть свои преимущества и свои слабые стороны. Сравнивая «западный» и «восточный» бизнесы «ведения дел», автор еще называет «стилем арабского рынка»[1].

Скажем, западный стиль как раз и страдает из-за своей открытости – хитрости и блеф здесь даются с большим трудом. Зато он превосходит Восток в логике и быстроте расчета вариантов, в скорости и в дальновидности понимания позиции на много ходов вперед. Чем это преимущество может компенсировать Восток?

На авансцену здесь выступает восточная интуиция и огромный жизненный опыт. И в схватке далеко не всегда выигрывает Запад. Конкретно это означает, что восточный партнер с одного взгляда понимает, кто из противостоящих «западников» реально решает дело и какую программу действий к нему следует применить.

В то же время западному человеку следует всегда помнить, например, что на востоке термины «почет» и «уважение» не всегда тождественны. Восточный человек придает большое значение именно почету, то есть официальной репутации партнера.

Западная культура отличается динамикой, скоростью и стремительностью. Темп определяет все. Девиз включает сразу: «Беги, или ты опоздал!» Образ успешного бизнесмена и политика неизменно предъявляет не только белоснежную улыбку, но и подтянутый силуэт, и намек на готовность к действию в любой момент.

Восточный стиль совсем другой. «Жизнь – это большая медленная река, в которую невозможно войти дважды. Поэтому так важно выбрать точный момент для каждого действия».

Западный и восточный стили видения бизнеса.

Существует два основных стиля ведения бизнеса. Один западный, другой восточный – хотя названия и деление очень условно. Каждый стиль имеет свои методы ведения бизнеса[2].

Западный стиль бизнеса характеризуется тем, что он ведется исключительно ради денег. Эта цель порождает ряд последствий, как положительных, так и отрицательных. Самое положительное последствие заключается в том, что цель достигается. Денег зарабатывается много, к вящему удовольствию своего сторонника. Но на эти деньги, как правило, претендуют и другие люди. Большинство из них сами таких денег заработать не в состоянии. Единственное, на что у них хватает соображения, это приватизировать не свое. Поэтому для защиты денег и других материальных ценностей придуманы законы, чтобы оставить достигнутую цель за собой. От конкурентов деньги защищаются с помощью договоров и юристов. Любые шаги подстраховываются с помощью массы документов с печатями и подписями. Создается впечатление, что судиться друг с другом – это любимое занятие западного бизнеса – а вдруг еще денег высудишь. Для защиты денег существует масса полиции и секьюрити.

Но суды действуют на низовом уровне, при отношениях между людьми и фирмами. Там же место и полиции. А когда дело доходит до очень больших денег, то сил полиции уже не хватает. В таком случае создается суперполиция, которую называют армией. В основе всех войн, переделов собственности, заказных убийств и других подобных явлений лежит западный стиль бизнеса. Точнее даже можно сказать западный стиль жизни.

Кстати, термины западный или восточный чисто условные. Философия же восточного бизнеса основана на человеческих отношениях. Главное – человек, деньги это инструмент для человека, а не наоборот. В бизнесе минимум договоров, в основном договариваются на словах. Соответственно, юристов много не нужно. Например, в Японии их в сотни раз меньше, чем в США. Договора составляют не столько для суда, сколько для себя, чтобы ясно представлять, кто и что конкретно делает и чтобы все моменты понимались одинаково. И если возникает спорный случай, то обращаются к подписанному документу, но между собой, а не в суде. А когда кто-нибудь договор вероломно нарушает в свою пользу, то с ним просто перестают работать и все. В суд его никто не тащит.

В бизнесе приверженцев западного стиля периодически возникают всевозможные проблемы, на решение которых они тратят кучу сил, времени и денег. Причем безрезультатно. И за это время сложилось устойчивое впечатление, что для бизнеса России западный стиль абсолютно противопоказан. Можно конечно сказать что, несмотря на слабые стороны западного бизнеса именно он является самым сильным и богатым, то есть результативным. Но вот только тот ли этот результат – количество денег? Вернее, надо учитывать не только деньги, но и другие составляющие конечного результата.

Восточный стиль оценивает бизнес не только количеством денег. Другим критерием, может более важным, чем деньги, является польза (или хотя бы отсутствие вреда) для природы и общества. Компания восточного типа «Дары леса» после валки леса оставляет за собой совсем не пустыню. Она убирает за собой мусор и высаживает саженцы деревьев, чтобы через несколько десятков лет на этом месте опять был лес.

Итак, решите для себя, какой стиль бизнеса для вас подходит лучше всего, ему и следуйте. И помните, нет лучшего стиля, они оба приводят к конечному результату. Вот только цена такого результата разная.

Кстати, бизнесмены западного стиля в любую секунду могут односторонне изменить условия, если для них это окажется выгодным. И потери их партнеров от этого будут многократно больше, чем первичные суперусловия.

Если вы также придерживаетесь восточного стиля бизнеса, то можете легко научиться определять стиль других бизнесменов. В конечном итоге это будет идти интуитивно, на уровне подсознание. Диагноз будет ставиться в несколько минут. Но в начальный период сканирование нужно делать по определенным признакам. Один из таких признаков мы уже рассматривали. Если бизнесмен упоминает, как он раньше крупно погрел руки за чей-то счет, то это признак западного стиля. Другой признак – попытки «подгрести все под себя», сделать так, чтобы ему принадлежало все. Идеальная мечта таких людей стать властелином всего мира. Чтобы все заводы, фабрики, рудники и общественные туалеты принадлежали им. И чтобы все люди были у них наемными работниками.

Сторонники восточного стиля довольствуются малым, если способны достичь только этого. И не стараются прибрать к рукам чужое, чтобы выбраться за отведенные им рамки. Восточная цель – развитие человека, а для этого деньги не нужны. Поэтому и стремиться к мировому господству и всем деньгам в их планы не входит. Какой смысл, если это не имеет значения для их интересов? Они с удовольствием идут на сотрудничество и помогают партнерам добиться большего в своем деле. Они не пытаются забрать бизнес партнеров, как это бы сделали западники.

Если вы сторонник восточного стиля бизнеса, то это не повод отменить договора, подписи и печати насовсем. Договора в ряде случаев нужны – когда вы сотрудничаете с партнером западного стиля или если вы планируете крупные вложения[3].

Итак, существует два стиля ведения бизнеса. Западный основан на договорах, печатях и подписях. Гаранты договоров – полиция, суды и арбитраж. Юрист – один из главных персонажей в спектакле бизнеса. Восточный стиль основан на доверии. Сделки заключаются на словах, документы составляют для себя, а не для суда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: